Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 5 октября 2016 г. N Ф05-14032/16 настоящее постановление отменено
г.Москва |
|
15 июня 2016 г. |
Дело N А40-229046/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.06.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.06.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Алексеевой Е.Б.,
судей: Поповой Г.Н., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Егоровым А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО АК "Уральские авиалинии"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.03.2016 по делу N А40-229046/15, принятое судьей Н.М. Паньковой,
по иску ОАО АК "Уральские авиалинии" (ОГРН 1026605388490)
к Федеральному агентству воздушного транспорта РФ (Росавиация) (ОГРН 1047796301002)
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от истца: Белова Л.В., по доверенности N 194 от 01.10.2013, Зырянов А.В., по доверенности N 183 от 31.05.2016; Гринемаер Е.А. по доверенности N 186 от 28.08.2015;
от ответчика: Коблов Д.С. по доверенности от 15.09.2015,
УСТАНОВИЛ:
ОАО АК "Уральские авиалинии" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному агентству воздушного транспорта РФ (Росавиация) о взыскании 1 958 461 руб. суммы убытков.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2016 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2016, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование поданной жалобы заявитель ссылается на ошибочность выводов суда первой инстанции, согласно которым не установлен факт несоответствия действий Росавиации закону, а также не установлено наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и убытками, возникшими у истца.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, представил отзыв на апелляционную жалобу, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2016 не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Апелляционный суд исходит из следующих обстоятельств и норм права.
Как следует из материалов дела, исковое требование мотивировано тем, что в рамках постановления Правительства РФ N 237 от 17.03.2015 "Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям транспорта на возмещение потерь в доходах в связи с обеспечением бесплатного проезда участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также сопровождающих их лиц в период празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" ОАО АК "Уральские авиалинии" обеспечило перевозку участников и инвалидов ВОВ, а так же сопровождающих их лиц в период празднования 70-й годовщины победы в ВОВ 1941-45 годов.
Всего было перевезено 284 пассажира, в связи с чем сумма потерь (убытков) истца составила 1 958 461 руб., что послужило основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суд первой инстанции верно исходил из следующего.
Постановлением Правительства РФ N 237 от 17.03.2015 утверждены "Правила предоставления субсидий организациям транспорта на возмещение потерь в доходах в связи с обеспечением бесплатного проезда участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также сопровождающих их лиц в период празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" (Правила), в соответствии с которыми был установлен порядок предоставления субсидий организациям транспорта на возмещение потерь в доходах в связи с обеспечением бесплатного проезда в сообщении между субъектами Российской Федерации, а также в пределах субъекта Российской Федерации железнодорожным транспортом в поездах дальнего следования участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также сопровождающих их лиц в период проведения юбилейных мероприятий общегосударственного значения, связанных с празднованием 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов (субсидии).
В соответствии с п.2 Правил получателями субсидий являются организации транспорта, обеспечившие в период с 3 по 12 мая 2015 года бесплатный проезд участников и инвалидов Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп.1 п.1 ст.2 и ст.4 Федерального закона "О ветеранах", подтвердивших свое право на получение льготы документами установленного образца, являющихся гражданами Российской Федерации либо постоянно проживающими на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также сопровождающих их лиц из расчета один сопровождающий для одного участника или инвалида Великой Отечественной войны.
Пунктом 3 Правил установлено, что потери в доходах организаций транспорта, возникающие в связи с обеспечением бесплатного проезда участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также сопровождающих их лиц, определяются в размере доходов, которые указанные организации могли бы получить в случае применения установленных тарифов при перевозке: а) воздушным транспортом - в салонах экономического класса воздушных судов; б) железнодорожным транспортом - в купейном вагоне (с предоставлением постельных принадлежностей) и в вагоне более низкой категории; в) внутренним водным транспортом - в каютах категорий III А и III Б речного судна (при наличии на судне) или на местах для сидения; г) морским транспортом - в каютах IV и V категорий морских судов (при наличии на судне) или на местах для сидения; д) автомобильным транспортом, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа.
Согласно п.4 Правил предоставление субсидий осуществляется: а) организациям воздушного транспорта - Федеральным агентством воздушного транспорта; б) организациям железнодорожного транспорта - Федеральным агентством железнодорожного транспорта; в) организациям морского и внутреннего водного транспорта - Федеральным агентством морского и речного транспорта; г) организациям автомобильного транспорта - Федеральным дорожным агентством.
В силу п.6 Правил организации транспорта для получения субсидии представляют в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, указанный в пункте 4 настоящих Правил: а) до 1 июля 2015 года заявку на получение субсидии по форме согласно приложению N 1, а также сведения о государственной регистрации организации транспорта. Заявка является основанием для передачи Министерством транспорта Российской Федерации в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, указанным в п.4 Правил, бюджетных ассигнований на предоставление субсидий; б) до 01.09.2015 отчет о потерях в доходах, подлежащих возмещению из федерального бюджета, по форме согласно приложению N 2 (отчет).
К отчету прилагаются документы, подтверждающие размер тарифа, действующего в период с 3 по 12 мая 2015 года для соответствующих вида транспорта, маршрута и условий перевозки.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО АК "Уральские авиалинии" обеспечило перевозку участников и инвалидов ВОВ, а так же сопровождающих их лиц в период празднования 70-й годовщины победы ВОВ 1941-45 годов, всего было перевезено 284 пассажира, при этом сумма недополученных истцом денежных средств в связи с перевозкой указанных лиц, по расчетам перевозчика составила 1 958 461 руб.
25.06.2015 ОАО АК "Уральские авиалинии" в адрес Федерального агентства воздушного транспорта РФ направило Заявку на получение субсидии на возмещение потерь в доходах в связи с обеспечением бесплатного проезда участников и инвалидов ВОВ, а также сопровождающих их лиц в период празднования 70-й годовщины Победы в ВОВ 1941-1945 годов.
Письмом от 02.07.2015 N 5.13-1461 Федеральное агентство воздушного транспорта РФ возвратило ОАО АК "Уральские авиалинии" документы, со ссылкой на не соответствие заявки форме, установленной в Приложении N 1 Правил.
А именно, указанное в строке 1 заявки наименование организации транспорта не соответствует полному наименованию юридического лица, указанному в свидетельстве о государственной регистрации коммерческой организации N 03952-1 серия I-ОИ.
Приложением 1 к Правилам предусмотрено указание в строке 4 заявки юридического и почтового адресов организации транспорта.
В представленной заявке указан только один адрес без указания его вида (юридический или почтовый).
Кроме того, ответчиком было указано, что форма отчета, установленная приложением 2 к Правилам, истцом также не соблюдена.
Под убытками в соответствии со ст.15 Гражданского кодекса РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать в совокупности нарушение обязательства, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, а также размер убытков.
В силу положений указанных Правил субсидии предоставляются из федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.6 Бюджетного кодекса РФ под расходными обязательствами публично-правового образования понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу средства из соответствующего бюджета; расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом подлежат исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом порядке и размере.
Денежные обязательства публично-правового образования осуществляются путем выполнения получателем бюджетных средств обязанности уплатить физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентирован ст.78 Бюджетного кодекса РФ, ч.1 которой предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Частью 2 ст.78 Бюджетного кодекса РФ установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п.6 и 7 названной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Суд первой пришел к верному выводу о том, что факт несоответствия закону действий Росавиации, произведенных в соответствии с Правилами, не установлен, равно как и не установлено наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и убытками, возникшими у истца.
Правомерность позиции ответчика, изложенная в письме от 02.07.2015 N 5.13-1461, подтверждается представленной в материалы дела документацией, которая направлялась истцом для целей получения субсидии.
В силу положений Правил ответчик осуществляет выполнение возложенных на него публичных функций, в том числе по контролю за соблюдением условий предоставления спорной субсидии.
Обязательства по доведению субсидии до исполнителя не являются собственными денежными обязательствами ответчика.
Таким образом, возникшие у истца убытки не являются расходными обязательствами ответчика.
Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Поскольку возникшие у истца убытки в силу приведенных выше норм материального права, не являются расходными обязательствами ответчика, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска ввиду отсутствия оснований для такого удовлетворения.
Указание заявителя жалобы на то, что ответчик неправомерно возвратил отчет о потерях в доходах истцу, необоснованно, поскольку, вопреки доводам апелляционной жалобы, представленный перевозчиком отчет не соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода документам.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 Правил предоставления субсидий организациям транспорта на возмещение потерь в доходах в связи с обеспечением бесплатного проезда участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также сопровождающих их лиц в период празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов для получения субсидии организации транспорта до 01.07.2015 предоставляют заявку на получение субсидии по форме, установленной Приложением N 1 к Правилам, в которой в обязательном порядке указывается полное наименование юридического лица, вид транспорта, сумма потерь в доходах, включая НДС, юридический адрес и почтовый адрес организации.
Предусмотренная подпунктом "а" пункта 6 обязанность организации предоставить заявку по строго установленной форме в срок до 01.07.2015 является императивным требованием для предоставления субсидии и является основанием для предоставления Министерством транспорта Российской Федерации бюджетных ассигнований Росавиации для предоставления субсидии.
В судебном заседании арбитражным судом первой инстанции установлено, что в нарушение подпункта "а пункта 6 Правил и Приложения N 1 к Правилам в представленной истцом Заявке на получение субсидии отсутствовали полное наименование организации, почтовый адрес организации, сумма потерь в доходах указана без учета НДС.
В связи с этим, Росавиация письмом от 02.07.2015 N 5.13-1461 сообщила истцу об имеющихся недостатках в представленной заявке.
Принимая во внимание, что в нарушение подпункта "а" пункта 6 Правил истцом надлежащим образом оформленная заявка на получение субсидии в срок до 01.07.2015 в Росавиацию не поступила, то Росавиацией на основании п.2 ст.78 Бюджетного кодекса РФ обоснованно и правомерно было принято решение об отказе в предоставлении Истцу субсидии в связи с нарушением установленного порядка ее получения.
Таким образом, вопреки правовой позиции заявителя жалобы, истцом не были выполнены все требования, предусмотренные для перевозчиков вышеуказанными правилами.
Апелляционная коллегия также принимает во внимание, что истец не был лишен возможности направить заявку с подтверждающими расходами документами ранее 25.06.2015, проявив должную степень заботливости и осмотрительности и учитывая конечный срок представления документов - 01.07.2015.
Правилами закреплена строго установленная форма заявки, с определенными требованиями к ее содержанию и заполнению.
Соответственно, при ненадлежащем заполнении истцом указанной формы (сокращенное наименование юридического лица, неточное указание вида транспорта, отсутствие слов "включая НДС", неуказание вида адреса) ответчик обоснованно возвратил заявку с прилагаемыми документами истцу, который не был бы лишен возможности привести ее в соответствие с предъявляемыми требованиями при заблаговременном направлении документов.
Указание заявителя жалобы на тождественность понятий "авиационный" и "воздушный", направление заявки с сопроводительным письмом с указанием полного наименования, а также иные доводы в части неточностей в заполнении заявки не влияют на вынесенное решение по существу и не доказывают неправомерность возврата ответчиком направленных истцом документов для последующего получения субсидии.
Истец для получения субсидии, в соответствии с требованиями Правил, должен был представить ответчику надлежащим образом оформленные документы в срок до 01.07.2015.
Вопреки доводам жалобы, нарушения, являющиеся препятствием для выплаты истцу субсидии, последним не устранены, а ссылка перевозчика на формальность и надуманность отказа носит документально не обоснованна и носит предположительный характер.
По смыслу положений ст.15 Гражданского кодекса РФ для наступления гражданско-правовой ответственности необходимо установить наличие состава правонарушения, включающего в себя наличие убытков и их размер, противоправность поведения субъекта ответственности, причинную связь между убытками и действиями и его вину, соответственно, требование о привлечении к гражданско-правовой ответственности может быть удовлетворено только при доказанности всех вышеуказанных элементов в совокупности.
Как указано в п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ).
Истец с требованием о признании отказа Росавиации в выплате субсидий незаконным не обращался, обратного не представлено.
При этом доказательств противоправности поведения ответчика также не представлено, что делает несостоятельным довод заявителя жалобы о наличии в рассматриваемом споре причинно-следственной связи между действиями (бездействием) Росавиации и понесенными истцом убытками.
Отклоняется ссылка ОАО УК "Уральские авиалинии" на пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25, согласно которому суд первой инстанции обязан был привлечь в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование.
Отказывая в иске суд первой инстанции действительно указал, что возникшие у истца убытки не являются расходными обязательствами Росавиации, а ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Вместе с тем, в рассматриваемом споре истец указывал на неправомерность действий Росавиации при отказе в выплате субсидий, ссылаясь на незаконность самого отказа, но, при предъявлении иска к публично-правовому образованию изменению подлежал бы и предмет, и основание, что является недопустимым в силу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Более того, указание на неотнесение заявленных ко взысканию убытков к расходным обязательствам ответчика явилось одним из выводов суда первой инстанции, но не основным при вынесении решения, поскольку в иске отказано, исходя из недоказанности истцом факта несоответствия действий Росавиации закону, а также отсутствия причинно-следственной связи между действиями ответчика и убытками, возникшими у истца.
Согласно ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.
Истцом не представлено доказательств несения им убытков в размере заявленных требований, причиненных неправомерными действиями (бездействием) ответчика.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы ОАО АК "Уральские авиалинии", изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные ст.270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда от 10.03.2016.
Руководствуясь ст.110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.03.2016 по делу N А40-229046/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО АК "Уральские авиалинии" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Алексеева |
Судьи |
Г.Н. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-229046/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 ноября 2017 г. N Ф05-14032/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО Авиакомпания "Уральские авиалинии", ОАО АК "Уральские авиалинии"
Ответчик: Федеральное агенство воздушного транспорта РФ (Росавиация ", Федеральное агентство воздушного транспорта
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14032/16
31.08.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-34046/17
14.06.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-229046/15
05.10.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14032/16
15.06.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-21270/16
10.03.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-229046/15