Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 декабря 2016 г. N Ф07-9085/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании денежных средств, о взыскании долга
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
28 июня 2016 г. |
Дело N А21-5037/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от истца: Кошельник А.С. по доверенности от 20.06.2016;
от ответчика: не явились извещены (уведомление N 13491);
от третьих лиц: не явились-извещены (уведомление N 13490);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (13АП-7706/2016) Крестьянского хозяйства Заеца Сергея Анатольевича на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.12.2015 по делу N А21-5037/2015 (судья Широченко Д.В.), принятое
по иску Администрации муниципального образования "Нестеровский район"
к Крестьянскому хозяйству Заеца Сергея Анатольевича
третьи лица: Контрольно-счетная палата Калининградской области
о взыскании денежных средств
УСТАНОВИЛ:
Управление сельского хозяйства Администрации муниципального образования "Нестеровский район" (238010, Калининградская обл, г.Нестеров, ул. Черняховская, д.20, ОГРН 1023900553192, далее - истец, Администрация) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Крестьянскому хозяйству Заеца Сергея Анатольевича (238022, Калининградская обл, Нестеровский р-н, пос. Оэерки, д.6, ОГРН 1023900554281, далее - ответчик, крестьянское хозяйство) о взыскании с ответчика в доход бюджета Администрации муниципального образования "Нестеровский район" денежного гранта в размере 21 599 940 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно заявленного предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Калининградской области
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены, с Крестьянского хозяйства Заеца Сергея Анатольевича в доход бюджета Администрации муниципального образования "Нестеровский район" взыскан денежный грант в размере 21 599 940 рублей. Кроме того, с ответчика в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, ответчик направил апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт по тем основаниям, что при наличии формальных нарушений со стороны ответчика при участии в целевой Программе Калининградской области "Развитие семейных животноводческих ферм в Калининградской области" по реализации проекта строительства молочной фермы на 200 голов, суд не принял во внимание факт надлежащего использования полученной ответчиком субсидии в соответствии с целевым назначением, поскольку на дату вынесения судом решения, ответчиком осуществлен практически полный объем работ по строительству молочной семейной фермы.
В судебное заседание представители ответчика и третьего лица не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. От Контрольно-счетной палаты Калининградской области поступил отзыв о несогласии с доводами апелляционной жалобы.
Представитель Администрации с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, свою позицию изложил в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителя Администрации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 14.08.2012 глава крестьянского хозяйства Заец Сергей Анатольевич направил в конкурсную комиссию заявку на участие в Программе Калининградской области "Развитие семейных животноводческих ферм в Калининградской области", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 05.04.2012 N 224 (далее - Программа).
Решением конкурсной комиссии, оформленным протоколом от 10.09.2013, крестьянское хозяйство Заеца С.А. признано участником Программы. Согласно бизнес плану и плану расходов первого (и последующего) года деятельности крестьянского хозяйства ответчиком было предусмотрено: подготовка проектно-сметной документации на строительство коровника на 200 скотомест; строительство коровника; приобретение комплексного оснащения оборудованием и системой добровольного доения коров; приобретение телескопического погрузчика, кормосмесителя, зернодробилки, граблей, трактора и племенных нетелей.
Приказом Министерства сельского хозяйства Калининградской области N 65/3 от 05.09.2013 план расходов по крестьянскому хозяйству ответчика был уточнен, уменьшена общая сумма проекта по реализации Программы до 36 000 000 рублей, из которых бюджетные средства составили -21 599 940 рублей, заемные средства-10 800 000 рублей, собственные средства крестьянского хозяйтсва-3 600 060 рублей. Статьи расходов остались прежними.
01.11.2012 между Администрацией и главой крестьянского хозяйства подписано соглашение об участии в реализации Программы (далее - соглашение), по условиям которого истец обязался перечислить ответчику денежные средства (грант) в размере 21 599 940 рублей (пункт 2.2.1).
В свою очередь ответчик обязался:
-обеспечить целевое использование выделяемых бюджетных средств на строительство (реконструкцию) животноводческой фермы и/или объектов инфраструктуры, приобретение крупного рогатого скота в порядке, предусмотренном постановлением (пункт 2.3.2);
-вложить собственные и заемные средства на строительство (реконструкцию) животноводческой фермы и/или объектов инфраструктуры, приобретение крупного рогатого скота в объеме не менее 40 процентов общей стоимости (пункт 2.3.3);
-в течение 18 месяцев со дня получения средств подтвердить целевое использование бюджетных средств (пункт 2.3.5);
-вернуть денежные средства на счет уполномоченного органа в случаях, предусмотренных постановлением.
Во исполнение вышеуказанного соглашения истец 07.11.2012, 29.12.2012 и 30.09.2013 перечислил ответчику денежные средства гранта в общей сумме 21 599 940 рублей.
По результатам проведенной в отношении крестьянского хозяйства проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств (гранта) Контрольно-счетной палатой Калининградской области составлен соответствующий акт проверки от 28.11.2013, согласно которому при реализации вышеупомянутого проекта установлены следующие нарушения,
-отсутствие софинансирования проекта собственными денежными средствами в размере 40% от каждого наименования расходов;
-отставание от графика реализации проекта по составлению проектно-сметной документации, списание денежных средств на строительство без предоставления проектно-сметной документации в размере 17 264 400 рублей.
По результатам проведенной проверки Контрольно-счетная палата Калининградской области внесла главе муниципального образования "Нестеровский район" представление об обеспечении целевого и эффективного использования полученных средств.
Данное представление рассмотрено на заседании комиссии по контролю над реализацией Программы "Развитие семейных животноводческих ферм Калининградской области" (далее Комиссия по контролю за реализацией Программы), с оформлением протокола от 21.02.2014 N 2, согласно которому ответчик в срок до 24.03.2014 должен внести на расчетный счет собственные и заемные средства для софинансирования Программы, а также обеспечить целевое использование денежных средств. По аналогичному вопросу был составлен протокол от 26.03.2014 N 3.
В последующем, по результатам проверки фактического состояния объектов строительства (реконструкции) семейной животноводческой фермы, Комиссией составлен акт от 08.05.2014 в котором отражено отсутствие готовности фундамента, стен, кровли, полов, окон и дверей.
По вышеуказанным обстоятельствам, протоколом заседания Комиссии по контролю над реализацией Программы от 08.05.2014 N 4 инициирована процедура по возврату ответчиком денежного гранта, о чем 12.05.2014 направлено уведомление N 312 о добровольном возврате ответчиком денежных средств гранта.
23.06.2014 ответчик направил истцу гарантийное письмо о перечислении 6 000 000 рублей в срок до 10.06.2014 и оставшейся суммы в срок до 30.07.2014.
Протоколом заседания Комиссии по контролю над реализацией Программы от 29.09.2014 N 5 ответчику предоставлена возможность исполнить принятые на себя по соглашению обязательства, с увеличением срока до 30.05.2015.
17.03.2015 Комиссией по контролю за реализацией Программы было проведено обследование фактического состояния строительства ответчиком молочной фермы, по результатам которого установлено, что начато строительство фермы, в том числе, произведена заливка фундаментов под столбы, установлены (собраны) металлические конструкции (каркас) стен. Однако, разрешающей документации на строительство, заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта строительства, а также подтверждающих документов о наличии денежных средств на счете не имеется. Крестьянским хозяйством не обеспечено софинансирование программы, имеется отставание от графика реализации проекта.
На заседании Комиссии было принято решение о том, что в случае непредоставления до 05.04.2015 документов по использованию средств гранта, полученных ответчиком в рамках Программы, будет начата процедура по возврату бюджетных средств.
Поскольку отчет об использовании денежного гранта на указанную дату ответчик не представил, 08.04.2015 на основании пункта 31 Правил расходования субвенций, пункта 2.3.7 соглашения, а также решения Комиссии по контролю за реализацией Программы, ответчику предложено в добровольном порядке в месячный срок со дня получения уведомления вернуть денежные средства в сумме 21 599 940 рублей в доход бюджета.
По истечении месячного срока, с момента получения названного уведомления ответчик денежные средства не возвратил, отчет о целевом использовании гранта не представил.
Указанные выше обстоятельства и послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением о взыскании с ответчика в доход бюджета Администрации муниципального образования "Нестеровский район" денежного гранта в размере 21 599 940 рублей.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исследовал и оценил все обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства муниципальное образование "Нестеровский район" Законом Калининградской области от 07.11.2005 года N 671 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области отдельными государственными полномочиями Калининградской области по поддержке сельскохозяйственного производства" наделено отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства.
В соответствии со структурой Администрации муниципального района, утвержденной решением Совета депутатов муниципального образования "Нестеровский район" от 25.12.2008 N 75, Управление сельского хозяйства Администрации муниципального образования "Нестеровский район" является уполномоченным органом, осуществляющим выплату субсидий (грантов) на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и контроль за целевым использованием финансовых и материально-технических ресурсов в объеме выделенных средств.
В целях повышения финансовой устойчивости создаваемых крестьянских (фермерских) хозяйств с 01.01.2012 осуществлялись меры государственной поддержки развития семейных животноводческих ферм, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств посредством предоставления грантов на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Для реализации мероприятий указанной Государственной программы постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 165 утверждены Правила расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам на мероприятия по производству и реализации сельскохозяйственной продукции, которыми определены порядок и условия оказания финансовой поддержки главам крестьянских (фермерских) хозяйств в виде предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм за счет средств федерального и областного бюджетов на строительство, реконструкцию, модернизацию, ремонт и комплектацию семейных животноводческих ферм от 20 до 100 и свыше голов крупного рогатого скота.
Постановлением Правительства Калининградской области от 05.04.2012 N 224 утверждена Программа Калининградской области "Развитие семейных животноводческих ферм в Калининградской области" (далее - Программа). Порядок проведения конкурсного отбора участников мероприятий целевой Программы, правила расходования субвенции, предоставляемой местным бюджетам на реализацию целевой Программы, утверждены постановлением Правительства Калининградской области от 14.06.2012 N 433.
Согласно пунктам 23 - 27 Правил расходования субвенций получатель субсидии (гранта) в течение 18 месяцев со дня получения субсидии (гранта) подтверждает целевое использование бюджетных средств. Для подтверждения ежеквартально, в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, получатель субсидии (гранта) представляет в уполномоченный орган отчет об использовании субсидии (гранта) по формам, утвержденным Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 N 198 и приказом Министерства сельского хозяйства Калининградской области от 08.05.2013 N 39, с приложением подтверждающих документов.
При этом ответственность за достоверность представленных документов, целевое использование бюджетных средств, выполнение обязательств, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 17 Правил, и представление отчетности несет получатель субсидии (гранта) - ответчик.
Судом первой инстанции было установлено, что финансирование мероприятий по развитию семейной животноводческой фермы ответчика осуществлялось на основе принципа софинансирования за счет средств федерального и областного бюджетов в общей сумме 21 599 940 рублей; внебюджетные источники - средства крестьянского хозяйства (собственные и заемные) на выполнение утвержденного плана расходов - 14 400 060 рублей.
07.11.2012, 29.12.2012 и 30.09.2013 истец перечислил ответчику денежные средства гранта в общей сумме 21 599 940 рублей.
В рассматриваемом случае расходование субсидии (гранта) на развитие семейной животноводческой фермы должно было осуществляться в течение 18 месяцев (до 30.03.2015) с даты последнего поступления субсидии (гранта) на счет главы крестьянского хозяйства ответчика (30.09.2013) и в соответствии с планом расходов крестьянского хозяйства, утвержденным конкурсной комиссией по проведению конкурсного отбора участников мероприятий целевой Программы на общую сумму 36 000 000 рублей (с учетом внесенных изменений в план расходов приказом Министерства сельского хозяйства Калининградской области от 05.09.2013 N 65/3).
Ответчик дал соответствующие письменные обязательства по оплате за счет собственных средств не менее 40% стоимости наименования приобретений, указанных в плане расходов, в том числе непосредственно за счет собственных средств - не менее 10% от стоимости каждого наименования приобретения, а также об использовании гранта в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет и использовании имущества, закупаемого за счет гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы.
В соответствии со статьей 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Согласно статьям 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе контрольных мероприятий Комиссией были выявлены нарушения ответчиком требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предоставления и использования средств гранта. Так, ответчиком не было выполнено обязательство инвестировать собственные и заемные средства на строительство животноводческой фермы и объектов инфраструктуры, приобретение крупного рогатого скота в объеме не менее 40% общей стоимости проекта, установленное пунктом 2.3.3 соглашения; расходы по реализации проекта за проверяемый период с 07.11.2012 по 01.10.2013 в общей сумме 12 877 825 рублей полностью производились за счет средств гранта.
Кроме того, в нарушение подп. 2 и 3 п. 17 Правил расходования субвенций, ответчик не представил отчеты о целевом использовании денежных средств.
Срок использования полученного ответчиком денежного гранта в рамках Программы -30.03.2015 (пункт 15 Правил). С учетом его продления Комиссией, последним сроком для предоставления документов об использовании гранта является 05.04.2015. Однако отчет об использовании денежного гранта на указанную дату ответчиком не представлен. Данный факт ответчик не отрицает.
Согласно пункту 30 Правил, в случае невыполнения обязательств, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 17 Правил, средства федерального и областного бюджетов возвращаются на счет уполномоченного органа для возврата в областной бюджет.
Таким образом, ответчик в связи с вышеуказанными нарушениями со своей стороны условий получения гранта, обязан возвратить в доход бюджета Администрации муниципального образования "Нестеровский район" денежные средства (грант) в размере 21 599 940 рублей. Расчет взыскиваемой суммы судом проверен, признан правомерным и обоснованным- как по существу, так и по размеру. Доказательств добровольного возвращения в доход бюджета 21 599 940 рублей, ни по истечении месячного срока (02.06.2015) с момента получения ответчиком соответствующего уведомления, ни на дату рассмотрения дела судом, не представлено.
Приведенные ответчиком доводы судом во внимание не принимаются и отклоняются как необоснованные, поскольку сама по себе существенная задержка в соблюдении сроков выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, не свидетельствует о надлежащем исполнении ответчиком условий заключенного с истцом соглашения, и не является основанием для освобождения ответчика от обязанности возврата гранта в случае его ненадлежащего и несвоевременного использования.
Как пояснил представитель Администрации до настоящего времени отсутствуют сметы на производство работ по устройству коровника, отсутствуют спецификации и накладные на оплату оборудования, установить целевое использование средств в сумме 1 500 000 рублей не представляется возможным в связи с отсутствием счетов и договоров, заключенных с фирмами подрядчиками.
В апелляционной жалобе глава крестьянского хозяйства повторил доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка, оснований для их переоценки не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины правомерно возложены на ответчика.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал полную, объективную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 17 декабря 2015 года по делу N А21-5037/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Крестьянского хозяйства Заеца Сергея Анатольевича без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5037/2015
Истец: Управление сельского хозяйства администрации МО "Нестеровский район"
Ответчик: Крестьянское (фермерское) хозяйство Заеца Сергея Анатольевича, КФХ Заеца Сергея Анатольевича
Третье лицо: Контрольно-счетная палата Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1708/2022
13.12.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-36266/2021
19.12.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9085/16
28.06.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7706/16
17.12.2015 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-5037/15