Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 августа 2016 г. N Ф08-6146/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга, о взыскании неустойки, о взыскании пени
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
08 июня 2016 г. |
дело N А53-34438/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Галова В.В., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цушко И.Э.,
при участии:
от ответчика - Лунякин Игорь Евгеньевич по доверенности от 28.10.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.03.2016 по делу N А53-34438/2015, принятое в составе судьи Прокопчук С.П.,
по иску Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону
к акционерному обществу "Водоканал Ростова-на-Дону" (ИНН 6167081833, ОГРН 1056167043470),
о взыскании задолженности, неустойки
УСТАНОВИЛ:
департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском к акционерному обществу "Водоканал Ростова-на-Дону" о взыскании задолженности за период с 01.01.2015 по 30.09.2015 в размере 1315220 рублей 75 копеек, пени за период с 21.06.2014 по 16.10.2015 в размере 57303 рубля 36 копеек.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением арендатором обязательств по договору аренды земельного участка от 17.03.2005 N 731и.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.03.2016 с акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" в пользу Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону взыскано 1234193 рубля 76 копеек задолженности и 41178 рублей пени. В остальной части иска отказано.
АО "Водоканал Ростова-на-Дону" обратилось с апелляционной жалобой, просило отменить решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.03.2016 и принять новый судебный акт, которым исковые требования департамента удовлетворить в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами. Жалоба мотивирована тем, что истец при расчете арендной платы за период с 01.01.2015 по 30.09.2015 необоснованно применил ставку арендной платы по виду использования земли в размере 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка, тогда как за иные периоды применял ставку 0,3%. В связи с вступлением с 29.12.2014 в силу изменения к постановлению администрации г.Ростова-на-Дону от 27.05.2014 N 580 (далее Постановление N 580), которыми в п. 11.2 установлена ставка 0,3% для земельных участков объектов инфраструктуры ЖКХ, а п.11.3 установлена ставка 0,7% для земельных участков (занятых) для размещений трубопроводов и иных объектов используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Пункт 11.3 постановления N580 противоречит принципу экономической обоснованности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N582, и в силу п.12 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению как противоречащий вышестоящему нормативно-правовому акту. Судом не дана оценка доводам АО "Водоканал Ростова-на-Дону" о необходимости применения ставки арендной платы, равной ставке земельного налога 0,3% от кадастровой стоимости с учетом социальной значимости деятельности ответчика. Кроме того, не учтено, что с 01.01.2015 по 31.03.2015 произошло двухкратное увеличение арендной платы в отсутствие изменений фактических условий землепользования, что нарушает принципы определения арендной платы и положения ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону в отзыве на апелляционную жалобу указал, что реализация принципа социальной поддержки социально значимых видов деятельности и определение лиц, на которые распространяется право на социальную поддержу, определяется субъектом Российской Федерации самостоятельно. Каких-либо требований об обязании включить в перечень социально значимых видов деятельности для предоставления льгот по арендной плате на территории Ростовской области организаций, осуществляющих деятельность по водоснабжению, очистке сточных вод в федеральном законодательстве не содержатся (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2014 N 87-АПГ14-1). Ответчик является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность, в том числе в сфере водоснабжения с целью извлечения прибыли, а не в целях осуществления социально-значимой деятельности. Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.09.2015 N303-КГ15-6224 поскольку спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, следовательно при определении размера арендной платы надлежит руководствоваться региональным нормативным актом, который принят в пределах полномочий субъекта, определенных пунктом 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, и в установленном порядке не оспорен. Учитывая, что ставка арендной платы за земельные участки для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод не превышает ставку арендной платы для федеральных земельных участков, суд обоснованно применил в расчете за период с 01.01.2015 по 30.03.2015 ставку арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, между Департаментом имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (арендодатель) и акционерным обществом "Водоканал Ростова-на-Дону" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 17.03.2005 N 731и, согласно условиям которого, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 61:44:030303:0015, находящийся по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, просп. 40-летия Победы, дом 1е, общей площадью 216 863 кв.м., для использования в целях эксплуатации ОСВ, сроком с 02.11.1994 по 02.11.2043. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи 17.03.2005.
Согласно пункту 3.2 договора арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями (1/4) от общей суммы платы за один год не позднее 20 числа последнего месяца квартала.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно статье 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно положениям пункта 2 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
В соответствии с положениями статьи 36 Конституции Российской Федерации, пункта 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли на территории Российской Федерации является платным.
В соответствии с положениями статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации к числу основных принципов земельного законодательства, в том числе определяющего обязанности землепользователей, отнесен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В соответствии с положениями статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, если цена на определенные товары (работы, услуги) устанавливается уполномоченными государственными органами, стороны не вправе применять в договорных отношениях иные цены.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации арендная плата за земли, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности является устанавливаемой уполномоченными органами.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей с 1 марта 2015 года, если иное не установлено Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Из положений статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если цена на определенные товары (работы, услуги) устанавливается уполномоченными государственными органами, стороны не вправе применять в договорных отношениях иные цены. Поэтому стороны обязаны руководствоваться устанавливаемым размером арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, и не вправе применять иной размер арендной платы.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2011 N 9069/11 публичные образования при сдаче ими в аренду принадлежащих им на праве собственности земельных участков, выступают одновременно не только как субъект гражданского оборота и сторона в договоре аренды, но и как субъект публичных отношений, наделенный в установленных законом случаях правом издавать нормативные акты, закрепляющие ставки арендной платы или механизм их определения. В силу такого властного полномочия публичное образование фактически обладает возможностью в одностороннем порядке изменять условие о размере арендной платы в ранее заключенных им договорах аренды, в том числе даже тогда, когда условия договора вообще не предусматривают его одностороннего изменения.
В пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" содержатся следующие разъяснения.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости разрешенное использование земельного участка, имеющего кадастровый номер 61:44:030303:0015, для эксплуатации объектов очистных сооружений водопровода (ОСВ).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, земельный участок с кадастровым номером 61:44:030303:0015 принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Ростов-на-Дону.
В соответствии с уставом акционерного общества "Водоканал города Ростова-на-Дону" видами его деятельности являются водоснабжение, сбор, очистка и распределение воды, удаление и обработка сточных вод и отходов, оказание коммунальных услуг физическим и юридическим лицам, эксплуатация и обслуживание объектов водопроводно-канализационного хозяйства, ликвидация аварий на уличных сетях водоснабжения и канализации. Являясь субъектом естественной монополии, общество является единственной организацией, оказывающей услуги водоснабжения и водоотведения всем потребителям города Ростова-на-Дону.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 23.11.2010 N 10062/10 для квалификации определенных объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.
Понятие объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса содержится в Федеральном законе Российской Федерации N 210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и определяется как совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Согласно позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2009 N 1514/09, положения Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" возможно применять для определения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, не исключая при этом и отнесения к ним зданий, сооружений, а также иных объектов и входящего в их состав инженерного оборудования, предназначенных для функционирования жилищного фонда.
Общество является предприятием, видами деятельности которого являются: водоснабжение, сбор, очистка и распределение воды, удаление и обработка сточных вод и отходов, оказание коммунальных услуг физическим и юридическим лицам, эксплуатация и обслуживание объектов водопроводно-канализационного хозяйства, ликвидация аварийных ситуаций на уличных сетях водоснабжения и канализации.
Спорный земельный участок предоставлен для достижения единой цели - эффективного и бесперебойного обеспечения водой потребителей, эксплуатации городских очистных сооружений, которые предназначены для функционирования города в целом, и в частности, жилищного фонда.
Доказательств эксплуатации объектов в отрыве от указанной цели предоставлено не было.
Из положений Постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 27.05.2014 N 580 "О Порядке расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону и ставках арендной платы по видам использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону, расположенных в границах муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" следует, что при предоставлении земельных участков (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, составляет 0,7 процента кадастровой стоимости таких земельных участков.
Пункт 11.2. Приложения N 2 к постановлению Администрации города от 27.05.2014 N 580 "Ставки арендной платы по видам использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а так же земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону", расположенных в границах муниципального образования "город Ростов-на-Дону" устанавливает, что ставка арендной платы на земельные участки (занятые) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства (за исключением земельных участков, указанных в п. 11.3, 12, 15 настоящего перечня, абзаца 2 пункта 8 приложения N 1 к постановлению) составляет - 0,3.
Из положений пункта 11.3. следует, что ставка арендной платы за земельные участки (занятые) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод составляет - 0,7.
Исчисление арендной платы с использованием иной ставки является неправомерным.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (ред. от 30.10.2014) "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" устанавливает, что арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения трубопроводов и иных сточных вод.
Приказ Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" устанавливает ставку арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Применительно к статьям 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
Учитывая, что договор аренды земельного участка заключен после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, расчет арендной платы должен осуществляться с учетом кадастровой стоимости земельного участка, что соответствует принципам и правилам, установленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Применение иной формулы расчета арендной платы не соответствует части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также принципу запрета необоснованных предпочтений, поскольку приведет к созданию дискриминационных условий исходя из того, что арендаторы, заключившие договор в иной период, оказались бы в неравном положении по сравнению с рассматриваемым арендатором, в то время как порядок расчета платы является одинаковым для всех категорий лиц.
В части доводов ответчика о возможности применения при расчете арендной платы льготной ставки арендной платы равной 0,3%, суд первой инстанции обоснованно исходи из следующего.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при арен-де земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - постановление N 582).
К одним из принципов определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесен принцип поддержки социально-значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога.
В соответствии с Письмом Министерства экономического развития РФ от 17.01.2011 N Д23-62 "О применении принципа поддержки социально значимых видов деятельности при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", перечень социально значимых видов деятельности может устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для соответствующих
земельных участков самостоятельно исходя из поставленных целей в области социально-экономического развития. В частности, в качестве социально значимых можно установить следующие виды деятельности:
производство продуктов питания первой необходимости;
производство лекарственных препаратов первой необходимости;
производство продукции предприятиями, использующими труд инвалидов;
деятельность, направленная на охрану окружающей среды;
оказание предприятиями услуг, направленных на социальную поддержку населения;
производство продукции народного промысла;
деятельность, осуществляемая организациями, полностью финансируемыми из бюджета;
деятельность, осуществляемая в области науки, искусства и др.
Согласно пунктам "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, земельное законодательство. Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Федеральном законодательством не установлен порядок, критерии отнесения того или иного вида деятельности к социально значимым, а также не определен перечень юридических или физических лиц, занятых осуществлением такой деятельности.
Таким образом, реализация принципа социальной поддержки социально значимых видов деятельности и определение лиц, на которые распространяется право на социальную поддержку, определяется субъектом Российской Федерации самостоятельно.
Каких-либо требований об обязании включить в Перечень социально значимых видов деятельности для предоставления льгот по арендной плате на территории Ростовской области организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации железнодорожных путей, водоснабжению, очистке сточных вод, в федеральном законодательстве не содержится (указанные выводы изложены в Определении Верховного суда Российской Федерации от 26.02.2014 N 87-АПГ14-1).
На основании вышеприведенных норм права следует, что для применения льготы по уплате арендной платы законодатель предоставляет органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления право, а не обязанность устанавливать перечень социально значимых видов деятельности, при этом не для предприятия в целом, а для соответствующих земельных участков, исходя из поставленных целей в области социально-экономического развития.
Ответчик является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность, в том числе в сфере водоснабжения с целью извлечения прибыли.
В соответствии с пунктом 11.3 Приложения N 1 к Постановлению Администрации города Ростова-на-Дону от 27.05.2014 N580 ставка арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод составляет 0,7 % от кадастровой стоимости.
Проверка обоснованности установления порядка (методики) расчета арендной платы, в том числе на предмет ее экономической обоснованности, производится при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта в установленном законом порядке.
Постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 27.05.2014 N 580 в части установления ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в установленном процессуальном порядке, в том числе по мотиву несоответствия размера арендной платы принципу экономической обоснованности, не оспорено, недействующим не признано, поэтому подлежит применению при расчете арендной платы с момента вступления его в силу. (Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 03.12.2015 по делу N 301-ЭС15-10449, А82-16782/2013).
В соответствии с пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 аналогичная ставка (0,7) установлена и для федеральных земельных участков (Приказ Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217).
Учитывая, что ставка арендной платы за земельные участки для размещения (занятые) трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод не превышает ставку арендной платы для федеральных земельных участков, суд пришел к выводу о том, что истец обоснованно применил в расчете за период с 01.01.2015 по 30.09.2015 ставку арендной платы в размере 0,7 % от кадастровой стоимости, что полностью соответствует принципам экономической обоснованности, а также недискринимации, поскольку для муниципальных земель, земель субъекта Федерации, федеральных земель и земель неразграниченной публичной собственности установлена одна и та же ставка арендной платы (аналогичная правовая позиция по тождественному спору изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.05.2016 по делу А53-9701/2015).
Проверив произведенный истцом расчет задолженности по арендной плате, суд первой инстанции признал его методологически неверным, произвел перерасчет суммы арендной платы за 2015 год исходя из размера кадастровой стоимости, ставки арендной платы, коэффициента инфляции 1,055, установленного статьей 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Таким образом, задолженность за спорный период с 01.01.2015 по 30.09.2015 составила 1 234 193 рубля 76 копеек. Истцом также заявлено требование о взыскании пени за период с 21.06.2014 по 16.10.2015 в размере 57 303 рублей 36 копеек.
В соответствии с пунктом 5.2 договора за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени из расчета 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки.
В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 декабря 2011 г. N 81 разъяснено, что при обращении в суд с требованием о взыскании неустойки кредитор должен доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства должником, которое согласно закону или соглашению сторон влечет возникновение обязанности должника уплатить кредитору соответствующую денежную сумму в качестве неустойки (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации). Соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается.
Неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
Ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции ходатайство о снижении неустойки не заявлялось.
С учетом перерасчета задолженности по арендной плате, размер пени за период с 21.06.2014 по 16.10.2015 составляет 41 178 рублей.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.03.2016 по делу N А53-34438/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-34438/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 августа 2016 г. N Ф08-6146/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННО-ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Ответчик: АО "ВОДОКАНАЛ РОСТОВА-НА-ДОНУ"