г. Воронеж |
|
28 июня 2016 г. |
Дело N А08-8137/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2016 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 28 июня 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Письменного С.И., |
судей |
Яковлева А.С., |
|
Алферовой Е.Е., |
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шелайкиной Е.Е.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "БелгородСтройМонолит-ПГС": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в деле;
от Управления Росприроднадзора по Белгородской области: представитель не явился, доказательства извещения имеются в деле;
от общества с ограниченной ответственностью "ТК Экотранс": представитель не явился, доказательства извещения имеются в деле;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БелгородСтройМонолит-ПГС" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 06.04.2016 по делу N А08-8137/2015 (судья Белоусова В.И.) по заявлению Управления Росприроднадзора по Белгородской области (ИНН 3123110753, ОГРН 1043107030724) к обществу с ограниченной ответственностью "БелгородСтройМонолит-ПГС" (ИНН 3123294733, ОГРН 1123123000813), третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ТК Экотранс" о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Белгородской области (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "БелгородСтройМонолит-ПГС" (далее - ответчик, ООО "БСМ-ПГС") о взыскании доплаты за негативное воздействие на окружающую среду за 2014 год в размере 363 859,09 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ТК Экотранс" (далее - третье лицо, ООО "ТК Экотранс").
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 06.04.2016 по делу N А08-8137/2015 исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на недоказанность оснований для взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду именно за размещение отходов.
Истец и третье лицо в отзывах на апелляционную жалобу просили оставить оспариваемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представители сторон, а также третьего лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам проверки документов ООО "БСМ-ПГС" за 2014 год установлено, что предприятие в 2014 году осуществляло деятельность по обращению с отходами производства и потребления в части сбора и накопления отходов, непосредственно в части размещения отходов на специализированном полигоне с привлечением специализированной организации ООО "ТК Экотранс".
Количество отходов, переданных для захоронения в 2014 году, и их класс опасности подтверждается справкой ООО "ТК Экотранс" от 10.09.2015 N 1217: ТБО (ТКО) - IV класс опасности, строительные отходы - V класс опасности.
Расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления за 2014 год производился в отсутствии у природопользователя (ответчика) утверждённых нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В связи с тем, что в указанный период разрешения, лимитов на размещение отходов ответчиком получено не было, начисление платы за размещение отходов производства и потребления в соответствии с пунктами 5, 6 Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, производилось с применением повышающего коэффициента.
Управлением в адрес ООО "БСМ-ПГС" было направлено требование N 1723 от 14.09.2015 о внесении суммы доплаты за сверхлимитное размещение отходов за 2014 год в размере 363 859,09 руб. в срок до 30.09.2015.
В связи с тем, что ООО "БСМ-ПГС" добровольно не уплатило указанную сумму платы, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьёй 3 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: - выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; - сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; - загрязнение недр, почв; - размещение отходов производства и потребления; - загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; - иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Материалами дела подтверждается, что ООО "БСМ-ПГС" в процессе своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов производства и потребления, и оно в силу статьи 16 Закона N 7-ФЗ обязано вносить обязательные публично-правовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
В 2014 году ООО "БСМ-ПГС" производило размещение отходов производства и потребления, образовавшихся при осуществлении хозяйственной деятельности, в отсутствии утверждённых нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - Закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение (содержание отходов в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования) и захоронение (изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду).
Согласно договорам от 19.06.2014 N 485193-27-к-к, от 24.03.2014 N 480311-01-к-гз, от 22.07.2013 N 360811-01-к-к, заключенным между ООО "БСМ-ПГС" (заказчик) и ООО "ТК Экотранс" (исполнитель), по заданию заказчика исполнитель оказывает услуги по вывозу и захоронению отходов на собственном полигоне ТБО.
Актами от 29.06.2014, от 30.07.2014, от 30.08.2014, от 29.09.2014, от 30.10.2014, от 29.11.2014, от 30.12.2014 подтверждается, что ООО "ТК Экотранс" оказывало услуги по приёму и захоронению отходов ООО "БСМ-ПГС".
В пункте 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П (далее - Постановление N 5-П) указано, что, поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки государства на осуществление мероприятий по восстановлению окружающей среды в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счёт субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.
В пункте 3.2 Постановления N 5-П указано, что установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путём нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений. При этом с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем, чтобы не действовать себе в убыток, - учесть данный публично-правовой платёж в стоимости размещения отходов.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества несёт собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации). К расходам на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду. При этом при передаче отходов, образованных и накопленных природопользователями, на специализированный полигон, не происходит переход права собственности на отходы. Оказание услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на эту организацию бремени уплаты данного публично-правового платежа.
Поскольку предусмотренная законодательством обязанность по компенсации причинённого окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена только в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению отходов и не может автоматически возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, в отсутствие соответствующих согласованных контрагентами условий в договорах и без передачи денежных средств природопользователем специализированной организации для цели внесения данных платежей.
Проанализировав условия договоров, заключенных между ООО "БСМ-ПГС" и ООО "ТК Экотранс", суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу, что право собственности на размещение отходов производства и потребления не передавалось от ООО "БСМ-ПГС" к ООО "ТК Экотранс", ввиду того, что указанными договорами не предусмотрено включение платежей за негативное воздействие на окружающую среду в тарифы на оказываемые ООО "ТК Экотранс" услуги. Денежные средства для цели уплаты указанных платежей ООО "БСМ-ПГС" ООО "ТК Экотранс" также не передавались. Следовательно, ООО "БСМ-ПГС" обязано вносить доплату за негативное воздействие на окружающую среду за рассматриваемый период.
При отсутствии соответствующего разрешения, плата за негативное воздействие на окружающую среду производится с применением иных коэффициентов (сверхлимитных), предусмотренных пунктами 5, 6 Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632.
Согласно пункту 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ (в редакции действующий в спорный период), индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 утверждён Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с пунктом 4 указанного порядка проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчётов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учётом планируемых объёмов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Лимитами на размещение отходов субъектов малого и среднего предпринимательства является количество отходов фактически направленное на размещение отходов (за исключением статистической отчетности), представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства (далее: отчетность СМСП).
Т.е. лимитами на размещение отходов за 2014 год является количество отходов фактически направленных на размещение в соответствии с отчётностью СМСП, представленной в 2015 год.
При отсутствии отчётности СМСП плата за размещение отходов для данной категории природопользователей так же исчисляется как за сверхлимитное воздействие на окружающую среду с применением 5-кратного повышающего коэффициента.
Лимиты на размещение отходов производства и потребления ООО "БСМ-ПГС" не получало, отчётность СМСП за 2014 год обществом в 2015 году не была сдана, плата за НВОС за 2014 год не осуществлялась.
В нарушение пункта 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ, приказа Минприроды России от 25.02.2010 N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" ответчик не обращался в Управление для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не предпринимал все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Материалами дела подтверждается, что размер платы за размещение отходов определён Управлением Росприроднадзора с применением пятикратного повышающего коэффициента как платы за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды.
Учитывая, что в 2014 году у ответчика отсутствовал оформленный в установленном порядке документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, плата за негативное воздействие на окружающую природную среду правомерно рассчитана истцом с учётом пятикратного повышающего коэффициента в соответствии с пунктами 5, 6 Порядка. Согласно расчётам истца, плата за негативное воздействие за 2014 год составляет 363 859,09 руб.
На основании изложенного, суд первой инстанции, проверив расчёт, обоснованно пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на положения статьи 23 Закона N 7-ФЗ как основания для исключения внесения платы за негативное воздействие основаны на субъективном толковании указанной правовой нормы и не противоречат выводу суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к повторению доводов, заявленных ответчиком суду первой инстанции, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При указанных обстоятельствах, решение Арбитражного суда Белгородской области от 06.04.2016 по делу N А08-8137/2015 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
Согласно положениям статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя. Факт уплаты государственной пошлины на сумму 3 000 руб. подтверждён чеком-ордером от 06.05.2016.
Руководствуясь статьями 110, 123, 156, 266 - 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 06.04.2016 по делу N А08-8137/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БелгородСтройМонолит-ПГС" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.И. Письменный |
Судьи |
А.С. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-8137/2015
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Белгородской области
Ответчик: ООО "БелгородСтройМонолит-ПГС"
Третье лицо: ООО "ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ "ЭКОТРАНС"