Требование: о признании права собственности
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
29 июня 2016 г. |
дело N А32-42817/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пономаревой И.В.,
судей Ванина В.В., Ереминой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жабской А.Л.
при участии:
от ответчика: представитель не явился, извещен;
от истца: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: представители не явились, извещены.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Газетный, 34/70/75 лит. А материалы апелляционной жалобы ТУ Росимущества в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24 марта 2016 года по делу N А32-42817/2015
по иску ПАО энергетики и электрификации Кубани
к ответчику - ТУ Росимущества в Краснодарском крае
при участии третьих лиц - администрации муниципального образования Лабинский район, администрации Вознесенского сельского поселения Лабинского райна, администрации Лабинского городского поселения Лабинского района, администрации Мостовского района, администрации Андрюковского сельского поселения Мостовского района, администрации Губского сельского поселения Мостовского района, администрации Унароковского сельского поселения Мостовского района, администрации Шедокского сельского поселения Мостовского района, администрации Ярославского сельского поселения Мостовского района, администрации Курганинского городского поселения Курганинского района; Васильева Николая Ивановича
о признании права собственности,
принятое в составе судьи Николдаева А.В.,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю о признании права собственности.
Решением суда от 24.03.2016 г. требования публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани удовлетворено.
Признано право собственности публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (ИНН 2309001661 ОГРН 1022301427268, г. Краснодар) на следующие объекты:
1) здание ЗТП Литера А-ЗТПП-ВЛ-3-6, площадью 36,2 кв.м., инвентарный N 30494, кадастровый номер 23:46:0402012:569, расположенное по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, г. Лабинск, Южная промзона, между ГИБДД и ООО "Даурия-Юг";
2) здание ЗТП В-2-252, площадью 30,9 кв.м., инвентарный N 29402, кадастровый номер 23:18:0407012:478, расположенное по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, ст-ца Вознесенская, на пересечении ул. Ленина и ул. Первомайская (парковая зона ст. Вознесенская);
3) здание ЗТП Я-3-674, площадью 32,1 кв.м., инвентарный N 25252, кадастровый номер 23:20:1301008:726, расположенный по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, ст-ца Ярославская, ул. Ленина, строен. 174;
4) здание ЗТП Я-6-625, площадью 32,1 кв.м., инвентарный N 9797, кадастровый номер 23:20:1301006:877, расположенное по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, ст-ца Ярославская, ул. Школьная, строен. 20Б;
5) здание ЗТП Ш-9-252, площадью 22,4 кв.м., инвентарный N 03:233:002:000021610, кадастровый номер 23:20:1201001:3842, расположенное по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, с. Шедок, ул. Советская, строен. 56;
6) здание ЗТП П-33-321, площадью 27,7 кв.м., инвентарный N 03:233:002:000021620, кадастровый номер 23:20:0301001:5379, расположенное по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, ст-ца Андрюки, ул. Красная, строен. 85-а;
7) здание ЗТП Г-3-849, площадью 32,5 кв.м., инвентарный N 03:233:002:000020240, кадастровый номер 23:20:0704001:1511, расположенное по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, ст-ца Баракаевская, пром. зона, МТФ N 5;
8) здание ЗТП Ун-1-568, площадью 29,7 кв.м., инвентарный N 03:233:002:000021660, кадастровый номер 23:20:1102001:669, расположенное по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, х. Славянский, ул. Дубовая, между домами 95 и 97;
9) здание ЗТП Во-2-120, площадью 24,1 кв.м., инвентарный N 03:227:002:000010900, кадастровый номер 23:16:0601072:283, расположенное по адресу: Краснодарский край, Курганинский район, г. Курганинск, ул. Островского, строен. 93а, База КРРЭС.
Суд признал доказанным факт включения спорных объектов в состав переданного открытому акционерному обществу "Кубаньэнерго" в порядке приватизации имущества.
Не согласившись с вынесенным судебным актом ТУ Росимущества в Краснодарском крае обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что согласно плану приватизации указанного производственного объединения, зарегистрированному Департаментом по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края 1 февраля 1993 года, учтенного Фондом государственного имущества Краснодарского края, сведений о том, что были переданы спорные подстанции, план приватизации не содержит. Довод истца о том, что стоимость зданий была учтена в строке "Оборудование" ничем объективно не подтвержден. В указанной строке могла быть учтена стоимость электрооборудования, находящегося в зданиях трансформаторных подстанций, но не зданий, которые всегда отражались отдельно. Кроме того, невозможно сделать вывод о возникновении права собственности у истца ввиду отсутствия должной индивидуализации объектов в плане приватизации. Также, если здания трансформаторных подстанций создавались как объекты недвижимого имущества в 1960-1990 годы, как утверждает истец, он обязан доказать законность возведения зданий. В частности, ПАО "Кубаньэнерго" не доказало суду, что его правопредшественник получал в пользование сформированный земельный участок под каждой подстанцией, на которую было бы выдано разрешение на строительство, как то было предусмотрено ст.ст.12,13, 18 Земельного кодекса РСФСР от 1 июля 1970 года, что должно было быть подтверждено государственным актом на право пользования землей либо решением исполкома городского (районного) Совета народных депутатов. Аналогичные правила для получения земельного участка в бессрочное (постоянное) пользование были установлены главами 4 и 5 Земельного кодекса РСФСР 1991 года. Поскольку ОАО "Кубаньэнерго" не доказало включения зданий трансформаторных подстанций в план приватизации, то ответчик полагает, что к нему не перешло право собственности на указанные объекты.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
В связи с изложенным апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив и оценив представленные в дело доказательства, доводы, изложенные в апелляционной жалобе Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции публичному акционерному обществу энергетики и электрификации Кубани принадлежат на праве собственности 9 объектов капитального строительства, а именно закрытые трансформаторные подстанции, расположенные на территории Лабинского, Мостовского и Курганинского районов, что подтверждается представленными в материалы дела справками о балансовой принадлежности.
В порядке приватизации ПАО "Кубаньэнерго" приобрело право собственности на спорные объекты, что подтверждается планом приватизации производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго", зарегистрированным 01.02.1993 Департаментом по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края и учтенным Фондом государственного имущества Краснодарского края.
Истец указывает, что согласно пункту 4 указанного плана на момент приватизации производственное объединение энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" относилось к федеральному уровню собственности, в связи с чем исковое заявление правомерно предъявлено к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным
Согласно Уставу ОАО "Кубаньэнерго", утвержденному решением общего собрания акционеров АО "Кубаньэнерго" на основании протокола N 4 от 26.04.1996, открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Кубани" образовано в связи с приведением в соответствие с Федеральным Законом "Об акционерных обществах" от 24.11.1995 учредительных документов акционерного общества закрытого типа "Энергетики и электрификации Кубани", являющегося правопреемником Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
Согласно Уставу (в новой редакции) полное фирменное наименование общества на русском языке: публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани, сокращенное фирменное наименование общества на русском языке: ПАО "Кубаньэнерго".
Таким образом, ПАО "Кубаньэнерго" является правопреемником Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
Как поясняет истец, он в настоящее время лишен возможности зарегистрировать право собственности на 9 объектов капитального строительства - закрытые трансформаторные подстанции во внесудебном порядке, в виду отсутствия пообъектного перечня спорного имущества в плане приватизации, однако, подтверждает переход имущества в порядке универсального правопреемства следующими обстоятельствами.
Согласно техническим паспортам спорные объекты введены в эксплуатацию в 1963 - 1989 годах.
Кроме того, спорные объекты не числятся в реестрах федерального имущества, государственной собственности Краснодарского края, муниципальной собственности соответствующего муниципального образования, не находятся в частной собственности физических и юридических лиц, что подтверждается письмом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 17.09.2015 N 52-17857/15-2119, письмом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю от 28.10.2015 N 04/16945, письмом управления имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район от 31.08.2015 N 2149/20.01-14, письмом администрации Вознесенского сельского поселения Лабинского района от 26.08.2015 N 834/02-12, письмом администрации Лабинского городского поселения Лабинского района от 31.08.2015 N 3060/02-18, письмами администрации муниципального образования Мостовский район от 28.08.2015 N 11-714, N 11-715, письмом администрации Андрюковского сельского поселения Мостовского района от 21.10.2015 N 01-650, письмом администрации Губского сельского поселения Мостовского района от 07.09.2015 N 920, письмом администрации Унароковского сельского поселения Мостовского района от 04.09.2015 N 545, письмом администрации Шедокского сельского поселения Мостовского района от 20.11.2015 N 02-626, письмом администрации Ярославского сельского поселения Мостовского района от 16.09.2015 N 1653, 1654 письмом управления имущественных отношений администрации муниципального образования Курганинский район от 01.09.2015 N 1986, письмом администрации Курганинского городского поселения Курганинского района от 07.09.2015 N 2127.
Отнесение спорных объектов к объектам недвижимости подтверждается заключениями кадастрового инженера от 20.10.2015 г. N 01/201015, N 02/201015, N03/201015, N 04/201015, N05/201015, N 06/201015, N 07/201015, N 08/201015, N09/201015.
В обоснование заявленных требований общество указало, что имущество в качестве трансформаторных подстанций числилось в графе "оборудование", поэтому к плану приватизации не была приложена их пообъектная расшифровка.
В соответствии с абзацем 5 пункта 11 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится, как универсальный правопреемник, собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
План приватизации Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" содержит сведения о включении объектов имущества ЛЭП и подстанций 35 кВ и выше, а также ЛЭП 0,4 кВ (т. 1, л.д. 17).
Истец ссылается на то, что сведения о спорных трансформаторных подстанциях в план приватизации не включены, поскольку до 1992 года трансформаторные подстанции напряжением 10/6/0,4 кВ числились в балансе в графе "оборудование". В приложении N 3 акта оценки стоимости машин, оборудования и других основных средств по состоянию на 01.07.1992 к плану приватизации пообъектная расшифровка оборудования и машин не дана ввиду того, что в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством она не требовалась.
Полагая себя собственником спорных объектов недвижимости, общество обратилось в арбитражный суд с иском о признании права собственности.
Основания приобретения права собственности предусмотрены нормами главы 14 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные данным Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 5 пункта 11 постановления от 29.04.2010 Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 акционерное общество, созданное в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
На основании статьи 1 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (в редакции Закона от 05.06.1992) активы предприятий относятся к объектам приватизации.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 14.08.1992 N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического, комплекса в акционерные общества" преобразование предприятий, объединений, организаций, входящих в топливно-энергетический комплекс, в акционерные общества и их приватизация осуществляются в порядке, установленном специальными указами Президента Российской Федерации, учитывая особые условия эксплуатации единых систем электроэнергетики России, а также исключительную значимость топливно-энергетического комплекса для жизнедеятельности населения и народного хозяйства.
Такой особый порядок приватизации предприятий топливно-энергетического комплекса определен Указами Президента Российской Федерации от 15.08.1992 N 923, от 05.11.1992 N 1334 в целях повышения эффективности функционирования Единой энергетической системы Российской Федерации в условиях приватизации государственной собственности и распространялся, в том числе и на Краснодарское производственное объединение энергетики и электрификации "Краснодарэнерго", входившее в состав предприятий топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.
Порядок определения состава приватизируемого имущества установлен пунктом 1.3 Временных методических указаний по оценке стоимости основных объектов приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных предприятий в РСФСР", которым предусмотрено, что оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его полной инвентаризации, по итогам инвентаризации должны быть отрегулированы выявленные в ходе ее проведения расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета и отчетности, на выявленное по результатам инвентаризации не учтенное по балансу имущество заводятся инвентарные карточки, делаются записи в соответствующих бухгалтерских документах, итоги оценки отражаются в соответствующих актах.
В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", состав и цена активов приватизируемого предприятия указывается в сделке приватизации. Составной частью сделки являются акты оценки имущества, в которых отражается состав приватизируемого имущества. При этом неправильное указание имущества в одном акте оценки вместо другого не может служить основанием для вывода о том, что это имущество не включено в состав приватизируемого. Если имеются бесспорные доказательства включения отдельных объектов движимого имущества в состав приватизируемого имущества, то эти объекты должны признаваться выкупленными в установленном порядке, даже если они в совокупности образуют недвижимость.
Материалами дела подтверждено, что спорные объекты не вошли в состав имущества, которое не подлежало приватизации.
Суду не представлены доказательства того, что в отношении спорного имущества установлен особый режим приватизации.
Документы, опровергающие данные доказательства ответчиками не представлены. Сведений о том, что указанные объекты недвижимости значатся в реестрах федеральной или муниципальной собственности, в материалах дела нет.
На основании изложенного, судом установлено, что преобразование Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" в акционерное общество осуществлялось в составе единого хозяйственного комплекса, все имущество, за исключением не подлежащего приватизации, было передано вновь созданному акционерному обществу - истцу по делу.
Данный вывод подтверждается совокупностью представленных в материалы дела непротиворечивых доказательств.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что у общества право собственности на спорные объекты возникло по основаниям, предусмотренным статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, исковые требования удовлетворены правомерно.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и сводятся к несогласию заявителем с выводами суда первой инстанции, положенных в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2016 г. по делу N А32-42817/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.В. Пономарева |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42817/2015
Истец: ПАО "Кубаньэнерго", ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ КУБАНИ
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ, ТУФА по УГИ по КК
Третье лицо: Администрации Лабинского городского поселения Лабинского райна, Администрация Андрюковского сельского поселения Мостовского района, АДМИНИСТРАЦИЯ АНДРЮКОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МОСТОВСКОГОРАЙОНА, Администрация Вознесенского сельского поселения Лабинского райно, Администрация Вознесенского сельского поселения Лабинского района, Администрация Губского сельского поселения Мостовского района, Администрация Губского сельского поселения Мостовскогор-на, Администрация Курганинского Городского Поселения Курганинского Района, Администрация Лабинского городского поселения Лабинского района, Администрация МО Лабинского района, Администрация Мостовского района, Администрация Мостовского р-на, Администрация муниципального образования Лабинский район, Администрация Унароковского сельского поселения Мостовского района, Администрация Унароковского сельского поселения Мостовского р-на, Администрация Шедокского сельского поселения Мостовского района, Администрация Шедского сельского поселения Мостовского р-на, Администрация Ярославского сельского поселения Мостовского района, Администрация Ярославского сельского поселения Мостовского р-на, Васильев Николай Иванович, Васильева Николай Иванович