Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 сентября 2016 г. N Ф03-3849/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным бездействия по договору аренды
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
22 июня 2016 г. |
А73-18854/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Реликт": Азарниной И.В. представителя по доверенности от 08.06.2014 (сроком на три года); Азарнина С.А. представителя по доверенности от 08.06.2014 (сроком на три года);
от общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая корпорация "РОД": Азарниной И.В. представителя по доверенности от 17.05.2016 (сроком по 31.12.2016); Азарнина С.А. представителя по доверенности от 17.05.2016 (сроком по 31.12.2016);
от Управления лесами Правительства Хабаровского края: Жбановой Н.В. представителя по доверенности от 31.12.2015 N 09/04 (сроком до 31.12.2016);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесами Правительства Хабаровского края
на решение от 05.04.2016
по делу N А73-18854/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Никитиной Т.Н.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Реликт"
к Управлению лесами Правительства Хабаровского края
о признании незаконным бездействия
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Реликт" (далее - заявитель; общество; ООО "Реликт") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Управлению лесами Правительства Хабаровского края (далее - Управление лесами; Управление; уполномоченный орган) с заявлением: о признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в уклонении от оформления актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию части арендуемого ООО "Реликт" на основании договора аренды от 18.02.2010 N 0128/2010 лесного участка в отношении квартала 157 (выделов 3-9, 19, 26), квартала 134 (выделов 3,4, 10-12, 14, 17-19), квартала 133 (выделов 13,20,21,24,26,28,29) на основании актов натурного обследования от 28.11.2015 и невнесении документированной информации в государственный лесной реестр; об обязании Управления оформить акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию части арендуемого ООО "Реликт" на основании договора аренды от 18.02.2010 N 0128/2010 лесного участка в отношении квартала 157 (выделов 3-9, 19, 26), квартала 134 (выделов 3, 4, 10-12, 14, 17-19), квартала 133 (выделов 13, 20, 21, 24, 26, 28, 29) на основании актов натурного обследования от 28.11.2015 и внести документированную информацию в государственный лесной реестр.
Решением суда от 05.04.2016 заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.
Суд установил, что фактически Управлению о несоответствии данных государственного лесного реестра натурному обследованию рассматриваемых лесных участков было известно с 31.07.2014, но до настоящего времени соответствующих актов несоответствия не составлено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление лесами Правительства Хабаровского края обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказать ООО "Реликт" в заявленных требованиях в полном объеме.
Заявитель жалобы, ссылаясь на статью 91 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), пункт 2.1 Перечня форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденных приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 (далее - Перечень N 496), часть 4 статьи 200, часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статью 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункт 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ", судебную арбитражную практику, указывает на то, что: отсутствует оценка доводу Управления о том, что составление акта несоответствия и выполнение натурного обследования лесного участка должно быть осуществлено одним и тем же лицом; суд применил нормы права, не подлежащие применению; суд не указал, в чем выразилось нарушение прав и законных интересов общества, учитывая, что последним не были представлены в Управление необходимые документы; отсутствует совокупность условий, определенных частью 3 статьи 201 АПК РФ.
До начала судебного заседания от общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая корпорация "РОД" поступило ходатайство о замене стороны по делу (процессуальном правопреемстве)- общества с ограниченной ответственностью "Реликт" на общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая корпорация "РОД", в обоснование которого данное лицо представило: свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 15.03.2016, устав ООО "Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая корпорация "РОД", сведения из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 06.06.2016 в отношении названного юридического лица, сведения о юридическом лице - ООО "Реликт" из ЕГРЮЛ по состоянию на 05.06.2016.
В судебном заседании представители ООО "Реликт" и ООО "Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая корпорация "РОД" поддержали ходатайство о замене стороны по делу.
В судебном заседании представитель Управления лесами Правительства Хабаровского края против удовлетворения заявленного ходатайства не возражала.
Рассмотрев ходатайство о замене стороны по делу, ознакомившись с представленными доказательствами, руководствуясь статьями 48, 159 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд определил: ходатайство удовлетворить, произвести замену стороны общества с ограниченной ответственностью "Реликт" на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая корпорация "РОД" (далее - объединение "РОД"; общество).
В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, дав по ним пояснения, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители объединения "РОД" отклонили доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 18.02.2010 между Правительством Хабаровского края (Арендодатель) и ЗАО "Реликт" (правопредшественник ООО "Реликт") (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 0128/2010, в соответствии с которым обществу для целей заготовки древесины сроком на 25 лет предоставлен в аренду лесной участок, находящийся в федеральной собственности, площадью 21665 га., местоположение: Хабаровский край, Хабаровский муниципальный район, Уликанское лесничество; номера кварталов N 133-137, 155-159, 175-178, 195-197, 211-216, 236-241, 262-266; в связи с имеющимся несоответствием данных государственного лесного реестра фактическому состоянию лесов по заказу общества, ИП Ковалевым Н.Б. по договору от 01.04.2014 на выполнение работ, проведено натурное обследование части арендуемого лесного участка, а именно: квартал 157 (выдела 3-9, 19, 26), квартал 134 (выдела 3, 4, 10-12, 14, 17-19), квартал 133 (выдела 13, 20, 21, 24, 26, 28, 29), и по его результатам составлены акты натурного обследования участка лесного фонда Уликанское лесничество Уликанское участковое лесничество от 28.11.2015, которые вместе с письмом от 30.11.2015 N 87 и карточками таксации направлены Управлению, для составления и утверждения им актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию и внесения на их основе документированной информации в государственный лесной реестр.
Управление лесами Правительства Хабаровского края направило заявителю письмо от 25.12.2015 N 02-22/12314, в котором указало на необходимость проведения натурного обследования и что натурное обследование вышеуказанной территории будет проведено в бесснежный период (каких-либо замечаний к оформлению поступивших документов такое письмо не содержит, нет также ссылок на ошибки и указания на необходимость дополнения представленной информации).
Не согласившись с бездействием Управления лесами Правительства края, выразившимся в уклонении от оформления актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию части арендуемого ООО "Реликт" на основании договора аренды от 18.02.2010 N 0128/2010 лесного участка в отношении квартала 157 (выделов 3-9, 19, 26), квартала 134 (выделов 3,4, 10-12, 14, 17-19), квартала 133 (выделов 13,20,21,24,26,28,29) на основании актов натурного обследования от 28.11.2015 и невнесении документированной информации в государственный лесной реестр, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В силу статьи 91 ЛК РФ государственный лесной реестр является систематизированным сводом информации о лесах, отражает актуальную и достоверную информацию о состоянии лесных участков, их качественных и количественных характеристиках, ввиду чего содержащиеся в нем данные подлежат учету при разработке проекта освоения лесов и проведении процедуры его государственной экспертизы; внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3.20 Положения об управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 N 185-пр (далее - Положение об управлении лесами), государственный лесной реестр в рамках полномочий края ведет Управление лесами Правительства края.
Согласно пунктам 1.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.10 Административного регламента исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 31.10.2007 N 282 (далее - Административный регламент) конечным результатом исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра является систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, а также о лесничествах и лесопарках; государственный лесной реестр ведется путем заполнения форм государственного лесного реестра; упомянутые формы заполняются, в том числе на основе специальных видом обследования; лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, а также органы государственной власти, осуществляющие управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, несут ответственность за полноту и достоверность представляемой для внесения в реестр документированной информации; в случае выявления несоответствия представленной информации установленным критериям качества, лицам, представившим информацию, направляется за подписью начальника ответственного структурного подразделения уполномоченного органа государственной власти мотивированный отказ в приемке информации, содержащий прямые ссылки на ошибки и указания на необходимость дополнения представленной информации; мотивированный отказ доводится до лиц, предоставивших информацию, в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации в канцелярии входящего пакета документов (3-х рабочих дней с момента регистрации входящего электронного сообщения); лица, предоставившие информацию, обеспечивают корректировку необходимой информации и представление скорректированного пакета документов в уполномоченный государственной орган власти в срок не позднее 10 рабочих дней с момента получения мотивированного отказа.
Действующим законодательством установлена процедура и основания внесения изменений в документированную информацию государственного лесного реестра, в том числе в случае наличия разночтений в данных государственного лесного реестра и натурных (фактических) характеристиках лесных участков.
В соответствии с пунктами 2.1.3, 4.3, 4.6, 2.2.25 Перечня N 496 одним из документов, являющимся основанием для изменения документированной информации в государственном лесном реестре, является акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию; акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию; акт составляется в случае выявления несоответствия основных таксационных показателей выдела нормативам точности, установленным лесоустроительной инструкцией; акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, или лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, и утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, или уполномоченным им лицом; акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется не позднее 10 дней с момента проведения натурного обследования; приложением к актам являются документы, предусмотренные пунктом 2.2 настоящего Перечня, на основании которых в Акты вносится документированная информация; основанием для внесения документированной информации в Акты является акты осмотра лесного участка.
Согласно анализа вышеприведенных норм права и фактических обстоятельств дела (при сопоставлении выписки из государственного лесного реестра от 11.03.2016 и актов натурного обследования от 28.11.2015 выявлено, что имеет место несоответствие данных государственного лесного реестра проведенному натурному обследованию по всем выделам, указанным в заявлении (по породному составу лесных насаждений, классу возраста, средней высоте, диаметру древостоя, группе типов леса, запасу древесины лесных насаждений), следует, что Управление лесами обязано было в установленные сроки составить и утвердить акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию и внести сведения в государственный лесной реестр.
Из материалов дела следует, что ООО "Реликт при натурном обследовании лесного участка обнаружило несоответствие данных государственного лесного реестра натурным характеристикам лесных участков, в связи с чем, инициировало процедуру внесения органом исполнительной власти изменений в документированную информацию государственного лесного реестра, на что Управление, не высказав замечаний относительно представленных актов от 28.11.2015, не указав на ошибки, не указав мотивы по которым не приняты акты от 28.11.2015, письмом от 25.12.2015 N 02-22/12314 сообщило о проведении натурного обследования в бесснежный период, однако согласно представленной выписке из государственного лесного реестра от 11.03.2016 отражены особенности рассматриваемых выделов "доступ для зимней вывозки", следовательно, спорные выдела доступны зимой.
Судом также установлено, что фактически Управлению о несоответствии данных государственного лесного реестра натурным характеристикам лесных участков известно с 31.07.2014, однако до настоящего времени последнее не выполнило обязанность по составлению и утверждению акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию и не внесло сведения в государственный лесной реестр.
Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь частью 2 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что бездействие Управления лесами Правительства края подлежит признанию недействительным, как несоответствующее требованиям действующего законодательства и нарушающее права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно на основании пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, посчитал необходимым обязать Управление лесами Правительства Хабаровского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем оформления актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию и внести документированную информацию в государственный лесной реестр
Приведенные в апелляционной жалобе доводы арбитражным судом апелляционной инстанции отклоняются, как необоснованные, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не выявлено.
Таким образом, поскольку решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 5 апреля 2016 года по делу N А73-18854/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-18854/2015
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 сентября 2016 г. N Ф03-3849/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Реликт"
Ответчик: Управление лесами Правительства Хабаровского края
Третье лицо: ООО " Научно- производственное обьединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая корпорация " РОД"