Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 августа 2016 г. N Ф03-3910/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, решение суда первой инстанции отменено
г. Хабаровск |
|
23 июня 2016 г. |
А73-15699/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Администрации города Хабаровска: Яблонская Л.А., представитель по доверенности от 26.11.2015 N 1.1.27-829;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае: Девяшин С.К., представитель по доверенности от 13.10.2015 N 11юр/91/9759.1-08
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
на решение от 14.03.2016
по делу N А73-15699/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Серга Д.Г.
по заявлению Администрации города Хабаровска
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
о признании недействительным распоряжения от 08.09.2015 N 186 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну РФ, в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск"
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Хабаровска (далее - заявитель, Администрация г. Хабаровска) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (далее - ТУ Росимущества по Хабаровскому краю) о признании недействительным распоряжения от 08.09.2015 N 186 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну РФ, в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" (далее - распоряжение от 08.09.2015 N 186).
Решением от 14.03.2016 суд удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с судебным актом, ТУ Росимущества по Хабаровскому краю обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества по Хабаровскому краю поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Администрации отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы с учетом пояснений к ней и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Распоряжением ТУ Росимущества в Хабаровском крае от 08.09.2015 N 186 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" передается имущество, составляющее казну Российской Федерации, согласно приложению к настоящему распоряжению.
Из приложения к распоряжению от 08.09.2015 N 186 ТУ Росимущества в Хабаровском крае следует, что в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" передается общежитие (кадастровый номер - 27:23:0041210:2313), расположенное по адресу Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Шкотова, д. 9б, площадью 473, 9 кв. м.
Несогласие Администрации г. Хабаровска с вышеуказанным ненормативным правовым актом явилось основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования Администрации, не учел следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов и должностных лиц обладают лица, которые таким способом защищают свои права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если полагают, что они нарушены оспариваемым актом или действиями (бездействием) в связи с его несоответствием закону или иному нормативному правовому акту.
Следовательно, для удовлетворения заявления о признании незаконными актов и действий (бездействия) уполномоченных органов необходимо установление в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого акта или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен Федеральным законом N 122-ФЗ ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П, определениях от 07.12.2006 N 542-О и от 04.12.2007 N 828-О-П.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В федеральной собственности может находиться только:
имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Положения части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ согласуются с положениями пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1).
В Приложении N 3 к указанному Постановлению в пункте 1 указано, что объектами, относящимися к муниципальной собственности, являются жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.
Согласно названному пункту объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к Постановлению N 3020-1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В соответствии с приложением 3 к Постановлению N 3020-1 к муниципальной собственности относятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры городов.
Согласно пункту 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
В силу приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 жилой фонд относится к объектам муниципальной собственности.
В силу вышеуказанного, имущество - общежитие общей площадью 473,9 кв. м, по адресу Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Шкотова, д. 9б, не может находиться в федеральной собственности, не является имуществом, необходимым для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, а также имуществом для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации и обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных государственных учреждений.
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность ряда положений части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, неоднократно отмечал в постановлении от 30.06.2006 N 8-П, определении от 07.12.2006 N 542-О, определении от 04.12.2007 N 828-О-П, что положения указанной нормы, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность не допускают принятия соответствующего решения в принудительном одностороннем порядке, без достижения соответствующей договоренности и наличия волеизъявления всех заинтересованных субъектов независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, в том числе и в роли получателя имущества.
По вопросу о порядке передачи имущества Конституционным Судом Российской Федерации также было принято определение от 07.02.2012 N 234-О-Р, согласно которому арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
Из материалов дела усматривается, что Администрация возражает против передачи спорного имущества в муниципальную собственность по тем основаниям, что принятие в собственность спорного объекта недвижимого имущества - общежития является нецелесообразным в связи с нахождением его в ненадлежащем состоянии, что повлечет значительные финансовые затраты.
Представленный в материалы дела акт обследования от 17.09.2015 свидетельствует о том, что осуществлялась проверка спорного общежития, требуется замена полов, окон, элементов: электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, отопления. Требуются замена элеваторного узла, кровли, а также ремонт отмостки дома.
Между тем, требуется ли проведение капитального ремонта общежития, из данного акта определить не представляется возможным. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорное общежитие является аварийным и непригодным для проживания.
Вывод суда первой инстанции о том, что собственником земельного участка по адресу Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Шкотова, д. 9б является физическое лицо, апелляционная инстанция находит ошибочным, поскольку при исследовании кадастрового паспорта общежития, установлено, что оно расположено на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0041210:94, прав на который в ЕГРП не зарегистрировано.
Таким образом, апелляционная инстанция, проведя всесторонний анализ обстоятельств дела, приходит к выводу о том, что органы местного самоуправления не могут произвольно отказаться от принятия имущества, которое должно находиться в муниципальной собственности, согласование позиций органов власти должно осуществляться с учетом состава и назначения имущества, обеспечивать баланс интересов всех сторон правоотношения.
В данном случае спорное жилое здание пригодно для проживания, не является аварийным. В материалах дела отсутствуют доказательства невозможности фактического использования городом указанного объекта в целях решения установленных Федеральным законом N 131-ФЗ вопросов местного значения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обязанность Администрации принять в муниципальную собственность спорный объект жилищного фонда возникла в силу прямого указания закона.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14.03.2016 по делу N А73-15699/2015 отменить.
В удовлетворении требования Администрации города Хабаровска о признании недействительным распоряжения от 08.09.2015 N 186 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну РФ, в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15699/2015
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 августа 2016 г. N Ф03-3910/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ХАБАРОВСКА
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ