г. Челябинск |
|
23 июня 2016 г. |
Дело N А47-5499/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 12 апреля 2016 года по делу N А47-5499/2015 (судья Ананьева Н.А.).
Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области (далее - заявитель, уполномоченный орган, ФНС России) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство имени Калинина" (далее - должник, ООО "КХ им. Калинина) 17 665 670 руб. 55 коп., в том числе 14 629 480 руб. 46 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и 3 036 190 руб. 09 коп. пеней.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 12.04.2016 по настоящему делу заявление уполномоченного органа удовлетворено частично. Признаны обоснованными и подлежащими включению в реестр требований кредиторов третьей очереди, требования уполномоченного органа в общей сумме 16 295 054,05 руб., в том числе 13 409 838,17 руб. основного долга и 2 885 215,88 руб. пеней. В остальной части в удовлетворении заявления уполномоченному органу отказано.
В апелляционной жалобе ФНС России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области просит отменить определение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым в полном объеме удовлетворить заявление уполномоченного органа. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права. В частности, податель апелляционной жалобы указывает на ошибочность выводов арбитражного суда первой инстанции о пропуске сроков, установленных ст. ст. 46, 47, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении задолженности, возникшей в 2009, 2010 гг.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из имеющихся в деле доказательств и установлено арбитражным судом первой инстанции, уполномоченным органом представлены следующие доказательства возникновения задолженности и соблюдения порядка принудительного взыскания задолженности в Пенсионный фонд Российской Федерации, а именно: расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, уведомления о наличии задолженности, расчеты суммы задолженности и пени, требования об уплате страховых взносов, решения о взыскании страховых взносов за счет денежных средств плательщика страховых взносов, постановления о взыскании недоимки за счет имущества плательщика взносов, расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, постановления судебного пристава-исполнителя о принятии исполнительного производства к исполнению, о возбуждении исполнительного производства, постановления об окончании исполнительного производства.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что уполномоченным органом представлены достаточные доказательства обоснованности возникновения задолженности.
Арбитражным управляющим в материалы дела при рассмотрении заявления уполномоченного органа в арбитражном суде первой инстанции, был представлен отзыв, согласно которому, возражений против включения в реестр требований кредиторов суммы задолженности в размере 17 665 670 руб. 55 коп., не имеется.
В то же время, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что по выставленным должнику территориальным органом требованиям об уплате сумм задолженностей и пеней за 2009 и 2010 годы от 04.06.2009 N 6259, от 23.04.2010 N 58895, от 03.07.2010 N 06624140012326, от 21.01.2011 NN06624140002096, 06621140002097, от 16.10.2011 N 9603, от 22.12.2011 N 346, а также вынесенным в связи с их неисполнением, постановлениям о взыскании задолженности за счет денежных средств должника от 09.08.2009 N 873, от 11.01.2011 N 06624190008137, от 14.02.2011 N 2365, от 25.04.2011 NN N 06624190008318, 06624190008321, от 08.11.2011 N 50486, от 10.01.2012 N 20, - на общую сумму 1 370 616,51 руб., в том числе 1 219 642,30 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и 150 947,21 руб. пеней, - пропущены сроки, установленные ст. ст. 46, 47, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Между тем, арбитражным судом первой инстанции не учтено следующее.
Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) (в редакции, действовавшей применительно к правоотношениям, сложившимся в 2009 году) было установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
Налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
До принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (п. 1 ст. 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
В случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (п. 5 ст. 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем (его заместителем) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации после истечения срока исполнения требования об их уплате (п. 2 ст. 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве" (п. 14 ст. 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
Принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве" (п. 15 ст. 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
В силу условий п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Применительно к рассматриваемой ситуации, обстоятельств, предусмотренных п. 2 ст. 70 НК РФ, не предусмотрено.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках (п. 1 ст. 46 НК РФ).
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 46 НК РФ).
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 3 ст. 46 НК РФ).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса (п. 7 ст. 46 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 47 НК РФ, случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Применительно к правоотношениям, сложившимся в 2010 году, действуют нормы Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя (ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона (ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона (ч. 14 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве"), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов (ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Имеющиеся в материалах настоящего дела доказательства свидетельствуют, как о соблюдении территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации условий вышеперечисленных федеральных законов и кодекса, так и от том, что на основании вынесенных территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации решений о взыскании страховых взносов, были возбуждены исполнительные производства, в связи с чем, срок взыскания недоимки по страховым взносам и пеней, не является пропущенным.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа уполномоченному органу в части, в удовлетворении заявления о включении в реестр требований кредиторов третьей очереди, недоимки по страховым взносам и пеней.
С учетом данного, определение арбитражного суда первой инстанции подлежит изменению, как вынесенное с нарушением норм материального права.
Руководствуясь статьями 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 12 апреля 2016 года по делу N А47-5499/2015 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"Признать обоснованным требование Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области о включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство имени Калинина" 17 665 670 руб. 55 коп., в том числе 14 629 480 руб. 46 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и 3 036 190 руб. 09 коп. пеней.
Включить в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство имени Калинина" 17 665 670 руб. 55 коп., в том числе 14 629 480 руб. 46 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и 3 036 190 руб. 09 коп. пеней".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-5499/2015
Должник: ООО "Крестьянское хозяйство имени Калинина"
Кредитор: ООО "Бородингазпром"
Третье лицо: к/у Киржаев И. В., НП Региональная СРО ПАУ, НП СОАУ Континент, ООО "Радиант Агро", ООО Генерал, ООО Теплостройизоляция, ИП Горохов В. А., Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N7 по Оренбургской области
Хронология рассмотрения дела:
02.05.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3368/17
30.12.2016 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14505/16
26.12.2016 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-5499/15
05.12.2016 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-5499/15
23.06.2016 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6542/16
22.12.2015 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-5499/15
04.09.2015 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-5499/15