г. Вологда |
|
21 июня 2017 г. |
Дело N А05-13216/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 июня 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Кутузовой И.В. и Холминова А.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АИР-Финанс" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 марта 2017 года по делу N А05-13216/2016 (судья Тюпин А.Н.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900510709, ИНН 2901012238; место нахождения: 163002, Архангельская область, город Архангельск, улица Касаткиной, дом 9; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "АИР-Финанс" (ОГРН 1132901009108, ИНН 2901240820; место нахождения: 163000, Архангельская область, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 21, 6 этаж; далее - Общество) о взыскании 6399 руб. 54 коп. платы за превышение нормативных показателей сбросов по составу сточных вод.
Решением суда от 28 марта 2017 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, с Общества в доход федерального бюджета взыскано 2000 руб. государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что пробы сточных вод от объекта ответчика произведены истцом с нарушением действующего законодательства. Отмечает, что истцом в иске не указано, на основании какого правоустанавливающего документа произведен отбор проб сточных вод и в каком порядке - плановом или не плановом.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Истец в отзыве на апелляционную жалобу отклонил приведенные в ней доводы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается в материалах дела, истцом (организация) и ответчиком (абонент) 11.12.2015 заключен единый договор N 3-5.46 холодного водоснабжения и водоотведения, по условиям которого организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а абонент обязуется оплачивать холодную питьевую воду установленного качества в объеме, который определен договором.
В соответствии с подпунктом "т" пункта 18 договора абонент принял на себя обязательство соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод.
В разделе 8 договора стороны согласовали порядок осуществления контроля состава и свойств сточных вод, места и порядок проб сточных вод, а в разделе 9 договора - порядок контроля за соблюдением абонентом нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы и показателей декларации о составе и свойствах сточных вод, нормативов по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В силу подпункта "р" пункта 16 договора истец обязан осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Истцом 10.05.2016 произведен отбор проб сточных вод, отводимых ответчиком в систему канализации на объекте, расположенном по адресу: г. Архангельск, пр.Троицкий д.17.
По результатам анализа указанных проб сточных вод установлено превышение нормативных показателей сбросов по составу сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ, о чем составлен акт N 0005.
В связи с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, истцом ответчику произведен расчет платы за стоки с превышением допустимых концентраций и выставлен счет от 31.08.2016 N П0003560 на сумму 6399 руб. 54 коп., который ответчик не оплатил.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), главой 5 которого предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Согласно пункту 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Пунктом 70 Правил N 167 установлено, что расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила холодного водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644, Постановление N 644) и вступили в силу с 14.08.2013, а в части раздела VII - с 01.01.2014.
На основании пункта 25 указанных Правил абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом N 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Подпунктом "и" пункта 35 Правил N 644 установлена обязанность абонента соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (подпункты "в", "г" пункта 36 Правил N 644).
Таким образом, с момента вступления в силу Правил N 644 все абоненты обязаны соблюдать требования к составу сточных вод, установленные данными Правилами, а организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право контролировать соблюдение абонентом указанных требований и в случае их нарушения взимать за это плату.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Администрации Архангельской области от 09.07.2007 N 132-па утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Архангельской области (далее - Порядок взимания платы).
Согласно пункту 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
В силу пункта 65 тех же Правил на организацию водопроводно-канализационного хозяйства возложен контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод, осуществляемый путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Пунктом 7 Порядка взимания платы установлено, что взимание с абонентов платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства за общий объем фактически сброшенных сточных вод и фактическую массу сброшенных загрязняющих веществ.
В силу пункта 9 Порядка взимания платы плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения определяется как сумма платы за сброс сточных вод в пределах установленных нормативов водоотведения по объему, составу и свойствам сточных вод и платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, превышающий установленные нормативы водоотведения по объему, составу и свойствам сточных вод.
Факт допущенного ответчиком превышения в исследованных пробах предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ подтверждается актом отбора проб и соответствующим протоколом исследования результатов анализа отобранных проб сточных вод по количественным и химическим показателям.
Каких-либо нарушений, допущенных при непосредственном отборе проб, судом не установлено, и ответчик на них не ссылается.
Расчет платы проверен судом и признан обоснованным.
Довод апеллянта со ссылкой на Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила контроля N 525), о том, что истцом в иске не указано, на основании какого правоустанавливающего документа произведен отбор проб сточных вод и в каком порядке - плановом или не плановом, судебной коллегией не принимается.
Указанные подателем жалобы Правила действуют в отношении абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения.
Ответчик, как следует из дела, в спорный период не относился к категории абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых способов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Таким образом, действие Правил контроля N 525 в спорный период на ответчика не распространялось.
Как указано выше, обязанность истца контролировать состав и свойства сточных вод абонента, нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод установлена заключенным сторонами договором, а также положениями пункта 36 Правил N 644, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что за пределы своих полномочий истец при отборе спорных проб не вышел.
В силу изложенного, так как доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого определения либо опровергали выводы суда первой инстанции, а нормы права применены судом первой инстанции правильно, их нарушения не допущено, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
В связи с отсутствием в деле доказательств уплаты апеллянтом государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 3000 руб. подлежит взысканию с апеллянта в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 марта 2017 года по делу N А05-13216/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АИР-Финанс" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "АИР-Финанс" (ОГРН 1132901009108, ИНН 2901240820; место нахождения: 163000, Архангельская область, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 21, 6 этаж) в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Рогатенко |
Судьи |
И.В. Кутузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13216/2016
Истец: МУП "ВОДОКАНАЛ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК"
Ответчик: ООО "АИР-ФИНАНС"
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2017 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4058/17