г. Ессентуки |
|
28 июня 2016 г. |
Дело N А61-121/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 21.03.2016 по делу N А61-121/2016 (судья Родионова Г.С.)
по заявлению акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1095110000325, ИНН 5116000922)
к Кавказскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Грозный)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании: от акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" - Плиевой А.О. по доверенности от 31.12.2015,
от Кавказского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Саидова А.Ш. по доверенности от 11.01.2016,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением от 25.01.2016 N 75 о признании незаконным и отмене постановления Кавказского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 20.01.2016 по делу об административном правонарушении N 2925-И/11.6/АМ/15.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.04.2016 суд первой инстанции в удовлетворении требований заявителя отказал. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что совершенное обществом правонарушение создало существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем оснований для признания его малозначительным не имеется.
Не согласившись с решением, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт которым признать постановление управления незаконным в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано за ОГРН 1095110000325 по адресу: 119021, г. Москва, пр. Комсомольский, д. 18, стр. 3.
Общество имеет филиалы, в том числе, филиал "Владикавказский" по адресу регистрации: 362003, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. К. Маркса 43, корп.5.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" общество определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2015-2016 годах закупок, работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя и т.д. для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Согласно договору от 08.10.2015 N 258, ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ передал обществу в лице филиала "Владикавказский", который принял во временное безвозмездное пользование объекты теплового хозяйства поименованные согласно приложению N 1 к настоящему договору (акт приема-передачи от 08.10.2015), всего в количестве 148 наименований объектов.
В соответствии с планом проведения прокурорской проверки по соблюдению законодательства в области промышленной безопасности (лицензии на газовые котельные), утвержденного 08.12.2015, военной прокуратурой - войсковой частью 20102 проведена проверка исполнения обществом законодательства в области промышленной безопасности на территории Чеченской Республики.
В рамках вышеуказанного мероприятия, генеральному директору общества Карпову С.В., направлено письмо от 14.12.2015 N 8848 о необходимости явки представителя общества к 10 час. 00 мин. 18.12.2015, в связи с рассмотрением вопроса о привлечении к административной ответственности и получения объяснений в рамках прокурорской проверки.
В дополнение к запросу исх. N 8848 от 14.12.2015, военной прокуратурой - ВЧ 20102 письмом от 21.12.2015 N 9029, направленным посредством факсимильной связи в адрес общества, последнее уведомлено о необходимости повторного прибытия представителя к 15 час. 00 мин. 23.12.2015 в н.п. Ханкала Чеченской Республики в связи с рассмотрением вопроса о привлечении к административной ответственности и необходимостью дачи объяснений в рамках прокурорской проверки.
Военной прокуратурой - ВЧ 20102 в адрес директора обособленного подразделения "Владикавказское" АО "ГУ ЖКХ" Лукьянченко Д.С. (на электронную почту) направлены запросы от 08.12.2015 N 8734 и от 21.12.2015 N 9022 о предоставлении поименованных документов на объекты, находящиеся в эксплуатации ОАО "РЭУ" на территории н.п. Ханкала Чеченской Республики.
Обществом сопроводительным письмом исх.N 1058 от 25.12.2015 на вх. N 9022 от 21.12.2015, в адрес военного прокурора направлена запрашиваемая информация. Указанным письмом общество поясняет о наличии лицензии на эксплуатацию котельных и подтверждает факт отсутствия приложения к данной лицензии на котельные расположенные на территории н.п. Ханкала Чеченской Республики.
При проведении военным прокурором войсковой части 20102 Афиногеновым И.М. взрывопожароопасного и химически опасного производственного объекта III классов опасности (система теплоснабжения) расположенного по адресу: Чеченская Республика, н.п. Ханкала, эксплуатируемый АО "ГУ ЖКХ" выявлено нарушение, а именно: отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасного и химически опасного производственного объекта III классов опасности, газовых котельных, работающих под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля; пара газа (в газообразном, сжиженном состоянии); поды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия, по адресу: Чеченская Республика, н.п. Ханкала, что является нарушением статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Постановлением от 28.12.2015 заместитель военного прокурора - ВЧ 20102 подполковник юстиции Дмитриенко И.В., рассмотрев материалы проверки о нарушении обществом требований промышленной безопасности, в присутствии представителя общества Петляева А.А., действующего на основании доверенности от 31.12.2015 N 25, возбудил дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Указанное постановление и материалы проверки, сопроводительным письмом от 28.12.2015 N 9280, направлены руководителю управления в Чеченской Республике.
Определением от 30.12.2015 N 1978-4/11-6 административный орган сообщил о необходимости явки общества в 10 час. 00 мин 20.01.2016 по адресу: 364020, ЧР, г. Грозный, ул. Старопромысловское шоссе, 42, для вынесения постановления о назначении административного наказания, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
20.01.2016, по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в присутствии представителя общества Петляева А.А., действующего на основании доверенности от 31.12.2015 N 25, вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Считая указанное постановление незаконным общество, обратилось с заявлением в суд.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования общества в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 9.1. КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116- ФЗ) опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Из приложения N 1 к Закону N 116-ФЗ следует, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже; горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Частью 1 ст. 6 Закона N 116-ФЗ установлено, что к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с п. 8 ст. 3 Закона N 99-ФЗ место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.
Из п. 12 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ следует, что обязательному лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона N 99-ФЗ для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются, в том числе полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица.
Из п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона N 99-ФЗ следует, что в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензию включаются сведения, в том числе об адресе мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Согласно ч. 1, 2 ст. 18 Закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (часть 1). До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии (часть 2).
В соответствии с п. 2 Положения "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 (далее - Положение о лицензировании) лицензируемый вид деятельности включает в себя выполнение работ на взрывопожароопасных производственных объектах по перечню согласно приложению.
Согласно указанному перечню выполняемые работы на взрывоопасных производственных объектах включают в себя получение (образование) использование, переработку, хранение, транспортирование, уничтожение воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Закону N 116-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются, в том числе: наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а также технических устройств, планируемых для применения на объектах; наличие документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию, или внесенных в реестр положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, а также на здания и сооружения на объектах (далее - положительное заключение экспертизы промышленной безопасности) в соответствии со ст. 6, 7 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, обязательным требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности или до их вступления в силу - требованиям промышленной безопасности, установленным нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными ст. 49 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и ст. 46 Федерального закона "О техническом регулировании".
Пунктом 8 указанного Положения предусмотрено представление документов и сведения по перечню при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии.
Из совокупности указанных выше норм следует, что до переоформления лицензии в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности, лицензиат не вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что при отсутствии лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности - эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2, 3 классов опасности по адресу: Чеченская Республика, н.п. Ханкала ввод в эксплуатацию газовых котельных без положительной оценки лицензирующим органом, в том числе экспертизы промышленной безопасности на здания и сооружения на объекте по новому адресу; без подтверждения соответствия технических устройств, применяемых на объекте, требованиям технических регламентов; без положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, применяемые на объекте, является нарушениями, способствующими возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Доказательств того, что обществом получена (переоформлена) лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов в связи с осуществлением деятельности по адресу, не указанному в лицензии, в материалы дела не представлено.
Таким образом, факт нарушения требований в области промышленной безопасности судом первой инстанции установлен правильно и подтвержден материалами дела.
Следовательно, суд первой инстанции правильно посчитал, что имеет место событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено.
Кроме того, суд первой инстанции правильно отклонил довод общества о малозначительности совершенного правонарушения, в связи со следующим.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, в материалы дела не представлено, кроме того, нарушение допущенное обществом, является существенным, поскольку представляет собой угрозу общественной безопасности.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и применил нормы материального права, а поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 21.03.2016 по делу N А61-121/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-121/2016
Истец: АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства"
Ответчик: Кавказское Управление Ростехнадзора
Третье лицо: Кавказское управление Ростехнадзора, ООО "Триумф плюс"