Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 октября 2016 г. N Ф05-15286/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г.Москва |
|
29 июня 2016 г. |
Дело N А40-232153/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей Каменецкого Д.В., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола помощником судьи Артюковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу НОУ ВПО "Кабардино-Балкарский Институт Бизнеса"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 04.03.2016 по делу N А40-232153/2015 (148-1354), принятое судьей Нариманидзе Н.А.,
по заявлению НОУ ВПО "Кабардино-Балкарский Институт Бизнеса"
к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки
о признании незаконными приказов, предписания, результатов проверки,
при участии:
от заявителя: |
Мамбетов К.Б. по дов. от 20.10.2015 N 1825230, Хочуев А.И. по дов. от 12.10.2015 N 1825219; |
от ответчика: |
Хромушина В.Г. по дов. от 09.11.2015 N 01-273/11-01, Носков Е.А. по дов. от 19.01.2016 N 01-17/07-01; |
УСТАНОВИЛ:
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Институт управления" (далее - НОУ ВПО КБИБ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с требованиями к Федеральной службе в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор, ответчик) о признании незаконными приказа "О проведении внеплановой выездной проверки" N 1435 от 20.08.2015, предписания об устранении выявленных нарушений N 03-55-301/06-Л/3 от 27.08.2015, результатов внеплановой выездной проверки комиссии Рособрнадзора проведенной в период с 24.08.2015 по 27.08.2015, Приказа от 29.12.2015 N 2443 "О лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский Институт Бизнеса" (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст.49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 04.03.2016 вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, НОУ ВПО КБИБ обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Ответчиком представлены письменные возражения на апелляционную жалобу в порядке ст.81 АПК РФ.
В судебном заседании представители заявителя в полном объеме поддержали доводы апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, изложили свою правовую позицию по делу, просили отменить решение суда первой инстанции, поскольку считают его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчика поддержали решение суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, а также содержащиеся в ней требования считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изложили свою правовую позицию по делу, основанную на тезисах представленного суду письменного мотивированного отзыва в порядке ст.262 АПК РФ, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, согласно приказу Рособрнадзора N 1435 от 20.08.2015 в период с 24.08.2015 по 27.08.2015 была проведена проверка НОУ ВПО КБИБ.
По результатам проверки выявлены нарушения соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, а ректору НОУ ВПО КБИБ Хараеву Ф.А. было выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 03-55-301/06-Л/3 от 27.08.2015, в соответствии с которым на указанное лицо была возложена обязанность по устранению выявленных нарушений.
29.12.2015 Рособрнадзор издал оспариваемый приказ N 2443 "О лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский Институт Бизнеса".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения института в арбитражный суд.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также из п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, выслушав пояснения и аргументы представителей сторон Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда г.Москвы от 04.03.2016 по делу N А40-232153/2015.
Рособрнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере образования и палки, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 594 (далее - Положение о службе).
Согласно п.5.1 Положения о службе Рособрнадзор осуществляет федеральный государственный надзор в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, а также принятие мер по устранению последствий нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным организациям, и контроль за исполнением таких предписаний в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с п.5.2 Положения о службе Рособрнадзор осуществляет федеральный государственный контроль качества образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Пунктом 5.9. Положения о Службе к полномочиям Рособрнадзора отнесено лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, в том числе контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.
Пунктом 3 ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Законом об образовании в Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.93 Закона об образовании в Российской Федерации государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 5 ч.10 ст.19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что внеплановая выездная проверка лицензиата проводится на основании приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п.3 ч.2 ст.10 Закона N 294-ФЗ, п. 5 ч. 10 ст. 19 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности и на основании приказа Рособрнадзора от 18.02.2015 N 188 "О проведении внеплановых проверок образовательной организации высшего образования", утвержденного во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 23.12.2014 N ОГ-П8-9429, с учетом протокола заседания Межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования от 03.06.2014 N ДЛ-25/05пр в отношении НОУ ВПО КБИБ была проведена внеплановая выездная проверка на основании приказа Рособрнадзора от 20.08.2015 N 1435.
На официальном сайте Минобрнауки России размещен протокол заседания Межведомственной комиссии (копия прилагается), согласно которому (п. 5 протокола) Рособрнадзору поручено провести мероприятия по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций высшего образования и их лицензионному контроля в отношении образовательных организаций, указанных в приложениях к протоколу заседания Межведомственной комиссии.
Обозначенный протокол имеется в открытом доступе на официальном сайте Минобрнауки России. Согласно п.201 приложения N 2 к протоколу заседания Межведомственной комиссии НОУ ВПО КБИБ был включен в перечень образовательных организаций высшего образования, которые признаны по результатам мониторинга неэффективными, так как выполнил менее 4 показателей мониторинга эффективности.
Таким образом, оспариваемый приказ Рособрнадзора от 20.08.2015 N 1435 "О проведении внеплановой выездной проверки в отношении Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кабардино - Балкарский институт бизнеса" издан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и соответствует требованиям, установленным п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона N294-ФЗ, п. 5 ч. 10 ст. 19 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности.
Во исполнение приказа Рособрнадзора от 20.08.2015 N 1435 "О проведении внеплановой выездной проверки в отношении НОУ ВПО КБИБ была проведена внеплановая выездная проверка образовательной организации, по результатам которой составлен акт проверки от 27.08.2015 N 420/ВП/Л/З/К, в котором отражен ряд допущенных заявителем нарушений Положения о лицензировании образовательной деятельности.
Суд апелляционной инстанции учитывает, проверка была проведена в присутствии ректора НОУ ВПО КБИБ Хараева Ф.А., с предоставлением указанному лицу копии акта проверки от 27.08.2015 N 420/ВП/Л/З/К, о чем свидетельствует соответствующая отметка.
Пунктом 6 ст.93 Закона об образовании в Российской Федерации установлено, что в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.
Аналогичная норма закреплена в положениях Закона N 294-ФЗ, в соответствии с п.1 ст.17 которого в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
С учетом выявленных в ходе проведенной проверки нарушений законодательства Российской Федерации в области образования Рособрнадзор выдал НОУ ВПО КБИБ оспариваемое предписание от 27.08.2015 N 03-55-301/06-Л/З об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения - 27.11.2015.
Кроме того, судом установлено, что Рособрнадзора на основании п.90 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ по факту выявленных нарушений были составлены протоколы об административных правонарушениях N 420/ВП/Л/3/К-19.20.2 от 27.08.2015 и N 420 ВП/Л/3/К-19.30.1 от 27.08.2015.
По результатам рассмотрения обозначенных протоколов в совокупности с материалами дел об административных правонарушениях, НОУ ВПО КБИБ признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст. 19.20 и ч.1 ст. 19.30 КоАП РФ постановлениями Мирового судьи судебного участка N 16 Нальчикского судебного района от 15.09.2015 г.
Таким образом, оспариваемое предписание Рособрнадзора соответствует закону и при этом не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями п.1 ст.20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
При этом п.2 ст.20 Закона N 294-ФЗ установлен исчерпывающий перечень грубых нарушений.
Однако НОУ ВПО КБИБ не представил доказательств того, что при проведении выездной внеплановой проверки должностными лицами Рособрнадзора были допущены грубые нарушения установленных требований к организации и проведению проверок.
В силу ч.9 ст.93 Федерального закона "Об образовании в РФ" (в редакции действующей на момент проверки) в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. До истечения срока устранения выявленного несоответствия орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов.
В течение тридцати дней после получения уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия. Действие государственной аккредитации возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта, устанавливающего факт устранения выявленного несоответствия.
В случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.
На основании акта проверки Рособрнадзора от 27.08.2015 N 420/ВП/Л/З/К, руководствуясь нормой ст.93 Закона об образовании в Российской Федерации, а также в связи с тем, что НОУ ВПО КБИБ не были устранены выявленные несоответствия в части содержания и качества подготовки обучающихся, Рособрнадзором был издан приказ от 28.09.2015 N 1707 "О приостановлении Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский институт бизнеса" действия государственной аккредитации образовательной деятельности" (копия прилагается).
В данном приказе Рособрнадзор установил НОУ ВПО КБИБ срок для устранения несоответствий, указанных в акте проверки Рособрнадзора от 27.08.2015 N 420/ВП/Л/3/К.
По результатам проверки представленных заявителем документов и сведений был составлен акт по результатам проверки документов и сведений юридического лица от 25.11.2015 N 07-55-1172 и сделан вывод о неустранении выявленных несоответствий содержания и качества подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов (копия прилагается)
Таким образом, ответчик при издании оспариваемого НОУ ВПО КБИБ приказа N 2443 "О лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский Институт Бизнеса" Рособрнадзор, вопреки доводам апелляционной жалобы и аргумента представителей заявителя действовал в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и не допустил нарушения права и охраняемых законом интересов последнего.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Однако изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела или имели бы юридическое значение для принятия судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи, с чем апелляционная жалоба ЧОУ ВПО "Институт Управления" является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 04.03.2016 по делу N А40-232153/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-232153/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 октября 2016 г. N Ф05-15286/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: "Кабардино-Балкарский Институт Бизнеса", Мамбетов К. Б., НОУ ВПО Кабардино-Балкарский Институт Бизнеса
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Третье лицо: УФНС ПО МОСКВЕ