Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 октября 2016 г. N Ф05-14282/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти в отношении земельного участка
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Москва |
|
14 июня 2016 г. |
Дело N А40-234296/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Якутова Э.В.,
судей: |
Бекетовой И.В., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш., |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Интерьерсервис-строй" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2016 по делу N А40-234296/15 судьи Корогодова И.В. (139-1950)
по заявлению ООО "Интерьерсервис-строй" (ОГРН 1037739567040)
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: |
Жабрев Е.А. по дов. от 01.12.2015, Шрейдер Э.А. по дов. от 25.05.2015; |
от ответчика: |
Кулешов В.Ю. по дов. от 22.12.2015; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2016 ООО "Интерьерсервис-строй" (далее - Общество) было отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Департамента городского имущества города Москвы (далее - ДГИ Москвы), оформленного письмом от 10.09.2015 N 33-5-41698/15-(0)-1 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельного участка в собственность собственникам зданий, сооружений" в отношении земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, поселение Щаповское, вблизи п. Щапово (кадастровый номер 50:27:0020207:51), обязании предоставить земельный участок.
Заявитель не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой полагает решение суда незаконным, необоснованным.
Просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
Отзыв на апелляционную жалобу ДГИ Москвы не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п.3 ч.1 ст.270 АПК РФ исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Интерьерсервис-строй" является собственником объектов недвижимого имущества:
здания "Конюшни" площадью 473,1 кв.м по адресу: г. Москва, тер. Щаповское, п. Щапово (запись в ЕГРП от 14.07.2010 N 50-50-27/044/2010-034);
здания площадью 1 079,6 кв.м по адресу: г. Москва, п. Щаповское, пос. Щапово, д.25 (запись в ЕГРП от 12.09.2013 N 77-77-17/092/2013-568).
Земельный участок по адресу: г. Москва, поселение Щаповское. вблизи п. Щапово с кадастровым номером 50:27:0020207:51, площадью 15 494 кв.м, предоставлен ООО "Щапово-агротехно" договором аренды от 27.04.2000 N 406/1 для сельскохозяйственного производства.
ООО "Интерьерсервис-строй" является пользователем земельного участка на основании соглашения об уступке прав и обязанностей по договору аренды, о чем в ЕГРП 14.07.2010 сделана запись регистрации N 50-50-27/044/2010-033.
Согласно договору аренды от 27.04.2000 N 406/1 земельный участок предоставлен ООО "Интерьерсервис-строй" для сельскохозяйственного производства.
ООО "Интерьерсервис-строй" обратилось с заявлением от 17.08.2015 N 000409 на предоставление государственной услуги "Предоставление земельного участка в собственность собственникам зданий, строений, сооружений" в отношении земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, поселение Щаповское, вблизи п. Щапово (кадастровый номер 50:27:0020207:51).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 17.08.2015 N 77/501/15-922867 разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Решением ДГИ Москвы, оформленным письмом от 10.09.2015 N 33-5-41698/15-(0)-1, в предоставлении государственной услуги было отказано.
Из решения следует, что разрешенное использование испрашиваемого земельного участка ("для сельскохозяйственного производства") не соответствует цели предоставления земельного участка (для целей эксплуатации зданий).
Также земельный участок по адресу: город Москва, поселение Щаповское, вблизи д. Щапово включен в Перечень земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, на которых размещено имущество (конструкции, строительные материалы и прочее), не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство для проведения работ по строительству (реконструкции) на указанных земельных участках, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (приложение 3).
Кроме того, ДГИ Москвы отметил, что согласно кадастровому паспорту земельного участка, на испрашиваемом участке расположены объекты капитального строительства: 77:22:0020207:30, 77:22:0020207:762, 50:27:0000000:54610, при том, что имущественные права на здание с кадастровым номером 77:22:0020207:762 не представлены, по данным ДГИ Москвы здание является объектом газопровода.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд исходил из того, что оснований полагать, что обжалуемое решение об отказе в предоставлении государственной услуге принято незаконно, не имеется.
При этом, суд указал на то, что в соответствии с п.14 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является - разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 17.08.2015 N 77/501/15-922867 разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
В соответствии ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с положениями вышеуказанной статьи передача земельных участков юридическим лицам осуществляется для целей эксплуатации расположенных на них зданий, строений, сооружений.
Исходя из этого, суд согласился с выводами ДГИ Москвы о том, что разрешенное использование испрашиваемого земельного участка ("для сельскохозяйственного производства") не соответствует цели предоставления земельного участка (для целей эксплуатации зданий).
В соответствии с п.п. 4, 9 п. 5 ст. 4.1 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством Москвы перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо завершены судебные разбирательства, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Суд установил, что до настоящего времени испрашиваемый земельный участок не исключен из приложения 3 постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
В соответствии с п.8 ст.90 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Также суд отметил, что ни в своем обращении в Департамент, ни в материалах дела заявитель не представляет документы, подтверждающие обоснованность приватизации земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020207:51, площадью 15 494 кв.м "для сельскохозяйственного производства" под размещение здания конюшни и здания мастерских мелиорации.
В то же время, судом не было учтено следующее.
В силу п.п. 1, 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с положениями, изложенными в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 поскольку данное право является исключительным, никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Из представленных в материалы дела документов объекты, расположенные на истребованном земельном участке, представляют собой конюшню и здание мастерских мелиорации.
Из Акта проверки Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 06.02.2015 N 9110610/3к следует, что фактическое использование земельного участка по адресу: Москва, поселение Щаповское, вблизи п. Шапово с кадастровым номером 50:27:0020207:51 приведено в соответствие с разрешенным видом использования, определенным договором аренды от 27.04.2000 N 406/1, а именно для сельскохозяйственного производства.
При этом, в Акте содержаться сведения о том, что одно-двухэтажное строение площадью около 2 000 кв.м используется под размещение склада сена, клеток для кроликов, загон для лошадей.
В состав земель в Российской Федерации в соответствии со ст.7 ЗК РФ (п/п 2 п.1) входят земли населенных пунктов.
Согласно п/п 6 п.1 ст.85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п.11 ст.85 ЗК РФ земельные участки, занятые, в том числе, зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения используются в целях ведения сельскохозяйственного производства, и относятся в населенных пунктах к земельным участкам сельскохозяйственного использования.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт того, что рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020207:51 занят зданиями сельскохозяйственного назначения и используются в целях ведения сельскохозяйственного производства.
Вывод суда о том, что разрешенное использование испрашиваемого земельного участка ("для сельскохозяйственного производства") не соответствует цели предоставления земельного участка (для целей эксплуатации зданий) не может быть признан обоснованным.
Предоставление государственных услуг осуществляется ДГИ Москвы в соответствии с административными регламентами, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 15.02.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы".
При этом, административный регламент предоставления земельных участков для сельскохозяйственного производства данным постановлением не предусмотрен.
Отсутствие утвержденного Правительством Москвы порядка предоставления земельных участков для сельскохозяйственного производства не может лишать собственников зданий, строений, сооружений сельскохозяйственного назначения предоставленного ЗК РФ права приобретения в собственность находящимися под этими зданиями, строениями, сооружениями земельными участками для использования в целях ведения сельскохозяйственного производства.
Соответственно, предоставление этих земельных участков в собственность ДГИ Москвы может производиться только в рамках оказания государственной услуги: "Предоставление земельного участка в собственность собственникам зданий, строений, сооружений".
Предоставление земельного участка в собственность для эксплуатации здания сельскохозяйственного назначения, при том, что вид разрешенного использования земельного участка - в целях ведения сельскохозяйственного производства - не изменяется, не противоречит требованиям Земельного кодекса РФ.
Указание в оспариваемом отказе на нахождение на земельном участке объектов газопровода ДГИ Москвы документально не подтверждено.
Ссылки ДГИ Москвы на приложение 3 постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" также не могут быть признаны обоснованными.
В соответствии с п.439 приложения 3 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП в Перечне земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, на которых размещено имущество (конструкции, строительные материалы и прочее), не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство для проведения работ по строительству (реконструкции) на указанных земельных участках" указан земельный участок "поселение Щаповское, вблизи п. Щапово".
При этом, земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020207:51 в данный Перечень не включен; доказательств того, что по указанному адресу не имеется иных земельных участков ДГИ Москвы не представлено.
Также ДГИ Москвы не представлено доказательств обращения в установленном порядке в суд с заявлением о признании принадлежащих Обществу объектов недвижимого имущества самовольными постройками.
Также не основаны на материалах дела выводы суда первой инстанции о том, что заявитель не представляет документы, подтверждающие обоснованность приватизации земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020207:51, площадью 15 494 кв.м "для сельскохозяйственного производства" под размещение здания конюшни и здания мастерских мелиорации.
Как указывалось выше, земельный участок площадью 15 494 кв.м, предоставлен ООО "Щапово-агротехно" договором аренды от 27.04.2000 N 406/1 для сельскохозяйственного производства.
ООО "Интерьерсервис-строй" является пользователем земельного участка на основании соглашения об уступке прав и обязанностей по договору аренды, о чем в ЕГРП 14.07.2010 сделана запись регистрации N 50-50-27/044/2010-033.
Таким образом, с учетом того, что земельный участок в указанном размере ранее предоставлен ООО "Интерьерсервис-строй" для сельскохозяйственного производства и оформлен договором аренды, ссылки на нормы отвода земель, установленные в строительных нормах и правилах (СНиП), действовавших на момент строительства, в том числе и в части обоснования необходимой для осуществления этой деятельности площади, не могут быть признаны относимыми к настоящему делу.
С учетом целевого использования зданий, строений, сооружений сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства определение размера необходимого для этого производства земельного участка не может регламентироваться только строительными правилами и нормами.
Например, основанные требования к конюшням установлены Нормами технологического проектирования коневодческих предприятий НТП-АПК 1.10.04.001-00, разработанные НИПИагропром (согласованы с Минсельхозом России, Минздравом России, МВД России), которые распространяются, в том числе на отдельные здания и сооружений для лошадей.
Доводы ДГИ Москвы о наличии на земельном участке иных объектов недвижимого имущества опровергаются Актом Госинспекции по недвижимости от 06.02.2015 N 9110610/3к, в котором установлен факт демонтажа одного из ангаров.
Таким образом, указанные ДГИ Москвы в оспариваемом решении основания не соответствуют закону и фактическим обстоятельствам использования арендуемого Обществом земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Принимая во внимание изложенное и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.02.2016 по делу N А40-234296/15 отменить.
Признать незаконным решение Департамента городского имущества города Москвы от 10.09.2015 N 33-5-41698/15-(0)-1.
Обязать Департамент городского имущества города в установленном порядке принять решение о предоставлении ООО "Интерьерсервис-строй" в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020207:51, площадью 15494 кв.м., с видом разрешенного использования "для сельхозпроизводства", расположенного по адресу: г. Москва, поселение Щаповское, вблизи п. Щапово
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Э.В. Якутов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-234296/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 октября 2016 г. N Ф05-14282/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Интерьерсервис-строй", ООО ИНТЕРЬЕРСЕРВИС-СТРОЙ
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА Г МОСКВЫ, Департамент городского имущества города Москвы