Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 ноября 2016 г. N Ф07-9300/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
30 июня 2016 г. |
Дело N А26-1503/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Скворцовой В.В.
при участии:
от истца: не явился, извещён;
от ответчика: не явился, извещён;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1601/2016) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.12.2015 по делу N А26-1503/2015 (судья Дружинина С.И.), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
к Обществу с ограниченной ответственностью "Поросозеро-лес"
о взыскании долга,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (ОГРН: 1071001000828; ИНН: 1001016090; место нахождения: 185035, г.Петрозаводск, ул.Андропова, д. 2/24; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Поросозеро-лес" (ОГРН: 1126324002683; ИНН: 1001256977; место нахождения: 185011, г.Петрозаводск, ул.Ровио, д.3, каб. 122; далее - ООО "Поросозеро-лес") о взыскании 5062, 14 руб., в том числе: 4 998 руб. - задолженности по арендной плате за 2014 год по договору от 18.12.2007 N 126-з, а также 64, 14 руб. - пеней за просрочку арендной платы за период с 01.01.2015 по 26.02.2015.
Решением суда от 08.12.2015 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось с апелляционной жалобой. По мнению Министерства, в расчёт арендной платы должен включаться объем по созданию лесной инфраструктуры (300 куб.м). Также податель жалобы считает, что перерасчёт арендной платы в конце отчетного года должен быть произведен за недоиспользованный в текущем году объем лесов исходя из средних ставок за 1 куб.м по хозяйствам, по видам рубок, исходя из предоставленных арендатором деклараций в текущем году.
Определением от 02.03.2016 по ходатайству Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия приостановлено производство по настоящему делу до рассмотрения Верховным судом Российской Федерации кассационной жалобы по делу А26-7523/2014.
Протокольным определением от 15.06.2016 производство по делу возобновлено.
Представители сторон в судебное заседание не явились.
В судебном заседании 15.06.2016 объявлен перерыв до 22.06.2016.
После перерыва судебное заседание продолжено 22.06.2016.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу (правопредшественник истца, арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" (правопредшественник ответчика согласно дополнительному соглашению от 20.06.2012, арендатор) заключен договор от N 126-з от 18.12.2007, предметом которого является аренда лесного участка площадью 7 125 га, расположенного на территории Куолисмского лесничества Поросозерского лесхоза.
Участок передан в целях заготовки древесины на срок по 31.12.2030 (пункт 7.1 договора).
Размер и порядок внесения арендной платы согласованы сторонами в разделе 2 договора. В соответствии с пунктом 2.1 договора размер арендной платы устанавливается с учетом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 1,41 (повышающий конкурсный коэффициент установлен конкурсной комиссией).
Согласно пункту 2.4 размер арендной платы подлежит изменению в одностороннем порядке арендодателем в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2.2 договора арендатор вносит арендную плату в соответствии с Приложением N 4 в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%.
Из приложения к договору N 4 на 2014 год (л.д. 20, т.1),которое не подписано со стороны арендатора, следует, что годовой размер арендной палаты, перечисляемой в федеральный бюджет, установлен в сумме 210 171 руб., в бюджет Республики Карелия - в сумме 86 170 руб.
При этом арендная плата исчислена исходя из годового объема разрешенного использования лесов (ежегодного допустимого объема изъятия древесины) в соответствии с пунктом 1.4 договора, Приложением N 3 к договору и Проектом освоения лесов - в размере 5 100 кбм., а также с применением средних ставок, выведенных по результатам уточненного расчёта арендной платы за 2013 год и повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 2.1 договора.
Вместе с тем, согласно Приложению N 4 на 2014 год годовая арендная плата на конец года подлежит уточнению:
1) На основании объёмов древесины по делянкам, указанным в представленных лесных декларациях, и на основании материально-денежной оценки по данным делянкам в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.07 N 310 "О ставках платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310);
2) В случае подачи лесных деклараций в течение года на объём, меньший установленного договором ежегодного объёма использования лесов, арендная плата на незаявленный в установленном порядке объём использования лесов рассчитывается и взимается, исходя из средних ставок на 1 куб. м по хозяйствам за 2013 год.
Окончательный расчёт производится по состоянию на 20 декабря (после чего лесные декларации на текущий год не принимаются) и доводится до арендатора извещением.
По результатам 2014 года, истец произвел перерасчет арендной платы в соответствии с годовым объемом заготовки древесины, установленным Проектом освоения лесов в размере 5 100 кбм. и с применением средней ставки платы на недоосвоенный ответчиком объем древесины (включая объем изъятия лесных ресурсов для создания лесной инфраструктуры) в размере 91 кбм. и с применением повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 2.1 договора.
Согласно расчёту истца, арендная плата на незаявленный объем (объем изъятия лесных ресурсов для создания лесной инфраструктуры) доначислена в федеральный бюджет в размере 3 545 руб., в бюджет Республики Карелия - 1 453 руб., а всего на сумму 4 998 руб.
Ссылаясь на наличие у Общества задолженности по арендной плате в указанной сумме за 2014 год, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
При разрешении настоящего спора суд первой инстанции, ссылаясь на положения статей 167, 168, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, относящейся к спорному периоду), с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 16, 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление от 17.11.2011 N 73), исходил из того, что договор аренды был заключен не по результатам проведения торгов, а в порядке приведения договора аренды участков лесного фонда от 20.11.2006 в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.
Признав, что размер арендной платы за лесной участок является регулируемым, суд пришел к выводу о том, что определение коэффициента, превышающего минимальный размер арендной платы, установленный постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление от 22.05.2007 N 310), не соответствует положениям статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, в связи с чем суд пришел к выводу о недействительности пункта 2.1 договора аренды от 07.12.2007, устанавливающего повышающий конкурсный коэффициент в размере 1,41.
Апелляционный суд не может согласиться с указанным выводом в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением от 22.05.2007 N 310.
Из совокупного толкования приведенных норм права следует, что минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в Постановлении от 22.05.2007 N 310.
В абзаце 3 пункта 18 Постановления от 17.11.2011 N 73 разъяснено следующее. Согласно пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, подтверждено, что правоотношения сторон, связанные с использованием лесного участка возникли на основании договора аренды от 20.01.2006, заключенного на основании протокола о результатах лесного конкурса от 22.11.2005 N 95.
На момент проведения лесного конкурса и заключения по его результатам договора аренды от 20.01.2006 действовал Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ (далее - Лесной кодекс 1997 года).
Согласно статье 34 Лесного кодекса 1997 года и пункта 7 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345 (в редакции, действовавшей в указанный период, далее - Положение об аренде), участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов.
При предоставлении участков лесного фонда в аренду по результатам лесных конкурсов участки лесного фонда выставляются на лесные конкурсы по решениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством.
Гражданин или юридическое лицо, выигравшее лесной конкурс, и организатор лесного конкурса подписывают протокол о результатах лесного конкурса. На основании протокола лицо, выигравшее лесной конкурс, и арендодатель в указанный в протоколе срок заключают договор аренды участка лесного фонда (пункты 13, 14 Положения об аренде).
Спорный участок лесного фонда был выставлен на конкурс для заготовки древесины по главному пользованию и выполнения лесохозяйственных работ, комиссией по проведению лесных конкурсов подведены итоги торгов, и в протоколе N 95 утвержден повышающий коэффициент 1,41 к установленным ставкам для расчета арендной платы в соответствии с предложением ООО "Карелфинлес", что повлекло признание его победителем конкурса.
Из изложенного следует, что спорный коэффициент был определен по результатам торгов в связи с предложением ООО "Карелфинлес", что соответствовало статье 34 Лесного кодекса 1997 года и Положению об аренде.
Статьей 1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) 01.01.2007 введен в действие новый Лесной кодекс Российской Федерации.
В силу частей 1 и 2 статьи 4 Закона N 201-ФЗ договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009. Для приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 4 Закона N 201-ФЗ).
Данный порядок был утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок), действовавшим до 15.03.2012.
В соответствии с пунктом 10 Порядка при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы.
При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется по правилам статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением от 22.05.2007 N 310, пунктом 11 Порядка.
По смыслу статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции на 01.07.2007) приоритет имеет заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению.
Как следует из приведенных норм права, учитывая невозможность прекращения лесопользования по договорам, заключенным на длительный срок, процедура переоформления договора аренды участка лесного фонда в договор аренды лесного участка была направлена на приведение договора, заключенного по правилам Лесного кодекса 1997 года, в соответствие с новым Лесным кодексом Российской Федерации.
При этом законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров.
Таким образом, при переоформлении договора в связи с вступлением в силу Лесного кодекса Российской Федерации условие о названном коэффициенте было правомерно воспроизведено в договоре аренды от 07.12.2007, поскольку оно определено на торгах в результате предложения, сделанного правопредшественником Общества в рассматриваемых правоотношениях.
В пункте 18 Постановления от 17.11.2011 N 73 указано, что размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер этой платы определяется по результатам проведения торгов.
В силу изложенного спорный коэффициент является элементом платы, установленным по результатам торгов, пункт 2.1 договора аренды от 07.12.2007, в котором приведен данный коэффициент для расчета арендной платы, соответствует пункту 4 статьи 447, пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 4 Закона N 201-ФЗ, статьям 73, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктам 3 - 10 Порядка, поэтому неправомерно признан недействительным судом первой инстанции.
Настоящие выводы апелляционного суда основаны на правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 06.04.2016 N 307-ЭС15-19171 по делу N А26-7523/2014.
Между тем, ошибочный вывод суда о недействительности пункта 2.1. договора аренды не повлек принятия неправильного решения по настоящему делу.
Как следует из расчета Министерства, размер начисленной арендной платы произведен Министерством за недоиспользованный Обществом объем древесины, а также с учетом объемов по созданию лесной инфраструктуры исходя из усредненных ставок.
Между тем норма, содержащаяся в части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации о порядке установления минимального размера арендной платы является императивной, поскольку направлена на соблюдение публичного интереса (объектом аренды является имущество, находящееся в публичной собственности, а плата за его использование подлежит перечислению в бюджет).
Ввиду императивности части 2 статьи 73 ЛК РФ и регулируемого минимального размера арендной платы, применение при ее расчете средних ставок, не предусмотренных Постановлением N 310, не допускается, поскольку противоречит части 2 статьи 73 ЛК РФ.
В силу статьи 13 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других). Создание лесной инфраструктуры не является самостоятельным видом использования лесов, предусмотренным статьей 25 ЛК РФ. Создание лесной инфраструктуры допускается параллельно с заготовкой древесины при наличии такой необходимости.
Таким образом, из приведенного следует, что создание объектов лесной инфраструктуры является правом, а не обязанностью арендатора. Отсутствие необходимости создавать объекты лесной инфраструктуры в конкретном календарном году не создает обязанности по рубке древесины. Иной подход противоречил бы принципу рационального использования лесов.
Пунктом 3.3.2 договора аренды лесного участка предусмотрено право, а не обязанность Арендатора на создание объектов лесной инфраструктуры.
Объем изъятия лесных ресурсов установлен Проектом освоения лесов, который в силу положений статей 12, 88 ЛК РФ является основным документом, дающим право на осуществление заготовки древесины.
Пунктом 3 Состава проекта освоения лесов и порядок его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, установлено, что Проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов.
Таким образом, как обоснованно указали суды, нормативный акт разделяет между собой понятия "использование лесов", как основной вид деятельности, и "создание лесной инфраструктуры".
Начисление арендной платы может производиться только за рубку древесины при использовании лесов. Сведения о ежегодной заготовке указаны в таблице N 16 Проекта освоения лесов, которая называется "Сведения о ежегодных объемах заготовки древесины".
Сведения о ежегодной заготовке указаны в таблицах N 22, 23 Проекта освоения лесов (оборот л.д. 131, л.д.132 - 134, т.1); сведения относительно объема рубки лесных насаждений при создании объектов лесной инфраструктуры приведены в таблице 24 Проекта (л.д. 135, т.1).
Так, ежегодный разрешенный ответчику объем заготовки древесины составляет 5 100 кбм., общий объем рубок в целях создания объектов лесной инфраструктуры составляет 1 600 кбм., срок создания названых объектов и, как следствие, проведения данных рубок обозначен 2011-2018 годы. Как утверждает ответчик и не оспаривает истец, создание объектов лесной инфраструктуры и рубка древесины в этих целях ответчиком в течение 2014 года не производилось.
На основании изложенного суд приходит к выводу о неправомерности начисления истцом платы на неизъятый объем древесины с учетом объема, предназначенного в рубку в целях создания объектов лесной инфраструктуры.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований является правомерным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.12.2015 по делу N А26-1503/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1503/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 ноября 2016 г. N Ф07-9300/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Государственное Казенное учреждение Республики Карелия "Суоярвское центральное лесничество", Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Ответчик: ООО "Поросозеро-лес"
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2391/18
11.01.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26764/17
07.09.2017 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22704/17
22.11.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9300/16
30.06.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1601/16
08.12.2015 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-1503/15