г. Самара |
|
16 июня 2016 г. |
А55-32255/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары - представителей Горияновой Е.А. (доверенность N 02-08/76 от 21.12.2015), Исаева И.М. (доверенность N 02-08/50 от 17.09.2015),
от Самарской областной общественной организации инвалидов "Социальная инициатива" - представителей Спекторовой И.А. (доверенность от 16.11.2015), Логиновой Л.А. (доверенность от 06.06.2016),
от УФНС России по Самарской области - представителя Исаева И.М. (доверенность N 12-09/27783 от 06.11.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2016 года по делу N А55-32255/2015 (судья Харламов А.Ю.),
по заявлению Самарской областной общественной организацией инвалидов "Социальная инициатива", Самарская область, Красноярский район, пгт. Новосемейкино, к ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары, Самарская область, г. Самара,
к УФНС России по Самарской области, Самарская область, г. Самара,
о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
СОООИ "Социальная инициатива" (далее - заявитель, общественная организация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары, а также к УФНС России по Самарской области (далее - налоговый органы), в котором просило признать недействительным Решение от 05 июня 2015 года N 15873 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", принятое ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары, признать недействительным Решение от 05 августа 2015 года N 03-15\19584@ "По апелляционной жалобе СОООИ "Социальная инициатива" на Решение ИФНС по Красноглинскому району г. Самара от 05 июня 2015 года N 15873 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", принятое УФНС России по Самарской области".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2016 года требования удовлетворены, признано недействительным Решение от 05 июня 2015 года N 15873 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", принятое ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары, признано недействительным Решение от 05 августа 2015 года N 03-15\19584@ "По апелляционной жалобе Самарской областной общественной организации инвалидов "Социальная инициатива" на Решение ИФНС по Красноглинскому району г. Самара от 05 июня 2015 года N 15873 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", принятое УФНС России по Самарской области. ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Самарской областной общественной организации инвалидов "Социальная инициатива".
В апелляционной жалобе Инспекция ФНС России по Красноглинскому району г. Самары просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2016 года по делу N А55-32255/2015 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Податель жалобы, ссылаясь, что основной целью деятельности Общества фактически являлось получение доходов от предпринимательской деятельности, указывает, что налогоплательщиком неправомерно применено освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное п.п.2 п.3 ст.149 НК РФ.
В материалы дела поступил отзыв общественной организации на апелляционную жалобу Инспекции, в котором заявитель просит суд апелляционной инстанции оставить без изменения решение Арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2016 года по делу N А55-32255/2015, а апелляционную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
Кроме того, в материалы дела поступил отзыв Управления ФНС России по Самарской области на апелляционную жалобу Инспекции, в котором вышестоящий налоговый орган просил суд апелляционной инстанции апелляционную жалобу Инспекции удовлетворить, решение Арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2016 года по делу N А55-32255/2015 отменить как незаконное и необоснованное.
Представители Инспекции и Управления в судебном заседании апелляционной инстанции апелляционную жалобу Инспекции поддержали, просили ее удовлетворить.
Представители общественной организации в судебном заседании апелляционного суда возражали против удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции по основаниям, изложенным в отзыве, просили суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2016 года по делу N А55-32255/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов настоящего дела, СОООИ "Социальная инициатива" в установленном Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" была зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области в качестве юридического лица, как общественная организация инвалидов - 26 января 2011, что подтверждается имеющимся в деле Свидетельством от 09 апреля 2013 года (учетный номер 6312012357) "О государственной регистрации некоммерческой организации" (том 2 л.д. 38).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 1 Устава СОООИ "Социальная инициатива" - общественное объединение, основанное на членстве граждан Российской Федерации - инвалидов и их законных представителей (одного из родителей, усыновителей, опекуна или попечителя) и созданное для защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, цели, задачи, предмет деятельности, права и обязанности которой, указаны в разделе 2 данного Устава (том 2 л.д. 39-53).
При этом согласно пункту 4.10 статьи 4 данного Устава СОООИ "Социальная инициатива" участвует в создании и финансировании, строительстве, реконструкции, ремонте и благоустройстве реабилитационных и консультативных центров, поликлиник, больниц, содействует оснащению современным медицинским оборудованием, препаратами и изделиями медицинского назначения.
На основании представленной 30 декабря 2014 года СОООИ "Социальная инициатива" уточненной (корректирующей) Налоговой декларации по НДС за 3ий квартал 2014 года регистрационный номер - 9659773155 (том 6 л.д. 93-96) ИФНС России по Красноглинскому району г. Самара в период с 30 декабря 2014 года по 30 февраля 2015 года была проведена камеральная налоговая проверка, результаты которой были оформлены Актом от 10 апреля 2015 года N 15787 "Камеральной налоговой проверки" (том 1 л.д. 14-27).
На данный Акт от 10 апреля 2015 года N 15787 "Камеральной налоговой проверки" СОООИ "Социальная инициатива" были представлены в налоговый орган письменные Возражения (том 1 л.д. 28-38).
05 июня 2015 года ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары в отношении СОООИ "Социальная инициатива" было принято Решение от N 15873 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно резолютивной части которого:
-СОООИ "Социальная инициатива" был доначислен на лицевой счет к уплате НДС по внутреннему рынку в общем размере 5 680 715 руб. 00 коп.;
-СОООИ "Социальная инициатива" по состоянию на 05 июня 2015 года были начислены пени на недоимку по НДС в общей сумме 93 208 руб. 66 коп.;
-СОООИ "Социальная инициатива" было привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату или неполную уплату НДС в результате занижения налоговой базы, иного не правильного исчисления налога, в виде штрафа в размере 1 136 143 руб. 00 коп. (том 1 л.д. 39-54).
Данный ненормативный правовой акт ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары был оспорен СОООИ "Социальная инициатива" в порядке, предусмотренном статьей 138 Налогового кодекса Российской Федерации, посредством подачи в УФНС России по Самарской области апелляционной жалобы (том 1 л.д. 55-67), с учетом дополнений к апелляционной жалобе (том 1 л.д. 68, 69), по результатам рассмотрения которой, вышестоящим налоговым органом было принято Решение от 05 августа 2015 года N 03-15/15387 N 03-15\19584@, согласно которому, вышестоящий налоговый орган решил:
-Апелляционную жалобу СОООИ "Социальная инициатива" оставить без удовлетворения, а Решение ИФНС по Красноглинскому району г. Самара от 05 июня 2015 года N 15873 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" - без изменения (том 1 л.д. 70-72).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения СОООИ "Социальная инициатива" в арбитражный суд 1-ой инстанции с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Оспариваемое решение налоговый орган обосновал тем, что СОООИ "Социальная инициатива" неправомерно применила льготу по НДС.
Судебная коллегия считает, что суд обоснованно пришел к выводу о том, что в проверяемый налоговый период СОООИ "Социальная инициатива", как общественная организация инвалидов, правомерно применила льготу, установленную подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ, ввиду следующего.
Статьями 143, 146 НК РФ организации признаются плательщиками НДС при осуществлении ими операций, являющихся объектами налогообложения по названному налогу.
Согласно абзацу 2 подпункта 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции: реализация (в том числе, передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, не указанных в подпункте 12.2 пункта 2 данной статьи), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе, созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%.
Согласно пункту 3 статьи 50, пункту 1 статьи 117 Гражданского кодекса Российской Федерации общественные организации являются некоммерческими организациями и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Перераспределение доходов от предпринимательской деятельности общественных объединений между членами или участниками этих объединений запрещено. Данные доходы должны использоваться только для достижения уставных целей.
Названный Закон не запрещает общественным объединениям (в том числе, общественным организациям инвалидов) заключать договоры гражданско-правового характера для осуществления предпринимательской деятельности, направленной на достижение уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующей этим целям.
Запрет на осуществление общественными организациями предпринимательской деятельности в законодательстве отсутствует.
Данный вывод согласуется с позицией Арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлениях от 28.12.2015 по делу N А55-5925/2015, от 19 июня 2008 года по делу N А55-12850/2007.
В силу статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.
Как установлено судом, СОООИ "Социальная инициатива" с момента государственной регистрации 26.01.2011 является общественной организацией инвалидов, среди членов которой инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, в том числе, в рассматриваемый налоговый период.
Согласно пункту 1.1. Устава СОООИ "Социальная инициатива" - общественное объединение, основанное на членстве граждан РФ - инвалидов и их законных представителей и созданное для защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей, решения задач интеграции общественной интеграции инвалидов.
Согласно пункту 1.6 статьи 1 Устава СОООИ "Социальная инициатива" "Организация может осуществлять предпринимательскую деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению ее уставных целей, ради которых она создана и соответствующим этим целям.
В соответствии со статьей 3 Раздела 2 Устава СОООИ "Социальная инициатива" создается в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей, решение задач общественной интеграции инвалидов.
Статьей 4 Раздела 2 Устава СОООИ "Социальная инициатива" определены основные задачи организации.
Пунктом 4.3 статьи 4 Устава СОООИ "Социальная инициатива" предусмотрена разработка, финансирование и реализация целевых программ, направленных на достижение уставных целей.
Пунктом 4.10 статьи 4 Устава СОООИ "Социальная инициатива" предусмотрено участие в создании и финансировании, строительстве, реконструкции, ремонте и благоустройстве реабилитационных и консультативных центров, поликлиник, больниц, содействие оснащению их современным медицинским оборудованием, препаратами и изделиями медицинского назначения.
Пунктом 4.11 статьи 4 Устава СОООИ "Социальная инициатива" предусмотрено участие в благоустройстве территории с целью создания безбарьерной среды и обеспечения как вновь возводимых, так и существующих объектов техническими приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, способствует медицинской реабилитации, оздоровлению инвалидов и повышению уровня их жизни (4.12 статьи 4 Устава).
В соответствии с Уставом СОООИ "Социальная инициатива" в качестве уставной задачи должна осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых создана Организация, и соответствующую этим целям (пункт 4.16 статьи 4 Устава).
Согласно пункту 6.6 статьи 6 Устава СОООИ "Социальная инициатива" самостоятельно разрабатывает и утверждает планы и программы своей деятельности, определяет направления и размеры расходования денежных средств и имущества.
В оспариваемом Решении от 05 июня 2015 года N 15873 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары подробно указаны ссылки на правовые нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и не оспаривается соответствие учредительных документов СОООИ "Социальная инициатива" данным правовым нормам.
В материалы настоящего дела заявителем представлена "Программа деятельности СОООИ "Социальная инициатива", утвержденная Протоколом годового общего собрания членов данной общественной организации инвалидов от 20 июня 2011 года (том 2 л.д. 54-56).
Из указанной "Программы деятельности СОООИ "Социальная инициатива" следует, что задачей данной общественной организации является - участие в создании и финансировании, строительстве, реконструкции, ремонте и благоустройстве реабилитационных и консультативных центров, поликлиник, больниц, содействие оснащению их современным медицинским оборудованием, препаратами и изделиями медицинского назначения (подпункт 2.9 пункта 2 Программы), участие в строительной деятельности и благоустройстве территорий с целью создания безбарьерной среды и обеспечения как вновь возводимых, так и существующих объектов техническими приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов (подпункт 2.10 пункта 2 Программы). При этом СОООИ "Социальная инициатива" способствует медицинской реабилитации, оздоровлению инвалидов и повышению уровня их жизни (подпункт 2.12 пункта 2 Программы).
Судом установлено, что способы реализации поставленных задач "Программа деятельности СОООИ "Социальная инициатива" определяет как: "Создание механизма финансирования разработанных целевых программ, направленных на достижение уставных целей (подпункт 2.4 пункта 2 Программы), формирование штатного аппарата организации, необходимого для обеспечения деятельности организации (подпункт 2.5 пункта 2 Программы), создание Internet сайта по проблемам инвалидов и их реабилитации (подпункт 2.6 пункт 2 Программы), участие в создании реабилитационных центров для инвалидов (подпункт 2.10 пункта 2 Программы), определение видов предпринимательской деятельности (подпункт 2.16 пункта 2 Программы).
В качестве источников финансирования в пункте 4 "Программа деятельности СОООИ "Социальная инициатива" определяет - поступления от хозяйственной деятельности юридических лиц, созданных или приобретенных организацией и доходы от предпринимательской деятельности организации.
При рассмотрении настоящего дела заявителем в материалы дела представлено Соглашение "Об объединении усилий по созданию реабилитационного центра для инвалидов" от 08 ноября 2011 года (2 л.д. 57-59), которое подписано между, соответственно, СОООИ "Социальная инициатива", СГООИ "СИЛК", СГООИ "СИЛКо", КФХ "Алексеевский кирпич" и ООО "Соли-Капитал", предметом которого является деятельность сторон по взаимному сотрудничеству для осуществления реализации социального проекта по созданию реабилитационного центра для инвалидов с возможностью включения в процесс реабилитации водолечения и иппотерапии.
Содержание вышеперечисленных документов не оспаривалось заинтересованными лицами в ходе судебного разбирательства по настоящему делу.
Кроме того, из содержания оспариваемых ненормативных правовых актов (листы N 5, N 6) и Отзывов заинтересованных лиц следует, что последними также не опровергается, что деятельность СОООИ "Социальная инициатива" в проверяемый налоговый период была направлена на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса для инвалидов на территории с. Алексеевка Кинельского района Самарской области, а также то, что у заявителя имеются необходимые документы, подтверждающие возможность использования залежей воды, подтвержденных заключением о результатах геофизических исследований по эксплуатационной скважине, проведенной Министерством природных ресурсов Российской Федерации и экологии ОАО "Волгогеология" Куйбышевской гидротехнической экспедиции, которые были представлены заявителем в УФНС России по Самарской области в качестве неотъемлемого Приложения к Дополнению к Апелляционной жалобе на Решение ИФНС по Красноглинскому району г. Самара от 05 июня 2015 года N 15873 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" (том 1 л.д. 55-67).
В оспариваемом Решении от 05 июня 2015 года N 15873 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (листы N 2, N 3 Решения) ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары не оспорено и подтверждено, что членами СОООИ "Социальная инициатива" в проверяемый налоговый период являлись граждане - инвалиды, что было также доказано заявителем в ходе проведенной заинтересованным лицом камеральной налоговой проверки посредством представлений в налоговый орган всех необходимых документов, а также в качестве Приложений к Дополнению к Апелляционной жалобе на Решение ИФНС по Красноглинскому району г. Самара от 05 июня 2015 года N 15873 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", направленном в адрес УФНС России по Самарской области.
При рассмотрении судом настоящего дела заявителем в материалы дела были представлены, соответственно:
-Протокол годового общего собрания членов СОООИ "Социальная инициатива" от 20 июня 2011 года (том 2 л.д. 101-113);
-Протокол внеочередного общего собрания членов СОООИ "Социальная инициатива" от 27 февраля 2013 года (том 3 л.д. 124-139);
-Протокол годового общего собрания членов СОООИ "Социальная инициатива" от 24 июня 2013 года (том 3 л.д. 1-22);
-Протокол общего собрания членов СОООИ "Социальная инициатива" от 19 июня 2014 года, с Отчетами по уставной деятельности СОООИ "Социальная инициатива" за 1-ый и за 2-ой кварталы 2014 года (том 3 л.д. 34-51, 59-67).
Так из Протокола общего внеочередного собрания от 29 августа 2014 года (проверяемый налоговый период) (том 3 л.д. 52-57) следует личное присутствие членов организации на собрании, свидетельством чего, служат личные подписи указанных физических лиц в данном Протоколе.
В Протоколе собрания членов СОООИ "Социальная инициатива" от 29 августа 2014 года также конкретно изложен перечень разрешаемых на собрании вопросов:
-о необходимости выделения средств для заключения договора с ФБГУ "Российский центр медицинской реабилитации и курортологии";
-о выделении средств на разработку методики реабилитации;
-об утверждении отчетности по уставной деятельности за первое полугодие 2014 года, по созданию условий по временному размещению пациентов многофункционального физкультурно-оздоровительного комплекса;
-по озеленению прилегающей к физкультурно-оздоровительному комплексу территории и другие вопросы.
Материалами по данному делу подтверждается, что в рамках проведенной ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары камеральной налоговой проверки в качестве Приложений к письменным Возражениям на Акт от 10 апреля 2015 года N 15787 "Камеральной налоговой проверки" СОООИ "Социальная инициатива" представило налоговый орган нотариально заверенные Заявления своих членов, соответственно: от июня 2012 года и от октября 2014 года, ее членов, в том числе граждан: Шулим А.А., Вельмесевой Л.П., Донсковой Е.А.,Вершининой Н.Н., Павловой Н.В., Коротеевой Л.Н., Тягуниной Т.П., Зуевой Л.А., Толстовой Н.С., Трошина В.М., с сообщением об участии каждого из них в работе СОООИ "Социальная инициатива" (том 3 л.д. 144-152, том 4 л.д. 1-7), что также подтверждается пунктом N 13 Графы - "Приложения" письменных Возражений на Акт от 10 апреля 2015 года N 15787 "Камеральной налоговой проверки" (том 1 л.д. 28-38).
Кроме того, судом установлено, что как в рамках проведенной ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары камеральной налоговой проверки, так и в ходе судебного разбирательства, заявителем были представлены в дело Приказы (Распоряжения) СОООИ "Социальная инициатива" "Об оказании материальной помощи членам СОООИ "Социальная инициатива", "О приобретении (вручении) ценных подарков для членов СОООИ "Социальная инициатива", в связи с приближающимися праздниками - "День защитника отечества" и "8-ое Марта - Международный женский день", О приобретении (вручении) ценных подарков для членов СОООИ "Социальная инициатива", в связи с празднованием 1-го мая и 9-го мая - "День Победы", "Об оказании материальной помощи членам СОООИ "Социальная инициатива", О приобретении ценного подарка, в связи с празднованием "Дня пожилого человека", "Об оказании материальной помощи членам СОООИ "Социальная инициатива", в связи с празднованием "Дня пожилого человека" и так далее (том 4 л.д. 8-13).
При рассмотрении данного дела суд первой инстанции, оценивая довод представителей заинтересованных лиц о том, что в проверяемый налоговый период СОООИ "Социальная инициатива" осуществляло предпринимательскую деятельность, не соответствующую достижению ее уставных целей, ради которых была создана данная общественная организация, в том числе, в связи с тем, что представленные СОООИ "Социальная инициатива" в Управление Министерство юстиции Российской Федерации по Самарской области Отчеты не соответствуют требованиям Закона, а также по причине не обнаружения сотрудниками ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары соответствующего Internet сайта СОООИ "Социальная инициатива", пришел к обоснованному выводу о несостоятельности данного довода.
Так, ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары на странице N 2 оспариваемого Решения ссылается на то обстоятельство, что о проверяемой общественной организации - СОООИ "Социальная инициатива" была получена информация от Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области, которой подтверждено, что СОООИ "Социальная инициатива" представлялись предусмотренные Законом сведения о деятельности юридического лица, доказательством чего, служит письменный Ответ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области от 07 мая 2015 года исходящий номер 03-26-4504/15-0-1 (том 2 л.д. 100).
Из данного Сообщения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области от 07 мая 2015 года исходящий номер 03-26-4509/15-0-1 прямо следует, что информацию, предусмотренную статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", СОООИ "Социальная инициатива" представила на портал - http://unro.minjust.ru, соответственно: - 18 февраля 2015 года и 13 марта 2015 года, тем самым исполнив предусмотренную Законом обязанность в полном объеме и надлежащим образом, в связи с чем, у последней не имеется задолженности по представлению отчетности перед указанным уполномоченным органом.
В ходе судебного разбирательства суд первой инстанции установил, что в рамках проведенной ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары камеральной налоговой проверки заявителем в данную налоговую инспекцию были представлены доказательства о заявлении СОООИ "Социальная инициатива" в установленном порядке о продолжении деятельности общественной организации инвалидов (том 2 л.д. 61-63), что соответствовало пункту 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и "Порядку размещения в сети Internet отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", утвержденному Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07 октября 2010 года N 252.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2, пунктами 3, 4 и 6 данного Порядка "Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, ежегодно, не позднее 15-го апреля года, следующего за отчетным, размещают в сети Internet сообщения о продолжении своей деятельности".
При рассмотрении судом данного дела не нашел своего подтверждения и, более того, был опровергнут заявителем посредством представления в материалы дела надлежащих доказательств, довод представителей заинтересованных лиц о том, что при анализе счета СОООИ "Социальная инициатива" за 2013 год, было установлено, что поступления денежных средств в течение года составили более 3 000 000 руб., на что указано на странице N 2 оспариваемого Решения от 05 июня 2015 года N 15873 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Материалами по делу подтверждается, что за 2013 год СОООИ "Социальная инициатива" не имело поступлений денежных средств и имущества более 3 000 000 руб. от указанных в Решении от 05 июня 2015 года N 15873 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" источников, доказательством чего, служит имеющаяся в деле Карточка счета 86 "Целевое финансирование" (том 4 л.д. 36).
Как пояснили суду в ходе судебного разбирательства представители СОООИ "Социальная инициатива" при проведении камеральной налоговой проверки заявителем в распоряжение ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары была представлена копия нулевого Отчета, направленного данной общественной организацией в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области, об объеме полученных общественной организации денежных средств от "международных и иностранных организаций _" за 2013 год (том 2 л.д. 70-72). При этом в материалах настоящего дела также имеется нулевой Отчет, направленный данной общественной организацией в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области, об объеме полученных общественной организации денежных средств от "международных и иностранных организаций _" за 2014 год (том 2 л.д. 73-75).
Кроме того, на странице N 10 Решения от 05 июня 2015 года N 15873 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары указано на то, что "СОООИ "Социальная инициатива" за проверяемый период не получало никаких пожертвований и иных доходов, кроме как от предпринимательской деятельности".
Судом установлено, что отсутствие поступления в СОООИ "Социальная инициатива" имущества и денежных средств в рамках целевого финансирования от организаций и физических лиц подтверждается Карточками счетов 86 "Целевое финансирование", соответственно: за 2013 и за 2014 годы (том 4 л.д. 36, 37).
В ходе судебного разбирательства представитель ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары подтвердил, что у заинтересованного лица, относительно проверяемого налогового периода, к правильности ведения СОООИ "Социальная инициатива" бухгалтерского учета замечаний не имеется (аудио запись протокола судебного заседания).
В соответствии с пунктом 1 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06 октября 2008 года N 106н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 октября 2008 года N 12522) юридическое лицо самостоятельно устанавливает правила формирования и раскрытия учетной политики организации.
Согласно пункту 4 ПБУ 1/2008 учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.
При этом утверждаются рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности и так далее.
Пунктом 8 ПБУ 1/2008 установлено, что принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и тому подобное) организации.
В ходе судебного разбирательства заявителем был представлен в материалы дела документ - "Учетная политика СОООИ "Социальная инициатива" на 2014 год", которая определена Приказом руководителя СОООИ "Социальная инициатива" от 30 декабря 2013 года "Об учетной политике на 2014 год", с соответствующими Приложениями к нему (том 4 л.д. 38-71).
Судом установлено, что Приказом от 09 января 2014 года N 7/8, изданным Председателем правления СОООИ "Социальная инициатива", была создана рабочая группа для исполнения уставных целей и задач данной общественной организации, определен состав специалистов для их исполнения и утверждено штатное расписание организации (том 4 л.д. 25, 26).
В Решении от 05 июня 2015 года N 15873 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары изложило вывод о том, что работы, выполненные СОООИ "Социальная инициатива" во 3ем квартале 2014 года по ремонту нежилых помещений не являются уставной деятельностью данной общественной организации и не могут быть учтены, как подлежащие льготному налогообложению.
В свою очередь, по результатам изучения Приложения N 1 к Приказу руководителя СОООИ "Социальная инициатива" от 30 декабря 2013 года "Об учетной политике на 2014 год" отклоняя в качестве несостоятельного указанный вывод заинтересованного лица, суд установил, что в данном Приложении определен план счетов СОООИ "Социальная инициатива".
Так, на странице N 4 Приказа от 30 декабря 2013 года закреплено, что "Расходы по уставной деятельности, направленной на социальную реабилитацию инвалидов, учитываются на счете 22 "Расходы по уставной деятельности".
Согласно Приложению N 1 к Приказу "Об учетной политике на 2014 год" (Плану счетов СОООИ "Социальная инициатива") на счете 10/12 учитываются "Материалы по уставной деятельности", на счете 76.6 - "Расчеты с дебиторами и кредиторами (по уставной деятельности)", на счете 08.10 "Приобретение объектов основных средств (уставная деятельность), на счете 08.11 подлежат отражению затраты на строительство объектов основных средств (уставная деятельность).
При этом судом установлено, что заявителем в рамках проведенной камеральной налоговой проверки был представлен в ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары Отчет об уставной деятельности СОООИ "Социальная инициатива" за 3ий квартал 2014 года (Приложения N 3 к Возражениям на Акт от 10 апреля 2015 года N 15787 "Камеральной налоговой проверки").
Журнал проводок по счетам 22.76, анализ счета 22 и первичные документы, являющиеся основанием для внесения в Журнал проводок, а также Карточка счета 08.11 СОООИ "Социальная инициатива" за 3ий квартал 2014 года (приложение N 4 к Возражениям на Акт от 10 апреля 2015 года N 15787 "Камеральной налоговой проверки") (том 5 л.д. 71-79).
При этом заявителем в материалы данного дела представлены подтверждающие документы, на основании которых им были внесены данные по счету 22.
Как установлено судом, СОООИ "Социальная инициатива" за 3ий квартал 2014 года к уставной деятельности отнесены следующие работы:
-Договор от 01 августа 2014 года N 151/Э, в рамках которого, ООО "Центр по ценообразованию в строительстве" была проведена экспертиза сметной документации, стоимость работ (услуг) составила - 16 100 руб. 00 коп. (том 4 л.д. 108, 109);
-Договор от 27 января 2014 года N ТМ 05-14, в рамках которого, ООО "Техмонтаж" были выполнены работы по текущему ремонту оборудования, в целях обеспечения нормальной эксплуатации, подстанции СОООИ "Социальная инициатива", а именно ремонт лестницы, ремонт ограждения лестниц и балконов, стоимость работ составила - 17 661 руб. 00 коп. (том 4 л.д. 129-131);
-Договор от 02 июня 2014 года N ТМ 08-14, в рамках которого, ООО "Техмонтаж" были выполнены работы, соответственно: ремонт металлоконструкций расположенных в здании многофункционального физкультурно-оздоровительного комплекса для инвалидов - разметка и нарезка закладных пластин, нарезка труб, нарезка косынок, сварка пластин к трубам, сварка решеток из арматуры, усиление арматурного пояса под заливку, армирование под монолитный поя, сварка решеток под колонны, разметка и нарезка закладных пластин, очистка труб от битума, ремонт металлоконструкций расположенных в здании инженерного корпуса с общежитием СОООИ "Социальная инициатива", а именно: нарезка и зачистка швеллеров, резка уголков, установка, сварка и крепление площадок, нарезка и сварка ступенек, армирование ступенек и площадок, сварка перил, сварка закладных опор, сварка решеток на перемычки. Установка просечки, разборка профилей, ремонт металлоконструкций расположенных около здания инженерного корпуса общежитием СОООИ "Социальная инициатива", а именно: разрезка старой площадки, подготовка, нарезка и зачистка швеллеров, сварка рамы под трансформатор, укладка просечки, сварка ограждений, а всего, на общую сумму - 466 780 руб. 00 коп. (том 4 л.д. 135-134);
-Договор от 17 марта 2014 года "Аренды помещений", заключенный с ЗАО "Алексеевский кирпич" - "арендодатель", предметом которого, являлась передача арендодателем "арендатору" - СОООИ "Социальная инициатива" во временное пользование и владение (аренду) здание инженерного корпуса с общежитием, расположенного по адресу: Самарская область, г. Кинель, п.г.т. Алексеевка, 1-ый этаж помещения N 1-17, общей площадью 326,5 м2,; 2-ой этаж помещения N 1-22, общей площадью 321,8 м2; 3ий этаж помещения N 1-28, общей площадью 325,7 м2, за ежемесячную плату в размере - 175 896 руб. 00 коп., а всего на сумму - 527 688 руб. 00 коп. (том 5 л.д. 114-117);
-Договор от 01 апреля 2012 года "Аренды нежилых помещений с правом выкупа", заключенный с ООО "Солли-Капитал" - "арендодатель", предметом которого, являлась передача во временное пользование и владение (аренду) "арендатору" - СОООИ "Социальная инициатива" помещения: нежилое здание электроцеха, расположенного по адресу: Самарская область, г. Кинель, п.г.т. Алексеевка, кадастровый номер - 63-63-03/007/2007-472, а именно: 1-ый этаж, помещения N 1-21, общей площадью 522,4 м2; 2-ой этаж, помещения N 1-6, общей площадью 98,5 м2, нежилого здания гаража для легковых автомобилей, расположенного по адресу: Самарская область, г. Кинель, п.г.т. Алексеевка, кадастровый номер - 63-63-03/007/2007-466, а именно: 1-ый этаж, помещения N 1-6, общей площадью 173,0 м2, для оказания услуг в сфере реабилитации инвалидов, за ежемесячную плату в размере - 30 000 руб. 00 коп., а всего на сумму - 90 000 руб. 00 коп. (том 5 л.д. 80-83);
-Договор от 01 января 2014 года N 51(14), заключенный с ООО ЧОО "Тройка" - "исполнитель", предметом которого, являлось - охрана объектов и материальных ценностей на территории реконструкции Многофункционального физкультурно-оздоровительного комплекса для инвалидов, расположенного по адресу Самарская область, г. Кинель, п.г.т. Алексеевка, ул. Силикатная, д. 7, всего на сумму - 153 720 руб. 00 коп. (том 5 л.д. 1-5);
-Договора, соответственно: от 14 июля 2014 года N 02-06/2014 и от 15 июля 2014 года N 03-07/2014, заключенные с ООО "Проектное бюро" -"Подрядчик", предметом которых являлось - выполнение эскиза архитектурного решения сооружения "Инженерный корпус с общежитием", входящего в состав многофункционального физкультурно-оздоровительного комплекса для инвалидов, корректировка проекта реконструкции здания электроцеха Литер 11, под многофункциональный физкультурно-оздоровительный комплекс для инвалидов, расположенного в Самарской области, г. Кинель, п.г.т. Алексеевка, ул. Силикатная, д. 7, всего на общую сумму - 60 000 руб. 00 коп. (том 4 л.д. 99-102, 104-106);
-Договор подряда от 09 января 2014 года N В-04/5-14, заключенный с ООО "СК Восток" - "подрядчик", предметом которого являлось - ремонт и реконструкция здания инженерного корпуса с общежитием под многофункциональный физкультурно-оздоровительный комплекс для инвалидов, при этом в период - с 01 июля 2014 года по 30 сентября 2014 года ООО "СК Восток" были выполнены работы по ремонту кровли, электромонтажные работы 3-го этажа здания инженерного корпуса с общежитием, пробивка в кирпичных стенах борозд площадью сечения до 20 см, монтаж проводов осветительных сетей в защитной оболочке или кабель двух и трехжильный под штукатурку по стенам или в бороздах, монтаж кабеля силового для электрических установок на напряжение до 450 В, пробивка в кирпичных стенах гнезд размером до 130 x 130 мм, монтаж выключателей двухклавишного утопленного типа при скрытой проводке, а всего на общую сумму - 2 082 140 руб. 32 коп. (том 5 л.д. 13-15);
-Договор от 15 августа 2014 года N 04Н-2014 "На оказание экспертных услуг", заключенный с ООО "АНО центр экспертиз" - "исполнитель", предметом которого являлось - проведение экспертных исследований в отношении подвала в производственном здании по проекту "Цех - столовая для приготовления полуфабрикатов и обеспечения питанием и рабочих мест инвалидов" (том 5 л.д. 48-50);
-Договора "На оказание экспертных услуг", соответственно: от 04 августа 2014 года N 03-Н-2014, от 15 августа 2014 года N 05Н-2014, от 02 сентября 2014 года N Э-07-2014, заключенные с "АНО центр экспертиз" - "исполнитель", предметом которых являлось - оказание услуг по проведению экспертных исследований в отношении здания -многофункциональный физкультурно-оздоровительного комплекса для инвалидов, а всего на общую сумму - 108 700 руб. 00 коп. (том 4 л.д. 83-85, 87-89, 91-93, 95-97);
-Договор от 18 августа 2014 года N 2, заключенный с ООО "Гранд сервис" - "исполнитель", предметом которого являлось - производство санитарно-технических работ в многофункциональном физкультурно-оздоровительном комплексе для инвалидов, всего на общую сумму - 35 200 руб. 00 коп. (том 5 л.д. 66-68);
-Договор от 09 января 2014 года N АМ 02-14, заключенный с Индивидуальным предпринимателем Марковым А.М. - "исполнитель", предметом которого являлось - проведение работ по текущему ремонту металлоконструкций в здании физкультурно-оздоровительного центра, всего на общую сумму - 18 975 руб. 00 коп. (том 4 л.д. 73-75).
Из материалов настоящего дела следует, что вышеуказанные гражданско-правовые договора с приложениями к ним были предметом камеральной налоговой проверки, существенных замечаний по данным Договорам и оформленных в качестве приложений к ним документам ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары не предъявило.
Предметом проведенной ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары камеральной налоговой проверки являлась Налоговая декларация по НДС за 3ий квартал 2014 года.
На данную Налоговую декларацию заявитель ссылался для обоснования размера налоговой льготы по НДС за 3ий квартал 2014 года в размере - 5 680 715 руб. 00 коп.
Судом установлено, что в письменных Возражениях на Акт от 10 апреля 2015 года N 15787 "Камеральной налоговой проверки" СОООИ "Социальная инициатива" указывала, что затраты по реконструкции электроцеха в сумме - 891 156 руб. 40 коп. необоснованно не учтены налоговой инспекцией в ходе данной проверки и не отражены в данном Акте "Камеральной налоговой проверки".
Согласно указанной Налоговой декларации по НДС СОООИ "Социальная инициатива" отразила стоимость реализованных товаров (работ, услуг) без НДС за 3ий квартал 2014 года, что составило - 55 901 884 руб. 00 коп. (графа 2, строки 010 раздела 7 Налоговой декларации).
При этом НДС (18 %) с реализации товаров (работ, услуг) составил - 10 062 339 руб. 00 коп., сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) за 3ий квартал 2014 года, не подлежащая вычету составила - 4 381 624 руб. 00 коп. (графа 4 строки 010 раздела 7 Налоговой декларации).
Льгота по НДС за 3ий квартал 2014 года СОООИ "Социальная инициатива" составила - 5 680 715 руб. 00 коп.
Соотношение расходов по уставной деятельности к сумме выручки составляет 10,2 %.
Анализ СОООИ "Социальная инициатива" по расчету по НДС за 3ий квартал 2014 года изложен в Справке "По соотношению расходов по уставной деятельности СОООИ "Социальная инициатива" к сумме льготы по НДС и сумме выручки за 3ий квартал 2014 года" (том 6 л.д. 99).
Приложением N 3 к Приказу "Об учетной политике СОООИ "Социальная инициатива" на 2014 год" от 30 декабря 2013 года определен порядок расчета коэффициента отнесения общехозяйственных затрат на уставную деятельность в размере не ниже 10 %.
В ходе судебного разбирательства представителя заявителя пояснили суду, что учитывая обоснованность расходов, с точки зрения рациональности эффективности, деловой разумности, для ведения финансово-хозяйственной деятельности коэффициент отнесения общехозяйственных затрат на уставную деятельность СОООИ "Социальная инициатива" был скорректирован в сторону уменьшения до 10 % и закреплен в учетной политике данной общественной организации, что, в том числе, соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04 июня 2007 года N 320-О-П.
В Решении от 05 июня 2015 года N 15873 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары изложило вывод об отсутствии у заявителя в проверяемый налоговый период права на применение льготы, с чем суд не соглашается, по следующим основаниям.
Критерием правомерности применения налоговой льготы в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации является сравнительные данные по среднесписочной численности работающих к занятым в уставной деятельности, в том числе, работающих инвалидов, что также подтверждается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14 сентября 2010 года N 1812/2010.
Между тем, при принятии оспариваемых ненормативных правовых актов заинтересованные лица не учли в проверяемый налоговый период среднесписочную численность сотрудников СОООИ "Социальная инициатива", занятых в целях осуществления именно уставной деятельности данной общественной организации.
Судом установлено, что в письменных Возражениях на Акт от 10 апреля 2015 года N 15787 "Камеральной налоговой проверки", а также в Апелляционной жалобе, направленной в УФНС России по Самарской области на Решение ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары от 05 июня 2015 года N 15873 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" заявитель указывал на то, что из общей численности работников СОООИ "Социальная инициатива" в 3ем квартале 2014 года - 135 человек, 50 человек были заняты в уставной деятельности общественной организации, что составляет 37 %.
Ссылка представителей заинтересованных лиц на Форму РСВ-1 ПФР за 9ть месяцев 2014 года (том 6 л.д. 100-104), в которой отражена среднесписочная численность работающих в СОООИ "Социальная инициатива" лиц за 9ть месяцев 2014 года в количестве - 145 человек, судом отклоняется, поскольку в данной форме не предусмотрено деление численности работников по видам деятельности общественной организации. Кроме того, как пояснили суду представители СОООИ "Социальная инициатива" в данном документе заявителем были лишь отражены среднесписочная численность работающих в общественной организации лиц, при этом нарастающим итогом с начала года.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд по результатам изучения и оценки представленных заявителем документов (доказательств), в том числе, Справок, соответственно, "По расчету льготы по НДС за 3ий квартал 2014 года СОООИ "Социальная инициатива" (том 6 л.д. 97), "По удельному весу численности и фонда оплаты труда, с начислениями работников СОООИ "Социальная инициатива", занятых в установленной деятельности" (том 6 л.д. 98) и Штатного расписания СОООИ "Социальная инициатива" на период с 01 января 2014 года, соглашается с доводами представителей заявителя о том, что в данном случае необходимо сравнивать данные по фонду оплаты труда работников, занятых в уставной деятельности СОООИ "Социальная инициатива" (в том числе, инвалидов) к общему фонду заработной платы общественной организации.
Материалами по делу подтверждается, что удельный вес фонда оплаты труда (с начислениями) работников, занятых в уставной деятельности, в общем фонде оплаты труда работников СОООИ "Социальная инициатива" составляет - 38,2 %, что подтверждается первичными документами данной общественной организации, представленными заявителем в ходе камеральной налоговой проверки и Справкой "По удельному весу численности и фонда оплаты труда, с начислениями работников СОООИ "Социальная инициатива", занятых в установленной деятельности" (том 6 л.д. 98).
Фонд оплаты труда работников СОООИ "Социальная инициатива" за 3ий квартал 2014 года составил - 9 860 172 руб. 00 коп., что подтверждено анализом счета 70 "Расчеты по оплате труда" (том 6 л.д. 105).
Расходы СОООИ "Социальная инициатива" по страховым начислениям за 3ий квартал 2014 года подтверждены, соответственно:
-анализом счета 69.1 "Социальное страхование" - 176 544 руб. 00 коп. (том 6 л.д. 106);
-анализом счета 69.2 "Пенсионное обеспечение" - 2 094 860 руб. 00 коп. (том 6 л.д. 107);
-анализом счета 69.3 "Медицинское страхование" - 357 990 руб. 00 коп. (том 6 л.д. 108).
Фонд оплаты труда работников СОООИ "Социальная инициатива" со всеми начислениями за 3ий квартал 2014 года составил - 12 489 566 руб. (счет 70 + счет 69.1 + счет 69.2 + счет 69.3) (том 6 л.д. 98).
Данная сумма отражена заявителем в расчете в Справке по удельному весу численности и фонда оплаты труда с начислениями работников СОООИ "Социальная инициатива", занятых в уставной деятельности".
Указанные документы в рамках рассмотрения судом настоящего дела не были оспорены заинтересованными лицами, сведения в них содержащиеся не опровергнуты..
Соотношение удельного веса суммы расходов, направляемых на уставные цели в соответствии с пунктом 38 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации, которые относились на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, к общей сумме выручки, полученной от предпринимательской деятельности.
Судом также установлено, что заявителем в подтверждение того, что уставная деятельность СОООИ "Социальная инициатива" соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации по признакам обоснованности расходов, с точки зрения рациональности эффективности и деловой разумности, в материалы дела представлена обобщающая Справка по расчету льгот за 3ий квартал 2014 года (том 6 л.д. 99).
Суд первой инстанции, изучив имеющиеся в настоящем деле документы в их совокупности и взаимосвязи по правилами, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно посчитал, что заявитель надлежащим образом доказал, что работы, выполненные СОООИ "Социальная инициатива" в 3ем квартале 2014 года по ремонту нежилых помещений правильно им учтены, как подлежащие льготному налогообложению.
Как было установлено судом, 01 апреля 2012 года между ООО " Солли-Капитал" и СОООИ "Социальная инициатива" был заключен Договор "Аренды нежилых помещений с правом выкупа", по условиям которого, во временное пользование СОООИ "Социальная инициатива" передавались нежилые помещения - здание электроцеха площадью 522,4 м2 и задание гаража для легковых автомобилей (том 5 л.д. 80-83).
В соответствии с подпунктом 3 подпункта 3.3 пункта 3 данного гражданско-правового договора "арендатор" - СОООИ "Социальная инициатива" имеет право с письменного разрешения "арендодателя" производить капитальный ремонт помещений и (или) их реконструкцию.
По условиям рассматриваемого Договора, все необходимые согласования проектно-сметной документации на капитальный ремонт, реконструкцию, перепланировку и (или) переоборудование помещений в соответствующих надзорных органах производятся силами и за счет арендатора.
Площадь передаваемых по Договору 01 апреля 2012 года "Аренды нежилых помещений с правом выкупа" в аренду помещений подтверждается Техническим паспортом и Инвентарным делом (том 5 л.д. 97-113).
В подпункте 1.1 пункта 1 Договора от 17 марта 2014 года "Аренды помещений", заключенного между ЗАО "Алексеевский кирпич" - "арендодатель" и СОООИ "Социальная инициатива" - "арендатор" определен предмет Договора - сдача арендатору во временное пользование и владение (аренду) за плату здания инженерного корпуса с общежитием - помещения N 1-28, площадью 325,7 м2, расположенного на 1 - 3 этажах по адресу: Самарская область, г. Кинель, пос. Алексеевка (том 5 л.д. 114-117).
В данном пункте Договора его стороны предусмотрели условие о цели передачи помещения в аренду - для создания условий по временному размещению пациентов многофункционального физкультурно-оздоровительного комплекса для инвалидов.
Площадь передаваемых в аренду помещений подтверждалась Техническим паспортом и Инвентарным делом на инженерный корпус общежитием (том 5 л.д. 123-147).
Из материалов по делу следует, что на момент принятия ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары Решения, 16 декабря 2014 года между ЗАО "Алексеевский кирпич" и СОООИ "Социальная инициатива" был заключен Договор Купли-продажи нежилого помещения - 3ех этажного здания инженерного корпуса с общежитием общей площадью - 1 866,90 м2, Литера "А", расположенного по адресу: Самарская область, г. Кинель, пос. Алексеевка (том 5 л.д. 148-152), который в установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" прошел государственную регистрацию, что также подтверждается Свидетельством от 20 декабря 2014 года "О государственной регистрации права".
Из Акта от 10 апреля 2015 года N 15787 "Камеральной налоговой проверки" следует, что налоговой инспекцией был проведен осмотр адреса проведения работ по реконструкции по адресу: г. Кинель, п. Алексеевка. ул. Силикатная, 7, что оформлено Протоколом от 27 октября 2014 года "Осмотра территорий, помещений, документов, предметов", с приложением фотоматериалов (том 1 л.д. 118, 119).
При проведении осмотра ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары установлено, что по указанному адресу располагаются недостроенные объекты - бывшее здание электроцеха, к данному зданию пристроено одноэтажное помещение (из силикатного кирпича), внутри здания находились рабочие, проводились строительные работы. На первом этаже здания электроцеха проложены трубы, на глубине примерно полметра, трубы не зарыты, окна в здании отсутствуют, стены не отштукатурены - кирпич, полы не оборудованы - земля...".
Протокол от 27 октября 2014 года "Осмотра территорий, помещений, документов, предметов" подтверждает факт выполнения строительных (подрядных) работ на указанном объекте недвижимого имущества.
СОООИ "Социальная инициатива" в рамках проведенной камеральной налоговой проверки были представлены в ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары Рабочий проект перепланировки нежилого помещения, расположенного по адресу: Самарская область, пос. Алексеевка, ул. Силикатная, дом 7, Архитектурное решение по перепланировке внутренних конструкций здания "Инженерный корпус с общежитием", Акт экспертного исследования, подготовленный ООО "АНО Центр Экспертиз" от 04 сентября 2014 года (том 6 л.д. 10-55), из которого следует, что фактически выполненные работы по перепланировке внутренних конструкций, соответственно: 1, 2, 3 этажей здания инженерного корпуса, расположенного в г. Кинель, пос. Алексеевка, ул. Силикатная, 7 "А", не повлекли увеличение площади здания, его высоты, объема и не относятся к работам по реконструкции здания в целом.
В оспариваемом Решении ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары прямо указано, что в соответствии с Решением Думы городского округа Кинель Самарской области от 31 мая 2012 года N 211 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа Кинель Самарской области" и схеме функционального зонирования городского округа Кинель реконструируемое СОООИ "Социальная инициатива" здание расположено в зоне предприятий и складов 5-го класса вредности (ПК -5), с санитарно-защитной зоной в 50 м, с разрешенным использованием под административные здания, офисы, конторы различных фирм, компаний (том 6 л.д. 71-73).
Данным Решением Думы городского округа Кинель Самарской области также установлено, что вспомогательным видом использования земельного участка, на котором расположено ремонтируемое СОООИ "Социальная инициатива" здание является разрешение использования для размещения предприятия общественного питания (столовые, кафе), спортклубы.
Письмом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" от 12 декабря 2014 года исходящий номер 05/4276 по запросу заявителя (Письмо от 03 декабря 2014 года исходящий номер 209, том 6 л.д. 3) сообщено, что в соответствии с пунктом 5.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в границах санитарно-защитной зоны возможна застройка, в том числе, вышеуказанными объектами (том 6 л.д. 1, 2). Кроме того, из Протоколов от 19 декабря 2014 года следует, что пробы воздуха в районе расположения данного здания электроцеха не имеют предельно допустимых показателей.
Правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 03 июля 2012 года по делу N АПЛ12-321 (том 6 л.д. 4-8), свидетельствует о неправомерности довода заинтересованных лиц о невозможности строительства в санитарно-защитной зоне.
При рассмотрении настоящего дела суд обоснованно отклонил в качестве ошибочной ссылку представителей заинтересованных лиц на положения Жилищного кодекса Российской Федерации в подтверждение довода о самовольности постройки указанного выше объекта недвижимого имущества (на жилые помещения), поскольку данная ссылка не имеет отношения к предмету проведенной камеральной налоговой проверки и существу разрешаемого судом спора.
Кроме того, судом установлено, что посредством принятия Администрацией городского округа Кинель Самарской области Постановлений, соответственно: от 08 июня 2015 года N 1860 и от 22 июля 2015 года N 2276 (том 6 л.д. 57, 58, 60) и соответствующих Решений (том 6 л.д. 59, 61), СОООИ "Социальная инициатива" было разрешено производить перепланировку нежилого здания площадью - 1 866,9 м2, расположенного по адресу: Самарская область, пос. Алексеевка, г. Кинель, а ООО" Солли-Капитал" было разрешено осуществлять перепланировку здания электроцеха площадью - 856,3 м2.
Более того, Постановлением Администрации городского округа Кинель Самарской области от 15 мая 2015 года N 1639 СОООИ "Социальная инициатива" был утвержден и выдан Градостроительный план земельного участка для реконструкции нежилого здания - инженерного корпуса с общежитием" (том 6 л.д. 63-73).
Таким образом, на основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что работы, выполненные по указанным объектам недвижимого имущества, проводились СОООИ "Социальная инициатива" в установленном Законом порядке, а их результат правильно отражен в документах налогового и бухгалтерского учета, а также правильно был учтен при оформлении и представлении в ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары Налоговой декларации по НДС за 3ий квартал 2014 года.
Оценивая обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в проверяемый налоговый период СОООИ "Социальная инициатива", как общественная организация инвалидов, правомерно применила льготу, установленную подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Оспариваемое решение Инспекции не соответствует закону, нарушает права заявителя и правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы повторяют доводы оспариваемого решения и являются позицией налогового органа по настоящему делу. Данные доводы являлись предметом подробного исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная оценка, и они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе Инспекции не содержится.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, в силу чего государственная пошлина в рассматриваемом случае не оплачивается и не взимается.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2016 года по делу N А55-32255/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-32255/2015
Истец: Самарская областная общественная организация инвалидов "Социальная инициатива"
Ответчик: ИФНС по Красноглинскому району г. Самары, Управление Федеральной налоговой службы по Самарской, Управление Федеральной налоговой службы России по Самарской области