город Ростов-на-Дону |
|
16 июня 2016 г. |
дело N А32-3420/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, Р.Р. Илюшина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Новороссийск на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 31.03.2016 по делу N А32-3420/2016, принятое судьей Купреевым Д.В.
по заявлению администрации муниципального образования город Новороссийск
к судебному приставу-исполнителю Новороссийского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю Ермоленко А.В.
о признании недействительным постановления,
при участии третьих лиц: крестьянское хозяйство "Цемдолинское", Управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования город Новороссийск (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к судебному приставу-исполнителю Новороссийского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю Ермоленко А.В. о признании недействительным постановления от 20.01.2016 о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства N 230804/15/23054-ИП.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены крестьянское хозяйство "Цемдолинское", Управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю.
Решением суда от 31.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация МО г. Новороссийск обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе Администрация просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что взыскатель не представил документы, необходимые для исполнения решения; имеются неясности способа и порядка исполнения судебного акта.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От КХ "Цемдолинское" в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, решением от 21.10.2014 по делу N А32-23837/2014 Арбитражный суд Краснодарского края признал незаконным отказ Администрации муниципального образования город Новороссийск в выдаче разрешения на строительство двухэтажного административного здания по адресу: г. Краснодар, с. Цемдолина, ул. Ленина 26А, на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0108024:58 и обязал администрацию выдать крестьянскому хозяйству "Цемдолинское" разрешение на строительство объекта на указанном земельном участке.
20.10.2015 арбитражным судом на основании указанного решения выдан исполнительный лист серии ФС N 005095502, который направлен на принудительное исполнение в Новороссийский городской отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю.
27.11.2015 судебным приставом-исполнителем Новороссийского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю Ермоленко А.В. на основании исполнительного листа Арбитражного суда Краснодарского края серии ФС N 005095502 возбуждено исполнительное производство N 230804/15/23054-ИП.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства администрации установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда.
В связи с тем, что в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа администрацией исполнены не были, 20.01.2016 судебным приставом-исполнителем Ермоленко А.В. вынесено постановление о взыскании с Администрации муниципального образования город Новороссийск 50 000 рублей исполнительского сбора.
Считая незаконным постановление о взыскании исполнительского сбора, Администрация оспорила его в судебном порядке.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 329 АПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В качестве одного из принципов осуществления исполнительного производства статьей 4 Закона об исполнительном производстве установлен принцип законности.
Статьями 12, 13 Федерального закона "О судебных приставах" от 21.07.1997 N 118-ФЗ установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Таким образом, законодательство в сфере исполнительного производства предоставляет ряд прав и гарантий сторонам исполнительного производства в ходе его осуществления.
Судебный пристав-исполнитель, как должностное лицо, состоящее на государственной службе и наделенное полномочиями, обязан, соблюдая принцип законности, обеспечивать реализацию прав и защиту интересов как должника, так и взыскателя в рамках исполнительного производства.
В соответствии со ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу части 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Частью 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве установлено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 17 статьи 30 Закона об исполнительном производстве копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В соответствии со статьей 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно частям 15, 16 статьи 30 Закона об исполнительном производстве постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления.
После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Исходя из ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, Постановления КС РФ N 13-П, основанием для взыскания исполнительского сбора является одновременное наличие двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Суд установил, что на дату принятия оспариваемого должником постановления у судебного пристава-исполнителя имелись основания для его вынесения: требования исполнительного листа арбитражного суда не были исполнены должником в установленный судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок; уважительные причины неисполнения в установленный срок требований исполнительного документа отсутствовали.
Материалами дела подтверждено, что должник 30.11.2015 получил копию постановления о возбуждении дела об исполнительном производстве (л.д. 67).
Таким образом, оснований для освобождения должника от ответственности в виде исполнительского сбора за невыполнение в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа не имелось.
Доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, Администрацией в материалы дела не представлено.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы Администрации о невозможности исполнения решения суда в связи с отсутствием проектной документации на объект.
Указанные доводы направлены на переоценку выводов суда, изложенных в решении суда от 21.10.2014 по делу А32-23837/2014, которым суд установил отсутствие у Администрации препятствий к выдаче разрешения на строительство (в том числе в части комплектности представленных заявителем документов).
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.05.2015 решение суда по делу А32-23837/20014 оставлено без изменения.
Администрацией в материалы дела не представлено доказательств возвращения хозяйству проектной документации.
При таких обстоятельствах, судом не установлено оснований для удовлетворения заявления Администрации МО г. Новороссийск.
Как указано ранее, у судебного пристава-исполнителя имелись основания для взыскания исполнительского сбора, поскольку должником - Администрацией МО г. Новороссийск, получившим 30.11.2015 постановление о возбуждении исполнительного производства, в течение 5 дней с момента получения постановления не были исполнены требования исполнительного документа в добровольном порядке; доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, обществом в материалы дела не представлено; доказательств наличия оснований для снижения назначенного размера исполнительского сбора (принятия надлежащих мер к своевременному исполнению судебного акта, доказательства тяжелого материального положения должника, отсутствие вины в неисполнении исполнительного документа в установленный срок) также не представлено.
С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции не установлено основания для удовлетворения заявленных Администрацией требований о признании недействительным постановления от 20.01.2016 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству N 230804/15/23054-ИП.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы Администрации, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства об исполнительном производстве и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение от 31.03.2016 об отказе в удовлетворении заявления.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31 марта 2016 года по делу А32-3420/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3420/2016
Истец: Администрация г. Новороссийска, администрация муниципального образования город Новороссийск
Ответчик: судебный пристав-исполнитель Новороссийского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю Ермоленко А. В.
Третье лицо: УФССП по КК, КФХ "Цемдолинское", КХ "Цемдолинское", СПИ Новороссийского городского отдела СП по КК, СПИ Новороссийского ГОСП УФССП по КК Ермоленко А. В., Управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2201/17
19.09.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6186/16
16.06.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7509/16
31.03.2016 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-3420/16