Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 августа 2016 г. N Ф05-5075/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
10 июня 2016 г. |
Дело N А41-47572/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Боровиковой С.В., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Мироновой М.В.,
при участии в заседании:
от ООО "ТТК-Абрамцево": Медведева А.О., Соловцова Л.В.по доверенности от 09.07.2015 года;
от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены;
от Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от администрации городского округа Балашиха Московской области: не явились, извещены;
от ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров": не явились, извещены;
от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации: Сорокин И.А., по доверенности от 11.09.2015;
от межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области: не явились, извещены;
от Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТТК-Абрамцево" на решение Арбитражного суда Московской области от 19 февраля 2016 года по делу N А41-47572/14, принятое судьей Кузьминой О.А., по иску ООО "ТТК-Абрамцево" к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области о признании незаконным действия по включению в ГКН сведений о земельном участке при участии: согласно протоколу,
третьи лица: - Управление Росреестра по Московской области, - ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", - Администрация городского округа Балашиха, - Министерство природных ресурсов и экологии РФ - Межрайонная природоохранная прокуратура Московской области, - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТТК-Абрамцево" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, в котором просит:
- признать незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по включению в состав сведений Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040106:23 в разделе "Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий" следующих сведений: "Земельный участок полностью входит в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров"", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125.";
- признать незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по включению в состав сведений Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040106:24 в разделе "Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий" следующих сведений: "Земельный участок полностью входит в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров"", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125.";
- признать незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по включению в состав сведений Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040106:25 пункта 5 раздела "Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий" следующих сведений: "Земельный участок полностью входит в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров"", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125.";
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" исключить из состава сведений Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040106:23 сведения раздела "Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий" о том, что: "Земельный участок полностью входит в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения -национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров"", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125.";
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" исключить из состава сведений Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040106:24 сведения раздела "Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий" о том, что: "Земельный участок полностью входит в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения -национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров"", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125.";
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" исключить из состава сведений Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040106:25 сведения пункта 5 раздела "Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий" о том, что: "Земельный участок полностью входит в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров"", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125.";
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" выдать Обществу с ограниченной ответственностью "ТТК-Абрамцево" кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040106:23 без указания сведений Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040106:23 о том, что земельный участок полностью входит в зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров";
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" выдать Обществу с ограниченной ответственностью "ТТК-Абрамцево" кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040106:24 без указания сведений Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040106:24 о том, что земельный участок полностью входит в зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров";
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" выдать Обществу с ограниченной ответственностью "ТТК-Абрамцево" кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040106:25 без указания сведений Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040106:25 о том, что земельный участок полностью входит в зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров";
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", Администрация городского округа Балашиха, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Межрайонная природоохранная прокуратура Московской области, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Решением арбитражного суда Московской области от 07.11.2014 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 г. по делу N А41-47572/14 решение суда первой инстанции от 07.11.2014 г. оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16.06.2015 решение арбитражного суда Московской области от 07.11.2014 г. и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 г. по делу N А41-47572/14 отменены, дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции рекомендовано рассмотреть вопрос о принадлежности спорных земельных участков к землям Национального парка "Лосиный остров", исследовать и оценить, из каких земель формировался (создавался) Национальный парк "Лосиный остров", принять во внимание правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 19.02.2015 г. N 305-КГ14-4322, а также президиума ВАС РФ, изложенную в постановлении от 24.09.2013 г. N 17867/12.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Московской области от 19 февраля 2016 года по делу N А41-47572/14 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ТТК-Абрамцево" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. Представитель Министерства природных ресурсов и экологии РФ возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика и 3-х лиц: Управления Росреестра по Московской области, ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", Администрации городского округа Балашиха, Межрайонная природоохранная прокуратура Московской области, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно исковому заявлению, ООО "ТТК-Абрамцево" (далее - заявитель) является собственником следующих земельных участков:
- земельного участка с кадастровым номером: 50:15:0040106:23, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения хозяйственной деятельности, строительства и дальнейшей эксплуатации туристско-торгового комплекса с центром обслуживания автотуристов, площадью 78386 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, кв-л Абрамцево, владение 54а, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 19 августа 2013 года, бланк 50-АЕ N 310459, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области;
- земельного участка с кадастровым номером: 50:15:0040106:24; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения туристического торгового комплекса с центром обслуживания автотуристов и АЗС, площадь 24033 кв.м., адрес: Московская область, Балашихинский район, 103-104 км МКАД, вблизи дер. Абрамцево, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 17 сентября 2013 года, бланк 50-АЕ N 383668, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области;
- земельного участка с кадастровым номером: 50:15:0040106:25; категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов туристско-торгового комплекса, площадь 65000 кв.м., адрес: Московская область, город Балашиха, квартал Абрамцево, владение 54 Г, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 18 октября 2013 года, бланк 50-АЕ N 875359, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (т.1, л.д.65-67).
В кадастровых паспортах, выданных заявителю 31.05.2011 г. на земельный участок с кадастровым номером: 50:15:0040106:23 (т.2, л.д.1), с кадастровым номером: 50:15:0040106:24 (т.2, л.д.25), с кадастровым номером: 50:15:0040106:25 (т.2, л.д.36), указано, что сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территории, в границах которых расположены земельные участки заявителя, в ГКН отсутствуют.
Вместе с тем 10-11 июня 2014 г. ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области выдало заявителю кадастровые паспорта на спорные земельные участки с кадастровыми номерами: 50:15:0040106:23 (т.1, л.д.68-69), 50:15:0040106:24 (т.1, л.д.88-89), 50:15:0040106:25 (т.1, л.д.97-99), согласно которым в разделе "Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий" указано: "Земельный участок полностью входит в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письма от 17.07.2008 N ВК/3125.
Посчитав незаконными действия заинтересованного лица по включению в состав сведений ГКН о спорных земельных участках в раздел "Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий" следующие сведения: "Земельный участок полностью входит в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из нижеследующего.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Объединенным решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Совета народных депутатов от 04 мая 1979 г. N 1190-543 утвержден проект планировки природного парка "Лосиный остров". Национальный парк "Лосиный остров" создан на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 24 августа 1983 г. "N 401 "О создании Государственного природного национального парка "Лосиный остров" и Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 280 "О национальном парке "Лосиный остров".
Границы национального парка "Лосиный остров" и его охранной зоны определены приложениями 2 и 3 объединенного решения исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Совета народных депутатов от 04 мая 1979 г.
N 1190- 543.
Решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Совета народных депутатов от 10 октября 1988 г. N 2130-1344, Постановлением Совета Министров СССР от 31 августа 1989 г. N 703, Постановлением Совета Министров РСФСР от 05 октября 1989 г. N 295 и совместным постановлением Правительства Москвы и администрации Московской области от 29 апреля 1992 г.
N 235-113 границы национального парка "Лосиный остров" были уточнены. Постановлением главы администрации Балашихинского района от 16 февраля 1995 г.
N 163 утверждены границы национального парка "Лосиный остров" в границах района на общей площади 4 993,6 га, из которых 4521,4 га - земли парка, 472,2 га - земли сторонних пользователей. В соответствии с натурным описанием границ национального парка, изложенным в решении Исполкомов Московского городского и Московского Советов народных депутатов от 04 мая 1979 г. N 1190-543 "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров", границы национального парка проходят по границе технической зоны Щелковского шоссе (100 метров на север от оси) до Московской кольцевой автомобильной дороги, по внешней границе технической зоны Московской кольцевой автомобильной дороги (200 м от оси) на север до пересечения с южной границей Мытищинского леспаркхоза.
Судом первой инстанции, для исследования местоположения границ спорных земельных участков относительно местоположения границ территории национального парка "Лосиный остров" в порядке ст.82 АПК РФ была назначена судебная землеустроительная экспертиза.
Согласно выводам экспертов, земельные участки с кадастровыми номерами 50:15:0040106:23, 50:15:0040106:24, 50:15:0040106:25 полностью входят в границы ГПНП "Лосиный остров" Балашихинский район (земли посторонних землепользователей ГПНП "Лосиный остров": земли Пехра-Покровской сельской администрации и земли АОЗТ "1го Мая"), восстановленные по плану установления границ ГПНП "Лосиный остров" к Постановлению Главы администрации Балашихинского района N 163 от 13.02.1995 г.
Результаты экспертизы не оспорены, не признаны необоснованными, представителем заявителя не представлено доказательств наличия противоречий в выводах экспертов, в связи с чем правомерно приняты судом первой инстанции в качестве доказательства по делу.
Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции на вопрос относительно проведения повторной экспертизы пояснил, что ходатайство о назначении дополнительной экспертизы заявлять не намерен.
Учитывая, что каких-либо нормативных актов, изменяющих границы территории Национального парка "Лосиный остров" после принятия Главой администрации Балашихинского района постановления N 163 от 13.02.1995 г., не принималось, и границы национального парка и его зоны охраны остаются неизменными с 1995 года, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:15:0040106:23, 50:15:0040106:24, 50:15:0040106:25 расположены в границах НП "Лосиный остров".
В силу положений статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О Государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в Государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, Зонах с особыми условиями использования территорий.
Статья 15 Закона о кадастре устанавливает, что орган государственной власти или орган местного самоуправления в установленный законом срок с даты принятия решений об установлении границ зоны с особыми условиями использования территорий представляет в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения.
Границы территории национального парка "Лосиный остров" как земель с особыми условиями использования территорий, и его зон охраны были установлены до введения в действие указанных норм. Наличие или отсутствие сведений в Государственном кадастре недвижимости о нахождении спорных земельных участков в границах территории национального парка "Лосиный остров" или его зоны охраны не влияют на факт существования указанной территории данного национального парка и его зоны охраны в указанных границах.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221- ФЗ "О Государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом признаются действия уполномоченного органа по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально- определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Процедура внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий не является действием по кадастровому учету, а положения статьи 16 Закона о кадастре не регулируют спорные правоотношения.
В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об охраняемых территориях) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, и которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Отклоняя довод заявителя в обоснование своей позиции по делу о том, что спорные участки относятся к землям населенных пунктов, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что данный довод не является основанием для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Следовательно, территория национального парка как природоохранного объекта в силу закона может включать в себя помимо земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного национальному парку на праве постоянного (бессрочного) пользования, также земельные участки других собственников. Поскольку национальный парк как совокупность земельных участков разных собственников, на которые распространяется режим особой охраны, не является объектом недвижимости, постановка его на государственный кадастровый учет как объекта недвижимости - земельного участка не предусмотрена действующим законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о кадастре Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под зонами с особыми условиями использования территорий понимаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, как правомерно указал суд первой инстанции, сведения об особо охраняемых природных территориях, в том числе сведения о границах национальных парков, вносятся в Государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном для внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территорий.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о кадастре сведений о границах зоны с особыми условиями использования территорий вносятся в Государственный кадастр недвижимости на основании документов, предоставленных в порядке информационного взаимодействия органами государственной власти или органами местного самоуправления, принявшими решение об установлении такой зоны.
Сведения о зоне с особыми условиями использования территорий "особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров" были внесены в Государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия органов государственной власти (письмо учреждения от 15 июля 2008 г. N 1/06-395, письмо Роснедвижимости от 17 июля 2008 г. N ВК/3125).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно указал, что границы национального парка "Лосиный остров" определены при его создании и установлены вышеуказанными нормативными актами, в связи с чем не могут изменяться по своему усмотрению органом кадастрового учета.
В качестве обстоятельств, нарушающих права заявителя в предпринимательской деятельности, общество ссылается на ограничение его права собственности внесением в кадастровые карты спорных земельных участков сведений об их вхождении в зону с особыми условиями использования территорий: "особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров".
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Ограничения использования земельных участков, включенных в границы особо охраняемых природных территорий, установлены статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Законом об охраняемых территориях.
Согласно части 2 статьи 15 Закона об охраняемых территориях на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно- историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка. Таким образом, ограничение деятельности собственников земельных участков, расположенных в границах национального парка, возникает в силу закона с момента образования национального парка и установления его границ.
Наличие или отсутствие сведений в Государственном кадастре недвижимости о нахождении спорных земельных участков в границах особо охраняемых территорий не влияет на факт существования указанной особо охраняемой территории - национального парка "Лосиный остров" и зоны его охраны в границах, установленных вышепоименованными нормативными правовыми актами.
Поскольку установление зоны с особыми условиями использования территорий было произведено до возникновения у заявителя прав на спорные земельные участки, его права и законные интересы не могут быть нарушены действиями органа кадастрового учета, поскольку эти действия не влияют на факт нахождения земельных участков в границах такой зоны.
Действия органа кадастрового учета в данном случае носят учетный характер в целях приведения объектов учета - земельных участков в соответствие с их действительными характеристиками. Наличие или отсутствие ранее в Государственном кадастре недвижимости сведений о нахождении спорных земельных участков в границах особо охраняемой природной территории не влияет на объективный факт существования такой территории в установленных границах.
В своей апелляционной жалобе истец указывает, что предметом рассматриваемых требований является не установление границ парка, а только незаконность действий органа кадастрового учета. При этом, в подтверждение незаконности таких действий общество указывает, что на момент внесения оспариваемых сведений у органа кадастрового учета отсутствовали необходимые данные для их внесения.
По указанной причине заявитель апелляционной жалобы полагает, что установленный судебной экспертизой факт пересечения границ спорных земельных участков с границам ГПНП "Лосиный остров" не имеют правового значения применительно к заявленным по настоящему делу требованиям.
Между тем истец не учитывает правовую позицию, изложенную в определении Верховного суда Российской Федерации от 19 февраля 2015 года N 305-КГ14-4322.
В указанном судебном акте Верховный суд Российской Федерации, в частности, указал следующее.
Поскольку национальный парк как совокупность земельных участков разных собственников, на которые распространяется режим особой охраны, не является объектом недвижимости, постановка его на государственный кадастровый учет как объекта недвижимости - земельного участка не предусмотрена действующим законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о кадастре государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под зонами с особыми условиями использования территорий понимаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного 9 наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, сведения об особо охраняемых природных территориях, в том числе сведения о границах национальных парков, вносятся в государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном для внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территорий.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о кадастре сведений о границах зоны с особыми условиями использования территорий вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании документов, предоставленных в порядке информационного взаимодействия органами государственной власти или органами местного самоуправления, принявшими решение об установлении такой зоны.
Сведения о зоне с особыми условиями использования территорий "особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров" были внесены в государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия органов государственной власти (письмо учреждения от 15 июля 2008 г. N 1/06-395, письмо Роснедвижимости от 17 июля 2008 г. N ВК/3125).
Таким образом, границы национального парка "Лосиный остров" определены при его создании и установлены вышеуказанными нормативными актами, в связи с чем не могут изменяться по своему усмотрению органом кадастрового учета.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что действия заинтересованного лица не нарушают прав, свобод, законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию с указаниями Арбитражного суда Московского округа по настоящему делу, а также вышеприведенной правовой позиции Верховного суда Российской Федерации и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции необоснованными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.02.2016 по делу N А41-47572/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-47572/2014
Истец: ООО "ТТК-Абрамцево"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области
Третье лицо: Администрация городского округа Балашиха Московской области, Межрайонная природоохранная прокуратура Московской области, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ Национальный парк "Лосиный остров", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5075/15
20.11.2018 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5075/15
17.07.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-19931/17
25.10.2017 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-47572/14
16.08.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5075/15
10.06.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4603/16
19.02.2016 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-47572/14
16.06.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5075/15
09.02.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-15664/14
02.12.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-47572/14
08.11.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-47572/14