г. Пермь |
|
10 июня 2016 г. |
Дело N А71-1739/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Муравьевой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.
при участии:
от заявителя Отдела (инспекции) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии: Овчаренко К.Г. по доверенности от 03.12.2015;
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Контрольно-измерительные приборы" (ОГРН 1021801168542, ИНН 1831062350): Русинов Д.П., директор на основании решения учредителя от 10.06.2011 (т. 1 л.д. 51); Двоеглазов П.П. по доверенности от 20.04.2016;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Контрольно-измерительные приборы"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 29 марта 2016 года по делу N А71-1739/2016,
принятое судьей Мосиной Л.Ф.,
по заявлению Отдела (инспекции) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
к обществу с ограниченной ответственностью "Контрольно-измерительные приборы"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Отдел (инспекция) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - административный орган) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Контрольно- измерительные приборы" (далее - ООО "Контрольно-измерительные приборы") к административной ответственности, предусмотренной ч. 15 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.03.2016 ООО "Контрольно-измерительные приборы" привлечено к административной ответственности по ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Контрольно-измерительные приборы" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе ссылается на отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности, при этом указывает, что согласно диспозиции ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ объективной стороной является неисполнение предписания федерального органа исполнительной власти, между тем Приволжское межрегиональное территориальное управление является территориальным органом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии; кроме того, считает, что вынесение административным органом также постановления о привлечении к административной ответственности за недостоверное декларирование свидетельствует о выявлении нового нарушения, выразившегося в недостоверном декларировании, а не в исполнении предписания; полагает, что в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства того, что испытания продукции проведены в испытательной лаборатории, не имеющей аккредитации.
Административный орган с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.12.2015 N 2328 в период с 15.01.2016 по 11.02.2016 проведена внеплановая документарная проверка исполнения ООО "Контрольно-измерительные приборы" предписания Отдела (инспекции) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 03.03.2015 N 11-п (т.1 л.д.12-13), согласно которому ООО "Контрольно-измерительные приборы" необходимо было устранить нарушения ст. 3, подп. 1, подп. 2 ст. 7 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" ТР ТС 004/2011; ст. 3 подп. 1, подп. 2 ст. 7 Технического регламента Таможенного союза "Электромагнитная совместимость технических средств" ТР ТС 020/2011, выразившиеся в том, что ООО "Контрольно-измерительные приборы", являясь изготовителем и продавцом продукции - источника питания постоянного тока Б5-71КИП, перед выпуском в обращение не провело обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям ТР ТС 004/2011, ТР ТС 020/2011. Срок исполнения установлен до 30.12.2015.
В ходе проверки исполнения данного предписания установлено, что ООО "Контрольно-измерительные приборы" 02.03.2015 была принята и зарегистрирована декларация о соответствии N ТС N RU Д-RU.АВ45.В.48260 на низковольтное оборудование - источник питания постоянного тока модель Б5-71КИП (т. 1 л.д. 24). Данная декларация принята на основании протоколов испытаний от 09.12.2014 N 6175/12/2014, N 6176/12/2014, выданных испытательной лабораторий ООО ТПФ "СЕМИОНА" (аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.21 АВ81 от 21.10.2011). Между тем, испытательная лаборатория ООО ТПФ "СЕМИОНА" на момент проведения испытаний с 27.11.2014 по 09.12.2014 не соответствовала требованиям подп. 1, подп. 2 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", поскольку не была аккредитована на проведение испытаний на соответствие продукции требованиям Технических регламентов Таможенного союза - TP ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования", TP ТС 020/2011 "Электромагнитная совместимость технических средств"; кроме того, в нарушение требований п. 6.2 ст. 7 TP ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования", п. 6.2 ст. 7 TP ТС 020/2011 "Электромагнитная совместимость технических средств" испытательная лаборатория ООО ТПФ "СЕМИОНА" не была включена в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
В связи с чем по результатам проверки исполнения предписания административным органом сделан вывод о том, что ООО "Контрольно-измерительные приборы" требования предписания в установленный срок не выполнены: не проведен комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на устранение нарушений, указанных в предписании; в обращение выпускалась продукция, не прошедшая процедуру обязательного подтверждения соответствия требованиям безопасности в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании.
По факту неисполнения ООО "Контрольно-измерительные приборы" предписания Отдела (инспекции) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 03.03.2015 N 11-п должностным лицом административного органа в отношении ООО "Контрольно-измерительные приборы" составлен протокол от 11.02.2016 N 10 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ (т. 1 л.д. 8).
На основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы административного дела направлены административным органом в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Контрольно-измерительные приборы" к административной ответственности по ч. 15 ст.19.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Контрольно-измерительные приборы" состава административного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" определено, что технический регламент - это документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Согласно п. 1, п. 2 ст. 3 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (TP ТС 004/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 768 (вступил в силу с 15.02.2013), низковольтное оборудование выпускается в обращение на рынке при его соответствии настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на него распространяется, и при условии, что оно прошло подтверждение соответствия согласно ст. 7 настоящего технического регламента Таможенного союза, а также согласно другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых, на него распространяется. Низковольтное оборудование, соответствие которого требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза не подтверждено, не должно быть маркировано единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускается к выпуску в обращение на рынке.
Согласно п. 1 - п. 3 ст. 3 Технического регламента Таможенного союза "Электромагнитная совместимость технических средств" (ТР ТС 020/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 879 (вступил в силу с 04.01.2013) техническое средство выпускается в обращение на рынке при его соответствии настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на него распространяется, и при условии, что оно прошло подтверждение соответствия согласно ст. 7 настоящего технического регламента Таможенного союза, а также согласно другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на него распространяется. Техническое средство, соответствие которого требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза не подтверждено, не должно быть маркировано единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускается к выпуску в обращение на рынке. Техническое средство, не маркированное единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, не допускается к выпуску в обращение на рынке.
Факт того, что ООО "Контрольно-измерительные приборы", являясь изготовителем и продавцом продукции - источника питания постоянного тока Б5-71КИП, при реализации (выпуске в обращение на рынке) предварительно не провело обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям ТР ТС 004/2011, ТР ТС 020/2011 установлен вступившими в законную силу судебными актами по делу N А71-3989/2015.
Следовательно, Отделом (инспекцией) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в адрес ООО "Контрольно-измерительные приборы" обоснованно выдано предписание от 03.03.2015 N 11-п, в котором указано на необходимость провести обязательное подтверждение соответствия продукции перед выпуском в обращение.
Как указано выше, в ходе проверки исполнения данного предписания установлено, что ООО "Контрольно-измерительные приборы" 02.03.2015 была принята и зарегистрирована декларация о соответствии N ТС N RU Д-RU.АВ45.В.48260 на низковольтное оборудование - источник питания постоянного тока небытового назначения, модель Б5-71КИП; данная декларация принята на основании протоколов испытаний от 09.12.2014 N 6175/12/2014, N 6176/12/2014, выданных испытательной лабораторий ООО ТПФ "СЕМИОНА" (аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.21 АВ81); между тем, испытательная лаборатория ООО ТПФ "СЕМИОНА" на момент проведения испытаний с 27.11.2014 по 09.12.2014 не была аккредитована на проведение испытаний на соответствие продукции требованиям Технических регламентов Таможенного союза - TP ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования", TP ТС 020/2011 "Электромагнитная совместимость технических средств", не была включена в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства того, что испытания продукции проведены в испытательной лаборатории, не имеющей аккредитации, судом апелляционной инстанции отклоняются как противоречащие имеющимся в материалах дела доказательствам, в том числе, общедоступной информации с сайта Росаккредитации (т. 1 л.д. 33-39), аттестату аккредитации испытательной лаборатории ООО ТПФ "СЕМИОНА" N РОСС RU.0001.21 АВ81 от 21.10.2011 (т. 1 л.д. 71-74, в котором указано лишь на ГОСТы, сведения об аккредитации данной лаборатории на проведение испытаний на соответствие Техническим регламентам Таможенного Союза ТР ТС 004/2011, ТР ТС 020/2011 отсутствуют.
Между тем после установленного в предписании срока (30.12.2015) ООО "Контрольно-измерительные приборы" в обращение на рынок выпускалась продукция - источники питания постоянного тока Б5-71 КИП без надлежащего подтверждения их соответствия Техническим Регламентам Таможенного Союза ТР ТС 004/2011, ТР ТС 020/2011, что подтверждается письмом исх. N 485-9/3 от 18.02.2016, товарными накладными N 30 от 02.02.2016, N 24 от 27.01.2016, N 29 от 02.02.2016.
В связи с чем административным органом сделан вывод о том, что ООО "Контрольно-измерительные приборы" требования предписания в установленный срок не выполнены: надлежащим образом не проведен комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на устранение нарушений, указанных в предписании; в обращение выпускалась продукция, не прошедшая процедуру обязательного подтверждения соответствия требованиям безопасности в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ.
Ссылки ООО "Контрольно-измерительные приборы" на то, что административным органом также вынесено постановление о привлечении к административной ответственности за недостоверное декларирование, что свидетельствует о выявлении нового нарушения, выразившегося в недостоверном декларировании, а не в исполнении предписания, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку установленный административным органом факт того, что обществом надлежащим образом не проведен комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на устранение нарушений, указанных в предписании; в обращение выпускалась продукция, не прошедшая процедуру обязательного подтверждения соответствия требованиям безопасности в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, свидетельствует, в том числе, и о неисполнении требований предписания.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ООО "Контрольно-измерительные приборы" возможности для надлежащего исполнения требований предписания, в материалах дела не имеется.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) ООО "Контрольно-измерительные приборы" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ.
Доводы ООО "Контрольно-измерительные приборы" о неправильной квалификации административного правонарушения по ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ со ссылкой на то, что в рассматриваемом случае предписание выдано территориальным органом, а не федеральным органом исполнительной власти, были исследованы и обоснованно отклонены судом первой по следующим основаниям.
Согласно Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 294, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 05.08.2010 N 2920 утверждено Положение о Приволжском межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, которое является территориальным органом Росстандарта в субъектах РФ, входящих в состав Приволжского федерального округа.
Приказом Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.10.2010 N 2РД утверждено Положение об Отделе (инспекции) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, согласно которого Отдел (инспекция) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии является территориальным органом Росстандарта в субъекте РФ, входящем в состав Приволжского федерального округа.
В п. 9.2, п. 10.4 указанного Положения предусмотрено, что территориальный орган осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов в области технического регулирования, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции Росстандарта.
Таким образом, Отдел (инспекция) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии входит в систему федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 11.02.2016 ООО "Контрольно-измерительные приборы" уведомлено надлежащим образом (л.д. 9), протокол об административном правонарушении от 11.02.2016 составлен в присутствии законного представителя ООО "Контрольно-измерительные приборы" - директора Русинова Д.П.
Решение суда первой инстанции о привлечении ООО "Контрольно-измерительные приборы" к административной ответственности, предусмотренной ч. 15 ст.19.5 КоАП РФ, принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания совершенного административного правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ. Вместе с тем суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ назначил ООО "Контрольно-измерительные приборы" административное наказание в размере 150 000 руб., то есть ниже низшего предела санкции, предусмотренной ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ. Оснований для переоценки данных выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29 марта 2016 года по делу N А71-1739/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Контрольно-измерительные приборы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-1739/2016
Истец: Отдел инспекции в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Приволжское межрегиональное территориальное управление Отдел (инспекция) в Удмуртской Республике
Ответчик: ООО "Контрольно-измерительные приборы"
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8958/16
11.06.2016 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5676/16
10.06.2016 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5676/16
29.03.2016 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-1739/16