г. Севастополь |
|
14 июня 2016 г. |
Дело N А83-586/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Котляровой Е.Л.,
судей Оликовой Л.Н., Сикорской Н.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мосейчкук М.А.
с участием представителей сторон:
от Министерства промышленной политики Республики Крым - Попов Михаил Георгиевич, доверенность N 04/3832-2 от 29.12.15, личность установлена по паспорту;
от Общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная строительная компания" - Медведев Федор Сергеевич, доверенность N 11-01/2016 от 11.01.16, личность установлена по паспорту;
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства промышленной политики Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 апреля 2016 года по делу N А83-586/2016 (судья Титков С.Я.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная строительная компания" (ул. 60 лет Октября, д. 18А, г. Симферополь, Республика Крым, 295044),
к Министерству промышленной политики Республики Крым (пр. Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295005),
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Крым от 06 апреля 2016 года удовлетворено Заявление б/н от 29 января 2016 года Общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная строительная компания" о признании незаконным и отмене постановления Министерства промышленной политики Республики Крым о назначении административного наказания N 242/07 -1 -20 от 22 января 2016 года.
Признано незаконным и отменено Постановление Министерства промышленной политики Республики Крым No242/07-1-20 от 22 января 2016 года о назначении Обществу с ограниченной ответственностью "Инвестиционная строительная компания" административного наказания по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации в виде административного штрафа в сумме 50 000,00 руб.
Не согласившись с принятым решением Министерство промышленной политики Республики Крым обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявление оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Так, податель апелляционной жалобы указывает на то, что вывод суда первой инстанции об отсутствии у Министерства промышленной политики Республики Крым полномочий рассматривать дело об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.13 КоАП РФ является ошибочным, а также о том, что искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, образуют разный состав административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей КоАП РФ.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2016 года апелляционная жалоба Министерства промышленной политики Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 апреля 2016 года по делу N А83-586/2016 принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда и назначена к рассмотрению на 23 мая 2016 года.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2016 года рассмотрение апелляционной жалобы Министерства промышленной политики Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 апреля 2016 года по делу N А83-586/2016 отложено на 06 июня 2016 года.
06 июня 2016 года в судебное заседание явился представитель Министерства промышленной политики Республики Крым, а также представитель Общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная строительная компания" (далее - ООО "Инвестиционная строительная компания").
В судебном заседании ООО "Инвестиционная строительная компания" подан письменный отзыв по доводам апелляционной жалобы, который судом апелляционной инстанции приобщен к материалам дела.
06 июня 2016 года в судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы просил решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым в заявлении о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания отказать, представитель ООО "Инвестиционная строительная компания" возражал и просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Республики Крым проверена Двадцать первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Из материалов административного дела установлено, что ООО "Инвестиционная строительная компания" приобрело лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции от 17 марта 2015 года, номер лицензии, соответствующий номеру записи в реестре 91РА0000528, номер бланка РК N 000968, выдана Министерством промышленной политики Республики Крым (л.д. 55).
Из постановления о назначении административного наказания от 22 января 2016 года N 242/07-1-20 установлено, что при сопоставлении данных Государственного реестра выданных, аннулированных и приостановленных лицензий, и информации об организациях, представивших декларации об объемах розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, установлено, что ООО "Инвестиционная строительная компания" декларации за 2 квартал 2015 года по форме N 11 об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции представило с нарушением срока предоставления деклараций, а именно - 21 июля 2015 года; по форме N 12 об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции представило своевременно.
Указанным выше постановлением ООО "Инвестиционная строительная компания" признано виновным в совершении административного правонарушения по факту нарушения установленных сроков сдачи декларации по форме N 11 об объемах розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи.
ООО "Инвестиционная строительная компания" назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 тысяч рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением административного органа ООО "Инвестиционная строительная компания" обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований, которые влекут за собой отмену решения суда первой инстанции.
Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей согласно предписаниям статьи 15.13 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона правонарушения по статье 15.13 КоАП РФ выражается, в том числе, в искажении информации и (или) нарушении порядка и сроков декларирования объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171 ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, частью 1 статьи 26 Федерального Закона N 171-ФЗ установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использовании этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей закреплен в Правилах предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 августа 2012 года N 815 (далее - Правила).
Указанными выше правилами предусмотрены несколько форм деклараций об объемах производства и (или) оборота алкогольной продукции.
Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23 августа 2012 года N 231.
Формат представления в электронном виде деклараций об объемах производства оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 05 августа 2013 года N 198.
Согласно пункта 19 Правил декларации по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к настоящим Правилам, предоставляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).
Копии деклараций, предоставляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При предоставлении деклараций по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к Правилам в форме электронного документа используется формат, установленный Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для приема указанных деклараций используют программное обеспечение указанной Службы.
Согласно пункту 15 Правил декларации предоставляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи".
Декларации по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя) (пункт 19 Правил).
Как установлено из текста выданной заявителю Лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции (серия РК N 000968), срок действия такой Лицензии установлен с 17 марта 2015 года по 16 марта 2016 года (л.д. 55).
Следовательно, у ООО "Инвестиционная строительная компания" возникли правовые основания для осуществления розничной продажи алкогольной продукции - с 17 марта 2015 года.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Суд отмечает, что совокупность установленных фактических обстоятельств и собранных поданному делу доказательств, свидетельствует о наличии объективной стороны состава вмененного заявителю правонарушения, за которое установлена административная ответственность, предусмотренная статьей 15.13. КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание заявителя на то, что получив в установленном законом порядке в марте 2015 года Лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, юридическое лицо - ООО "Инвестиционная строительная компания" - обязано было предпринять все зависящие от него меры по своевременному предоставлению деклараций в установленный срок, однако такая Декларация по форме 11 за 2 квартал 2015 года не была сдана заявителем в установленный законом срок - до 20 июля 2015 года.
Анализ материалов административного дела подтверждает, что Общество привлекается в рассматриваемой ситуации за нарушение сроков предоставления соответствующих деклараций.
Искажение информации при декларировании производства и оборота алкогольной продукции осуществляется самостоятельными действиями и образует объективную сторону административного правонарушения, предусматривает административную ответственность по статье 15.13 КоАП РФ.
Таким образом, судом первой инстанции не было учтено, что диспозиция статьи 15.13 КоАП РФ помимо несвоевременного предоставления декларации, охватывает действия по включению в декларацию искаженных сведений.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии у Министерства промышленной политики Республики Крым полномочий рассматривать дела об административных правонарушениях предусмотренных статьей 15.13 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции считает ошибочным по следующим основаниям.
Так, согласно пунктам 3.51-3.54 Положения о Министерстве промышленной политики. Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров в редакции от 21.10.2014 N 404 Министерство:
осуществляет в соответствии с действующим законодательством выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на территории Республики Крым;
осуществляет прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции государственный контроль за их представлением;
в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Крым составляем протоколы об административных правонарушениях, рассматривает дела об административных правонарушениях, связанных с осуществлением полномочий в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Крым.
Согласно статье 28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях,, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона N 171-ФЗ должностные лица органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право составлять протоколы, об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, и принимать меры по предотвращению нарушения обязательных требований.
Пунктом 3 части первой статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Пунктом 4 указанной выше статьи также предусмотрено, что нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права также является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 268, 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
1. Решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 апреля 2016 года по делу N А83-586/2016 отменить.
2. В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная строительная компания" о признании незаконным и отмене постановления Министерства промышленной политики Республики Крым о назначении административного наказания отказать.
3. Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Л. Котлярова |
Судьи |
Л.Н. Оликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-586/2016
Истец: ООО "ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ", ООО ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ
Ответчик: Министерство промышленной политики Республики Крым
Третье лицо: Министерство промышленной политики Республики Крым