г. Челябинск |
|
20 июня 2016 г. |
Дело N А07-22707/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суспициной Л.А.,
судей Карпачевой М.И., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.03.2016 по делу N А07-22707/2015 (судья Насыров М.М.).
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - ТУ ФАУГИ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", заинтересованное лицо) с заявлением в котором просило:
-признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по снятию с государственного кадастрового учета (далее - ГКУ) и аннулированию в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:52:170112:11,
-обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" восстановить в ГКН сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:52:170112:11 (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (заявление - л.д. 5-8; уточненное заявление - л.д. 47-50)
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд первой инстанции привлек Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра), Башкирский сектор службы управления имуществом открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Куйбышевская железная дорога (далее - ОАО "РЖД"), Администрацию муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан (далее - Администрация Чишминского района) (определение от 05.10.2015 - л.д. 1-4).
Решением от 25.03.2016 (резолютивная часть объявлена 16.03.2016) суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований ТУ ФАУГИ отказал (л.д. 102-126).
С таким решением ТУ ФАУГИ (далее также - податель жалобы) не согласилось, обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить по основаниям, предусмотренным в части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 1, 3 и 4), принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления (л.д. 131-135).
Доводы апелляционной жалобы сводятся, по существу, к следующему.
Податель жалобы считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что на момент совершения ФГБУ "ФКП Росреестра" оспариваемых действий по снятию земельного участка с кадастровым номером 02:52:170112:11 с ГКУ и аннулированию в ГКН сведений о данном земельном участке правом распоряжения этим участком обладала Администрация Чишминского района. Настаивает на том, что спорный земельный участок изначально находился в собственности Российской Федерации, поскольку был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 02:52:170112:4 (предыдущий кадастровый номер 02:52:000000:53), который был поставлен на ГКУ 12.03.2007 и относился к федеральной собственности в силу прямого указания закона.
В связи с изложенным, податель жалобы считает, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 02:52:170112:11 было прекращено с нарушением положений Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от лиц, участвующих в деле, в суд апелляционной инстанции не поступили.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства.
12 января 2011 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано право собственности Российской Федерации на объект - земельный участок с кадастровым номером 02:52:170112:11, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, полоса отвода железной дороги, нечетная сторона, ст. Алкино, км 1587 пк 2+70 м - км 1587 пк 6. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.01.2011 серии 04АГ 001389 (л.д. 11) и выпиской из ЕГРП от 22.01.2016 N 02/101/002/2016-17507 (л.д. 65-66).
В качестве документа-основания для регистрации права федеральной собственности в свидетельстве о государственной регистрации права указан передаточный акт от 30.09.2003 и Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ.
Передаточный акт от 30.09.2003 составлен в соответствии с Федеральным законом от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 1111-р и оформляет передачу имущества в уставный капитал ОАО "РЖД" (л.д. 97-101).
Из представленных в материалы дела сведений из ГКН и публичной кадастровой карты следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:52:170112:11 образован из состава земельного участка с кадастровым номером 02:52:170112:4 (предыдущий кадастровый номер 02:52:000000:53) (л.д. 69-73, 94-95). Земельный участок с кадастровым номером 02:52:000000:53 поставлен на ГКУ 21.05.2007 и снят с ГКУ 28.01.2010, имеет статус - аннулированный. Земельный участок с кадастровым номером 02:52:170112:4 поставлен на ГКУ 12.03.2007, имеет статус - ранее учтенный. Земельный участок с кадастровым номером 02:52:170112:11 имеет вид разрешенного использования - размещение подъездного железнодорожного пути (к воинской части).
Согласно данным ЕГРП земельный участок с кадастровым номером 02:52:170112:4 находится в собственности Российской Федерации и передан в постоянное (бессрочное) пользование федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 67-68). Право собственности Российской Федерации на данный земельный участок зарегистрировано 21.10.2015, право постоянного (бессрочного) пользование федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - также 21.10.2015.
Письмом от 24.06.2015 N 04620 ФГБУ "ФКП Росреестра" уведомило ТУ ФАУГИ о том, что по заявлению Администрации Чишминского района о снятии с ГКУ объектов недвижимости от 28.09.2010 N 1/0252/10-790 (заявитель - Уразметов Ф.З.) земельный участок с кадастровым номером 02:52:170112:11 снят с ГКУ и сведения о нем аннулированы и исключены из ГКН (л.д. 9, 87).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ТУ ФАУГИ в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что на дату совершения ФГБУ "ФКП Росреестра" оспариваемых действий в ЕГРП сведения о зарегистрированных правах в отношении спорного земельного участка отсутствовали, в связи с чем Администрация Чишминского района как орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования, вправе была обратиться с заявлением о снятии земельного участка с ГКУ.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и отмены оспариваемого судебного акта в силу неправильного применения судом норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Требования заявителя основаны на доводах о незаконном осуществлении заинтересованным лицом кадастрового учета изменений земельного участка, произведенного в отсутствие волеизъявления собственника о таком изменении (снятие земельного участка с ГКУ).
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1); собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона о кадастре (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемых действий) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (ГКУ) признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно норме статьи 7 Закона о кадастре к числу уникальных характеристик земельного участка относятся, в том числе, кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в ГКН.
Как следует из материалов дела, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:52:170112:4 (предыдущий кадастровый номер 02:52:000000:53), из состава которого был образован спорный земельный участок с кадастровым номером 02:52:170112:11, принадлежит Российской Федерации в силу прямого указания закона (пункт 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 71 Конституции Российской Федерации, пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта"), в силу чего только данное лицо обладает правами на его раздел, объединение, перераспределение, предполагающие изменение уникальных характеристик такого участка.
То обстоятельство, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 02:52:170112:11 было зарегистрировано в ЕГРП только 12.01.2011, не означает, что до указанной даты данный земельный участок относился к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемых действий) в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В рассматриваемом случае факт осуществления государственной регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок имеет правоподтвреждающий, а не правообразующий характер, из чего необоснованно исходил суд первой инстанции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона о кадастре с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Материалами дела подтверждено, что кадастровый учет изменений объекта недвижимости (снятие с ГКУ) - земельного участка с кадастровым номером 02:52:170112:11 произведен заинтересованным лицом на основании заявления Администрации от 28.09.2010 N 1/0252/10-790.
Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений регламентированы статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 названной нормы Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Таким образом, полномочиями по управлению и распоряжению федеральными землями Администрация Чишминского района как орган местного самоуправления не располагала.
Указанное свидетельствует о том, что кадастровый учет изменений земельного участка в нарушение требований пункта 3 статьи 20 Закона о кадастре произведен органом кадастрового учета по заявлению лица, не являющегося собственником либо иным правообладателем участка и на основании решения органа, не обладающего полномочиями по распоряжению земельным участком.
Судебная коллегия соглашается с доводами подателя жалобы о том, что действиями ФГБУ "ФКП Росреестра" нарушены права собственника участка.
Согласно части 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В результате действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по регистрации учета изменений такой объект недвижимости как земельный участок с кадастровым номером 02:52:170112:11 был снят с ГКУ.
В отсутствие ГКУ земельный участок как объект недвижимости не может выступать объектом гражданских правоотношений. Тем самым в результате действий заинтересованного лица собственник участка оказался лишен возможности производить юридически значимые действия в отношении принадлежащего ему объекта недвижимости.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о наличии совокупности условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и необходимых для признания незаконным решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия.
Согласно части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: в том числе, указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В качестве способа восстановления прав заявителя судебная коллегия полагает необходимым возложить на заинтересованное лицо обязанность в течение двух недель с момента принятия настоящего постановления восстановить в ГКН сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:52:170112:11.
Таким образом, решение суда от 25.03.2016 подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае судебные расходы следует отнести на ФГБУ "ФКП Росреестра" как на проигравшую сторону по делу, но взыскание с указанного лица не производить, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ФГБУ "ФКП Росреестра" в качестве государственного органа, выступающего по делу, рассматриваемому арбитражным судом в качестве заинтересованного лица, освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.03.2016 по делу N А07-22707/2015 отменить.
Заявленные Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан требования удовлетворить.
Признать незаконными действия федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:52:170112:11 и аннулированию в государственном кадастре недвижимости сведений о данном земельном участке как не соответствующие требованиям пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Возложить на федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан обязанность в течение двух недель с момента принятия настоящего постановления восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:52:170112:11.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-22707/2015
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН, ТУ Росимущество по РБ
Ответчик: Управление Росреестра по РБ
Третье лицо: Администрация МР Чишминский район рБ, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧИШМИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Башкирский сектор управления имуществом ОАО "РЖД" Куйбышевская железная дорога, ОАО "РЖД", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", Управление Росреестра по Республике Башкортостан, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН