г. Москва |
|
20 июня 2016 г. |
Дело N А41-1358/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Мищенко Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - индивидуального предпринимателя Якушева Н.С. - Триполитова В.П. (представителя по доверенности от 25.02.2016),
от администрации Рузского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Рузского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 11.04.2016 по делу N А41-1358/16, принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Якушев Николай Степанович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области к администрации Рузского муниципального района Московской области (далее - администрация) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ администрации в рассмотрении заявления предпринимателя о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка площадью 7 000 кв.м. с кадастровым номером 50:19:0020201:812, местоположение: Московская область, Рузский муниципальный район, г/п Тучково, п. Тучково, ул. Восточная, уч. N 39, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения складских помещений;
- обязать администрацию принять решение о предоставлении в собственность за плату земельный участок площадью 7 000 кв.м. с кадастровым номером 50:19:0020201:812, местоположение: Московская область, Рузский муниципальный район, г/п Тучково, п. Тучково, ул. Восточная, уч. N 39, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения складских помещений и в месячный срок осуществить подготовку проектов договора купли-продажи в трех экземплярах, их подписание и направление (вручение) проектов для подписания предпринимателю.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.04.2016 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель предпринимателя в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей администрации, министерства.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя предпринимателя, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Предприниматель является собственником объектов недвижимости: здания нежилого 1-этажного общей площадью 125 кв.м., адрес Московская область, Рузский район, рп Тучково, ул. Восточная, уч. 39, стр. 2, и здания нежилого 1-этажного общей площадью 20 кв. м адрес Московская область, Рузский район, рп. Тучково, ул. Восточная, уч. 39, стр. 1.
Эти здания расположены на земельном участке с кадастровым номером 50:19:0020201:812 площадью 7 000 кв.м. местоположение Московская область, Рузский район, гп Тучково, п.Тучково, ул. Восточная, уч. N 39, разрешенное использование "для размещения складских помещений".
Предприниматель является арендатором данного земельного участка на основании договора аренды от 07.10.2013 N 165 и договора от 27.08.2014 об уступке прав по этому договору.
Предприниматель 25.08.2015 обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату, приложив к заявлению указанные договоры аренды и уступки права аренды, свидетельства о государственной регистрации права собственности на объекты, заключение ГБУ МО "АПУ Московской области" от 19.07.2015 N 7 по вопросу обоснования площади земельного участка.
Письмом от 06.10.2015 N 01-0101355-2015-исх администрация сообщила предпринимателю об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, ссылаясь на необходимость проведения аукциона по его предоставлению.
Не согласившись с администрацией, предприниматель 31.12.2015 оспорил данный отказ от 06.10.2015 в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса.
Согласно статье 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса установлены основания продажи земельных участков без проведения торгов. Одним из таких оснований является продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В данном случае предприниматель, как собственник объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом им земельном участке, имеет исключительное право на приобретение указанного участка в собственность.
Статьей 39.17 Земельного кодекса установлен порядок предоставления земельных участков в собственность без проведения торгов.
Согласно пункту 1 статьи 39.17 Земельного кодекса заявитель должен представить в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности с соблюдением необходимых реквизитов.
В силу части 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статьей 39.16 Земельного кодекса предусмотрен закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Основанием для оспариваемого отказа явилось то, что испрашиваемый земельный участок должен быть выставлен на аукцион. Данное основание суд первой инстанции правомерно признал несостоятельным и необоснованным, так как предприниматель обладает исключительным правом на приобретение испрашиваемого участка как собственник находящихся на нем объектов недвижимости.
Оснований к отказу в предоставлении земельного участка в собственность, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, администрацией не заявлено, из материалов дела не усматривается.
Ссылка администрации на необходимость согласования продажи земельного участка с межведомственной комиссией по земельно-имущественным отношениям в Московской области, является несостоятельной.
Согласно пункту 1 Положения о Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 03.09.2012 N 1078/31, Межведомственная комиссия по земельно-имущественным отношениям в Московской области является коллегиальным совещательным органом, обеспечивающим взаимодействие исполнительных органов государственной власти Московской области по вопросам изменения категории земельных участков, приобретения земельных участков в собственность Московской области, передачи земельных участков из собственности Московской области в собственность муниципальных образований Московской области, передачи Московской области полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, об участии Московской области в проектах государственно-частного партнерства.
Таким образом, принимаемые комиссией решения являются предварительными.
При этом принятие либо не принятие таких решений не влечет каких-либо правовых последствий для заявителя в соответствии с нормами федерального законодательства (Земельного кодекса), в связи с чем такие обстоятельства не могли служить основаниями для отказа в предоставлении заявителю земельного участка (сходные выводы содержаться в постановлениях Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 и Арбитражного суда Московского округа от 21.12.2015 по делу N А41-27802/2015, постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 по делу N А41-38134/15, от 03.02.2016 по делу N А41-65898/15 и др.).
Представленным в материалы дела заключением от 19.07.2015 N 7, составленным ГБУ МО "АПУ Московской области" обоснована площадь земельного участка 7 000 кв.м. под находящимися на нем объектами - двух зданий общей площадью 145 кв.м., являющихся складами. Согласно заключению, испрашиваемый земельный участок образован из участков под зданиями, сооружениями и дорожной сетью, включая площадь необходимую для их обслуживания, в связи с чем общая площадь участка должна составлять 7 000 кв.м.
Указанное заключение администрацией не оспорено, документов и доводов о несоответствии площадей не представлено, в связи с чем довод администрации о том, что площадь земельного участка гораздо больше по отношению к площади строений расположенных на нем, также является несостоятельным.
Из доводов администрации, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11.04.2016 по делу N А41-1358/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-1358/2016
Истец: Ип Якушев Николай Степанович
Ответчик: Администрация Рузского муниципального района Московской области
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Администрация Рузского муниципального района Московской области