30 мая 2022 г. |
Дело N А21-5037/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Александровой Е.Н., Корабухиной Л.И.,
рассмотрев 30.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства Заеца Сергея Анатольевича на определение Арбитражного суда Калининградской области от 16.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 по делу N А21-5037/2015,
УСТАНОВИЛ:
Управление сельского хозяйства администрации муниципального образования "Нестеровский район" Калининградской области, адрес: 238010, Калининградская обл., г. Нестеров, ул. Черняховского, д. 20, ОГРН 1023900553192, ИНН 3920005622 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к крестьянскому хозяйству Заеца Сергея Анатольевича, адрес: 238022, Калининградская обл., Нестеровский р-н, пос. Озерки, ОГРН 1023900554281, ИНН 3920001145 (далее - КФХ), о взыскании 21 599 940 руб. денежного гранта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена контрольно-счетная палата Калининградской области.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 17.12.2015, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2016, заявленные требования удовлетворены: с КФХ в доход бюджета Управления взыскано 21 599 940 руб. денежного гранта, а также в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины.
От администрации муниципального образования "Нестеровский городской округ" поступило заявление о замене взыскателя по делу N А21-5037/2015 и исполнительному производству от 10.11.2017 N 15662/1739017-ИП, а именно Управления сельского хозяйства администрации муниципального образования "Нестеровский район" на его правопреемника - администрацию муниципального образования "Нестеровский городской округ".
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 16.08.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021, произведена замена взыскателя по делу N А21-5037/2015 и исполнительному производству от 10.11.2017 N15662/1739017-ИП с Управления сельского хозяйства администрации муниципального образования "Нестеровский район" (ОГРН 1023900553192, ИНН 3920005622) на администрацию муниципального образования "Нестеровский городской округ" (ОГРН 1023900552642, ИНН 3920000800, далее - Администрация).
В кассационной жалобе КФХ, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы, ссылаясь на положения статей 59, 61 и 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) утверждает, что ликвидация Управления не влечет и не может повлечь за собой возникновения правопреемства у Администрации из-за образования в составе последней отдела сельского хозяйства без указания на такой переход хотя бы в акте самого органа местного самоуправления. Заявитель полагает, что ввиду отсутствия как положений законодательства Российской Федерации, так и каких-либо подзаконных актов собственника - органа местного самоуправления (как прекратившего существование, так и вновь образованного) о правопреемстве имущественных прав, требование о замене взыскателя по указанным делу и исполнительному производству с Управления на Администрацию является незаконным.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Пунктом 1 статьи 124 ГК РФ установлено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования - выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В пункте 2 статьи 125 ГК РФ установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 названной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении N 43-П, Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в определениях от 29.03.2019 N 303-ЭС18-23092, от 12.03.2019 N 18-КГ19-4, в пункте 14 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017, Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, обозначенной в постановлении от 28.05.2013 N 17739/12, необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (статья 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", далее - Закон N 131-ФЗ).
Одним из законов, регулирующих принципы организации местного самоуправления, является Закон N 131-ФЗ, содержащий нормы о преобразовании муниципальных образований, и под которым понимается, в том числе, объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа (часть 1 статьи 13 Закона N 131-ФЗ).
В силу части 10 статьи 85 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Законом Калининградской области от 30.03.2018 года N 157 "Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования "Нестеровский район" и организации местного самоуправления на объединенной территории", на основании Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и в связи с утратой муниципальным образованием статуса муниципального образования, решением Совета депутатов МО "Нестеровский городской округ" от 19.09.2018 N 9 "О правопреемнике муниципальных образований", решением Совета депутатов МО "Нестеровский городской округ" от 11.10.2018 N 20 "О переименовании органов местного самоуправления "Нестеровский район", правопреемником органов местного самоуправления муниципального образования "Нестеровский район" являются органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования "Нестеровский городской округ".
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что 29.11.2018 решением Совета депутатов МО "Нестеровский городской округ" N 38 утверждена структура администрации МО "Нестеровский городской округ".
На основании постановления администрации МО "Нестеровский городской округ" от 30.10.2020 N 1028 "О ликвидации управления сельского хозяйства администрации МО "Нестеровский городской округ", согласно которого Управление сельского хозяйства администрации муниципального образования "Нестеровский городской округ" (сокращенное наименование - Управление сельского хозяйства администрации МО "Нестеровский городской округ", ОГРН 1023900553192, ИНН 3920005622, КПП 392001001), расположенное по юридическому адресу: 238010, Калининградская область, Нестеровский район, г. Нестеров, ул. Черняховского, д. 20), - ликвидировано. О ликвидации юридического лица 13.04.2021 внесены соответствующие сведения и записи в ЕГРЮЛ.
Таким образом, Управление с 13.04.2021 фактически не действует, его функции переданы Администрации МО.
Во исполнение подпункта 1 пункта 1 решения Совета депутатов МО "Нестеровский городской округ" от 10.12.2020 N 74 "О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования "Нестеровский городской округ" от 29.11.2018 N 38 "Об утверждении структуры администрации МО "Нестеровский городской округ" из структуры администрации МО "Нестеровский городской округ" исключено управление сельского хозяйства. Настоящее решение вступило в законную силу с 01.01.2021.
В структуре администрации МО "Нестеровский городской округ" создан отдел сельского хозяйства, который является исполнительным структурным подразделением администрации Нестеровского городского округа без образования юридического лица.
Поскольку истцом по настоящему делу является Управление сельского хозяйства Администрации муниципального образования "Нестеровский район", передача Администрацией МО района своих функций Администрации МО округа при последующей ликвидации Управления, влечет за собой правопреемство, которое является основанием для замены стороны по делу в порядке статьи 48 АПК РФ.
Учитывая приведенные нормы права и установленные фактические обстоятельства, доводы подателя жалобы, в том числе об отсутствии положений законодательства Российской Федерации и подзаконных актов органа местного самоуправления - несостоятельны.
В силу изложенного проведение правопреемства Управления на Администрацию правомерно.
Несогласие подателя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Правовые основания для иной оценки доказательств, ставших предметом исследования судами обеих инстанций, у кассационной инстанции отсутствуют.
Кассационная инстанция считает, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и не нарушены нормы процессуального права, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Калининградской области от 16.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 по делу N А21-5037/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства Заеца Сергея Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.