г. Санкт-Петербург |
|
10 июня 2016 г. |
Дело N А26-351/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9449/2016) ООО "Севпромресурс"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.03.2016 по делу N А26-351/2016 (судья Пасаманик Н.М.), принятое
по заявлению ООО "Севпромресурс"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Севпромресурс" (адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр-кт Ленина, д. 18/Б, ОГРН: 1041000029729, далее - заявитель, ООО "Севпромресурс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 86-15/281П от 28.12.2015.
Решением суда от 14.03.2016 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение суда от 28.12.2015 и удовлетворить заявление Общества, признать незаконным оспариваемое постановление Управления. Податель жалобы полагает, что в его действиях отсутствует субъективная сторона правонарушения, так как им были предприняты надлежащие меры по соблюдению валютного законодательства.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия сторон.
Законность и обоснованно обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 15.10.2007 ООО "Севпромресурс" открыт счет N 89114010100000520604001002 в BRE BANK SA (Республика Польша).
29.04.2015 Общество направило в ИФНС по г. Петрозаводску отчет о движении средств по указанному счету за 1 квартал 2015 года. Согласно данному отчету на начало и на конец отчетного периода на счете имелся остаток в сумме 0 EUR, движение средств по счету не отражено. Банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), вместе с отчетом 29.04.2015 представлены не были.
07.05.2015 налоговым органом Обществу направлено уведомление о необходимости представления подтверждающих банковских документов.
В ходе проверки соблюдения Обществом валютного законодательства налоговым органом установлено, что отчет о движении средств по счету представлен в установленный срок, но с нарушением установленного порядка в части не представления подтверждающих банковских документов.
По данному факту 09.11.2015 должностным лицом ИФНС по г. Петрозаводску в отношении ООО "Севпромресурс" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В протоколе указано на повторное несоблюдение Обществом установленного порядка представления отчета о движении средств по счету в банке за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами.
Материалы дела об административном правонарушении переданы инспекцией в Управление для решения вопроса о привлечении ООО "Севпромресурс" к административной ответственности.
Постановлением Управления от 28.12.2015 N 86-15/281П заявитель привлечен к административной ответственности по части 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, сделав вывод о том, что Обществом не были предприняты надлежащие меры по соблюдению валютного законодательства.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и оценив доводы жалобы, полагает ошибочными выводы суда в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям в соответствии с обязательными для них актами органов валютного регулирования.
Частью 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ установлено, что резиденты, за исключением дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 N 819 утверждены Правила представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - Правила). Согласно пункту 4 Правил резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала. При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации, представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.
Из пункта 7 Правил следует, что подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Таким образом, Общество обязано было представить отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и подтверждающие банковские документы за 1 квартал 2015 года до 30 апреля 2015 года.
Несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, влечет административную ответственность, установленную частью 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что к направленному в налоговый орган 29 апреля 2015 года отчету за 1 квартал 2015 года не были приложены подтверждающие банковские документы о движении денежных средств по счету N 89114010100000520604001002, что свидетельствует о несоблюдении Обществом порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.
Таким образом, уполномоченным органом установлено наличие в действиях Общества событие вмененного ему административного правонарушения.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении и в суде первой инстанции ООО "Севпромресурс" поясняло, что Обществом были запрошены все необходимые сведения у банка, однако по счету N 89114010100000520604001002 банк выписку не представил.
Следует признать, что данные доводы Общества подтверждаются материалами дела. Так, 23.03.2015 Общество запросило у МБАНКа (далее - Банк) сведения (выписки) по трем счетам (том 1, л.д. 12), указав при этом, каким образом должны быть документы оформлены для нотариального заверения перевода с польского на русский язык, а также указало, что непредставление данных документов повлечет для Общества неблагоприятные последствия в виде штрафа в размере от 400 000 до 600 000 руб.
Однако, Банк представил выписки только по двум из запрошенных счетов, по которым имелось движение денежных средств и остаток (том 1, л.д. 87-124).
В отношении счета N 89114010100000520604001002 выписка Банком не представлена.
При этом, следует признать, что в силу того, что в налоговый орган надлежало представить движение денежных средств по счетам за весь 1-й квартал, направление запроса 23.03.2015, то есть в конце отчетного квартала, следует признать своевременным, с учетом срока представления сведений - до 30.04.2015.
Еще до возбуждения дела об административном правонарушении Общество обратилось в Банк 24.09.2015 с повторным запросом (том 1, л.д. 14), указав, что просило представить выписки по трем счетам, в то время как Банк представил сведения только по двум.
Запрос аналогичного содержания был направлен также 24.11.2015 (том 1, л.д. 16).
В ответ на запрос от 24.11.2015 Банк пояснил, что в соответствии с регламентом банка выписки не регенерируются в ситуации отсутствия оборотов на счету (пункту 1 параграфа 55 регламента) (том 1, л.д. 79-80).
То обстоятельство, что выписки банка, сформированные по счету N 89114010100000520604001002 за 2,3,4 кварталы 2015 года, все же были представлены Обществом в налоговый орган, вовсе не свидетельствует о том, что Обществом не предпринимались действия по получению таких выписок за 1 квартал 2015 года, так как все вышеприведенные доказательства свидетельствуют об обратном.
Как видно из представленных выписок за 2,3,4 кварталы 2015 года по спорному счету (том 1, л.д. 136-146), движения денежных средств по счету не было, остаток равен "нулю", что подтверждает разъяснения Банка об отсутствии у него обязанности в соответствии с внутренним регламентом формировать выписку по такому счету.
По мнению апелляционной коллегии, все вышеустановленные обстоятельства свидетельствуют о принятии Обществом своевременных и исчерпывающих мер по соблюдению валютного законодательства, исполнение которого в рассматриваемом случае находилось вне сферы его контроля, так как было сопряжено с действиями (бездействием) иностранного банка. При этом, Общество вовремя запросило у Банка сведения, а также сообщило о наступлении для него негативных последствий в случае непредставления таких сведений.
Какие еще меры должно было предпринять Общество, ни Управление в оспариваемом постановлении, ни суд первой инстанции не указали.
Кроме того, совершенное Обществом правонарушение следует признать малозначительным с применением статьи 2.9 КоАП РФ, так как при отсутствии какого-либо движения денежных средств по счету при наличии "нулевого" остатка на протяжении длительного времени не может создать какую-либо угрозу обществу и государству, а совершенное нарушение не свидетельствует о пренебрежительном отношении заявителя к исполнению свих публичных обязанностей в сфере валютного регулирования и контроля.
При таких обстоятельствах решение суда, как основанное на не соответствующих обстоятельствам дела выводах, подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления Управления. Апелляционная жалоба ООО "Севпросресурс" подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14 марта 2016 года по делу N А26-351/2016 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия от 28.12.2015 N 86-15/281П.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-351/2016
Истец: ООО "Севпромресурс"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия