Требование: о признании должника банкротом, о признании незаконными действий, о признании незаконными действий конкурсного управляющего
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения
г. Хабаровск |
|
14 июня 2016 г. |
А16-1044/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пичининой И.Е.
судей Ротаря С.Б., Шевц А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликом Е.С.
при участии в заседании:
от ФНС России: Кирюшиной Е.В., представителя по доверенности от 10.12.2016.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия "Автотранспортное предприятие Ленинского района" муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области Лагутина Вячеслава Анатольевича
на определение от 22.03.2016
по делу N А16-1044/2012
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Кривощековым А.В.,
по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области
о признании незаконными действий конкурсного управляющего должника Лагутина Вячеслава Анатольевича
по делу о признании муниципального унитарного предприятия "Автотранспортное предприятие Ленинского района" муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области несостоятельным (банкротом)
УСТАНОВИЛ:
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Управление Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий конкурсного управляющего должника Лагутина В.А., выразившихся в нарушении порядка взыскания дебиторской задолженности, установленного статьёй 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Определением от 22.03.2016 заявление уполномоченного органа удовлетворено, действия конкурсного управляющего должника Лагутина Вячеслава Анатольевича, выразившиеся в нарушении порядка взыскания дебиторской задолженности, установленного статьёй 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации признаны незаконными.
Не согласившись с вынесенным определением, конкурсный управляющий должника обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение суда отменить, разрешить вопрос по существу.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что при осуществлении своих полномочий конкурсный управляющий действовал добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, руководствуясь нормами действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве), предпринимал необходимые меры для получения исполнения по исполнительному листу от 07.04.2015 серии АС N 000471454. Также указывает, что 10.04.2015 конкурсным управляющим был представлен отчет о своей деятельности, информация о финансовом состоянии должника и его имуществе, где единственному кредитору должника - ФНС России в лице Управления ФНС России по ЕАО были доведены сведения о том, что исполнительный лист АС N 000471454 направлен в финансовый отдел администрации, замечаний и предложений по отчету от уполномоченного органа не поступило. Считает, что в свою очередь, уполномоченный орган, как непосредственный участник бюджетных отношений, действуя как добросовестный кредитор, должен был указать конкурсному управляющему на то, что исполнительный лист направлен не в тот орган.
В отзыве на апелляционную жалобу уполномоченный орган отклонил изложенные в ней доводы, указав, что несоблюдение конкурсным управляющим законодательно установленного порядка взыскания привело к нарушению прав должника и кредитора в виду затягивания процедуры банкротства и увеличения суммы текущих расходов. Считает определение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, отказав в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании, представитель налогового органа возражения на жалобу поддержал по основаниям, изложенным в отзыве, просил определение суда от 22.03.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения
Конкурсный управляющий Лагутин В.А и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей не обеспечили, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ), апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений по ней, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены либо изменения в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 04.10.2012 Муниципальное унитарное предприятие "Автотранспортное предприятие Ленинского района" муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области (далее - предприятие, МУП "АТП Ленинского района" МО "Ленинский муниципальный район" ЕАО, должник) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 26.11.2012 в отношении должника введена процедура банкротства - наблюдение; временным управляющим утвержден Лагутин Вячеслав Анатольевич.
Решением от 21.02.2013 МУП "АТП Ленинского района" МО "Ленинский муниципальный район" ЕАО признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Лагутин В.А
Определениями суда срок конкурсного производства неоднократно продлевался.
В период процедуры конкурсного производства, конкурсный управляющий должника Лагутин В.А., обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о привлечении МО "Ленинский муниципальный район" ЕАО в лице администрации Ленинского муниципального района ЕАО к субсидиарной ответственности по обязательствам должника и взыскании с него 1 323 864,33 руб.
Определением от 10.12.2014 (Приложение N 6), оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015, заявление конкурсного управляющего удовлетворено, с МО "Ленинский муниципальный район" ЕАО в лице администрации Ленинского муниципального района ЕАО за счет казны МО "Ленинский муниципальный район" ЕАО в пользу МУП "АТП Ленинского района" МО "Ленинский муниципальный район" ЕАО в порядке субсидиарной ответственности взыскано 1 323 864,33 рубля, 10.12.2014 выдан исполнительный лист серии АС N 000471454 для принудительного исполнения определения.
07.04.2015 конкурсный управляющий должника, исполнительный лист серии АС N 000471454 направил в финансовый отдел администрации Ленинского муниципального района для исполнения.
08.10.2015 на собрании кредиторов было принято решение об истребовании исполнительного листа у финансового отдела администрации Ленинского муниципального района для направления его в орган Федерального казначейства.
22.05.2015 письмом N 320 администрация направила в адрес конкурсного управляющего предложение о заключении соглашения о рассрочке на срок до 30.12.2015.
07.07.2015 письмом N 22 конкурсный управляющий уведомил администрацию о том, что конкурсными кредиторами должника на собрании кредиторов, состоявшемся 06.07.2015, принято решение не заключать соглашение о рассрочке платежа по исполнительному листу серии АС N 00471454.
Определением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 18.09.2015 (Приложение N 6) в удовлетворении заявления администрации о рассрочке платежа отказано.
Конкурсный управляющий Лагутин В.А., письмами от 15.10.2015 N 31, от 02.12.2015 N 33 обращался в финансовый отдел администрации Ленинского муниципального района с требованиями о возврате исполнительного листа серии АС N 00471454.
Письмом от 17.12.2015 за исх. N 785 администрация Ленинского муниципального района сообщила, что исполнительный лист утерян.
В связи с утерей исполнительного листа серии АС N 000471454 18.12.2015 конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа.
Определением от 25.12.2015 (Приложение N 6) заявление конкурсного управляющего удовлетворено, выдан дубликат исполнительного листа, который 30.12.2015 предъявлен в УФК по ЕАО.
В связи с необходимостью получения взысканных судом с учредителя должника денежных средств и завершения ликвидационных процедур, определениями суда от 16.04.2015, 18.06.2015, 20.08.2015, 02.11.2015, 21.01.2016 срок конкурсного производства продлевался до 21.06.2015, 21.08.2015, 21.10.2015, 21.01.2016, 21.03.2016 соответственно.
Полагая, что незаконные действия конкурсного управляющего, выразившиеся в нарушении порядка взыскания дебиторской задолженности, установленного статьёй 242.2 БК РФ, привели к затягиванию процедуры банкротства должника, уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление уполномоченного органа о признании незаконными действий конкурсного управляющего должника Лагутина В.А., суд первой инстанции исходил из доказанности факта нарушения арбитражным управляющим порядка взыскания дебиторской задолженности, установленного статьёй 242.2 БК РФ, что привело к необоснованному затягиванию процедуры банкротства и, как следствие, увеличению расходов конкурсного производства, чем нарушило права и законные интересы единственного кредитора - ФНС России в лице Управления ФНС России по ЕАО - на своевременное удовлетворение реестровых требований.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названым Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве, при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В случае нарушения действиями (бездействием) арбитражного управляющего прав и законных интересов кредиторов и уполномоченного органа они вправе обжаловать действия (бездействие) арбитражного управляющего в арбитражный суд в порядке, установленном статьей 60 Закона о банкротстве.
При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) арбитражного управляющего бремя доказывания должно распределяться следующим образом: лицо, обратившееся с жалобой, обязано доказать наличие незаконного, недобросовестного или неразумного поведения арбитражного управляющего и то, что такое поведение нарушает права и законные интересы этого лица, а арбитражный управляющий обязан представить доказательства отсутствия его вины в этом поведении или обосновать соответствие его действий требованиям добросовестности и разумности.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 166 БК РФ, органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей средств местного бюджета, является Федеральное казначейство.
Порядок предъявления исполнительного листа, установленный пунктом 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, применяется в отношении судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета по долгам учреждений; органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей (распорядителей) средств местного бюджета, является федеральное казначейство, в связи с чем исполнительный документ подлежит исполнению органом федерального казначейства в порядке, предусмотренном указанными статьями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации УФК по ЕАО является органом, осуществляющим принудительное исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности, а финансовый отдел администрации не являются лицом, уполномоченным на исполнение требований исполнительного документа, а финансовый отдел администрации не являются лицом, уполномоченным на исполнение требований исполнительного документа.
В связи с чем вывод суда о том, что действуя добросовестно и разумно в интересах должника, конкурсный управляющий получив исполнительный лист серии АС N 000471454, должен был предъявить его в УФК по ЕАО, что им было сделано только 30.12.2015.
Согласно пункту 2 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд пришел к правомерному вводу о том, что направление исполнительного листа в нарушение установленного статьей 242.2 БК РФ повлекло затягивание процедуры конкурсного производства, увеличение расходов на процедуру банкротства, в том числе, в части выплаты ежемесячного фиксированного вознаграждения конкурсному управляющему.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения жалобы ФНС России на действия (бездействия) арбитражного управляющего.
При этом судом обоснованно отклонен довод конкурсного управляющего о том, что уполномоченный орган, как непосредственный участник бюджетных отношений, действуя как добросовестный кредитор, должен был указать конкурсному управляющему на то, что исполнительный лист направлен не в тот орган, как противоречащий статьям 20.3, 129 Закона о банкротстве, которыми определены основные права и обязанности арбитражного управляющего и невыполнение которых является основанием для признания действий конкурсного управляющего незаконными.
Довод конкурсного управляющего относительно того, что с целью оптимизации расходов по конкурному производству им заявлялось ходатайство о приостановлении производства по делу о банкротстве должника до исполнения судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку названному ходатайству судом дана надлежащая правовая оценка в определении от 02.11.2015 (неисполнение администрацией определения суда о взыскании с нее в пользу должника 1 323 864,33 руб. не является основанием для приостановления производства по делу о банкротстве).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены определения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, апелляционной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 22.03.2016 по делу N А16-1044/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.Е. Пичинина |
Судьи |
С.Б. Ротарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-1044/2012
Должник: Муниципальное образование "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области, МУП "Автотранспортное предприятие Ленинского района" муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области
Кредитор: Конкурсный управляющий Муниципального унитарного предприятия "Автотранспортное предприятие Ленинского района" муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области Лагутин Вячеслав Анатольевич
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы России по ЕАО, Администрация Ленинского муниципального района, Администрация МО "Ленинский муниципальный район" ЕАО, Лагутин Вячеслав Анатольевич, Ленинский районный суд, Некоммерческое партнерство "Региональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих", НП "Региональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих", ОАО "Транскредитбанк" в г. Биробиджане, ОАО "ТрансКредитБанк"в лице филиала ОАО "ТрансКредитБанк"в г. Хабаровске, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Еврейской автономной области, Филиал N 2711 ВТБ 24(ЗАО) г. Хабаровск, ФНС в лице УФНС РФ по ЕАО
Хронология рассмотрения дела:
25.08.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3928/16
14.06.2016 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2479/16
07.04.2016 Определение Арбитражного суда Еврейской автономной области N А16-1044/12
29.02.2016 Определение Арбитражного суда Еврейской автономной области N А16-1044/12
13.11.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6056/15
05.05.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2078/15
26.02.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-7383/14
21.02.2013 Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области N А16-1044/12
26.11.2012 Определение Арбитражного суда Еврейской автономной области N А16-1044/12