г. Воронеж |
|
30 июня 2016 г. |
Дело N А14-687/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Михайловой Т.Л.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Медрус": представители не явились, извещено надлежащим образом;
от Воронежской таможни: Шишиморовой О.В. - главного государственного таможенного инспектора правового отдела, доверенность N 0759/28 от 19.11.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медрус" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.04.2016 по делу N А14-687/2016 (судья Попова Л.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медрус" (ОГРН 1133668045257, ИНН 3662194480) к Воронежской таможне (ОГРН 1023601540830, ИНН 3664021807) о признании недействительным решения о непредставлении льготы по освобождению от уплаты НДС вотношении товара, задекларированного по ЭДТ N 10104080/191115/0011565,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Медрус" (далее- Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Воронежской таможне (далее - Таможня) о признании недействительным решения N 10104000/291215/0000338 от 29.12.2015 года о непредставлении льготы по освобождению от уплаты НДС в отношении товара, задекларированного Обществом по ЭДТ N 10104080/191115/0011565 (с учетом уточнения требований от 29.03.2016).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.04.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ООО "Медрус" обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Медрус" ссылается на то, что право на освобождение от уплаты НДС при ввозе товаров возникает у организации не в зависимости от предоставления в таможенный орган регистрационного удостоверения, а в силу того, что на таможенную территорию ввозится товар, не подлежащий налогообложению.
Также Общество полагает, что подпункт 2 статьи 150 НК РФ содержит отсылку лишь к перечню товаров, не подлежащих налогообложению при ввозе (п.п. 1 п.2 ст.149 НК РФ), а не к условиям применения перечня этих товаров. Тогда как таможенный орган в любом случае имел возможность в рамках реализации своих полномочий (п.2 ст.98 ТК ТС) запросить у декларанта необходимые для таможенного контроля документы и сведения, чего сделано не было.
В представленном отзыве Воронежская таможня возражает против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
По мнению таможенного органа, декларантом при ввозе товара "кресло - коляска для инвалидов с электроприводом, модель ORTONICA" не соблюдены условия предоставления льготы, предусмотренной п.2 ст.150 и п.п.1 п.2 ст.149 НК РФ. Анализ сведений, содержащихся в ЭДТ N 10104080/191115/0011565, позволил таможне сделать вывод (исходя из буквенного кода "ГГ" в графе 36) о том, что Обществом заявлена льгота как в отношении технического средства, которое может быть использовано исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов (абз.4 п.п.1 п.2 ст.149 НК РФ). Однако для применения данной льготы коды по ТН ВЭД ЕАЭС и ОКП не соотносятся с наименованием товара. Применение льготы применительно к абз. 1 п.п.1 п.2 ст.149 НК РФ возможно при представлении в таможенный орган регистрационного удостоверения на медицинское изделие, которое на момент ввоза у Общества отсутствовало.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 29.06.2016.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав пояснения представителя таможни, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных ООО "Медрус" требований, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Медрус" в рамках внешнеэкономического контракта от 25.10.2013 N 001 GM ввезло на таможенную территорию товар - "кресло - коляска для инвалидов с электроприводом, модель ORTONICA - 205 шт., страна происхождения - Китай".
19.11.2015 ООО "Медрус" на Воронежский северо-восточный таможенный пост Воронежской таможни была подана электронная декларация на товары - ЭДТ N 10104080/191115/0011565, для совершения таможенных операций в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
В ЭДТ N 10104080/191115/0011565 в графе 31 декларант указал наименование ввозимого товара - "кресло - коляска для инвалидов с электроприводом, модель ORTONICA - 205 шт., код ОКП 94 5150, соответствует ГОСТ Р 50444-92 (разд, 3, 4), ГОСТ Р 51081-97". Страна происхождения - Китай.
Товар был классифицирован обществом в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в товарной подсубпозиции 8713 90 000 0 "коляски для людей, не способных передвигаться, оснащенные или не оснащенные двигателем или другими механическими устройствами для передвижения - прочие".
Согласно Общероссийскому классификатору продукции ввезенный товар отнесен к продукции с кодом ОКП 94 5150 - "средства перемещения и перевозки медицинские (носилки, тележки и др.)".
В графе 36 ЭДТ N 10104080/191115/0011565 заявителем было указан код льготы в соответствии с классификатором льгот по уплате таможенных платежей - "ОООО-ГГ" - "освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию технических средств, включая автотранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов".
20.11.2015 должностным лицом Воронежского северо-восточного таможенного поста Воронежской таможни принято решение о выпуске товара; предоставлении льгот по уплате НДС ввезенного по ЭДТ N 10104080/191115/0011565 товара.
В ходе проверки в порядке ведомственного контроля законности и обоснованности решения Воронежского северо-восточного таможенного поста Воронежской таможни о предоставлении льгот по уплате НДС в отношении ввезенного по ЭДТ N 10104080/191115/0011565 товара (кресло -коляска для инвалидов с электроприводом, модель ORTONICA) Воронежской таможней было установлено, что решение принято в нарушение п.2 ст.74 ТК ТС, п/п 1 п.2 ст.149 НК РФ, п.2 ст.150 НК РФ.
По итогам проверки в порядке ведомственного контроля начальником Воронежской таможни Романовским В.А. 28.12.2015 было принято решение N 10104000/281215/35, согласно которому решение Воронежского северо-восточного таможенного поста Воронежской таможни о предоставлении льгот по уплате НДС в отношении товара, задекларированного ООО "Медрус" по ЭДТ N 10104080/191115/0011565 признано не соответствующим требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и отменено.
В связи с принятием 28.12.2015 решения N 10104000/281215/35 в порядке ведомственного контроля об отмене решения нижестоящего таможенного органа (Воронежского северо-восточного таможенного поста Воронежской таможни) и в соответствии с п/п "а" п.11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, Воронежской таможней 29.12.2015 было принято решение N 10104000/291215/0000338, согласно которому декларанту (ООО "Медрус") в срок 10 рабочих дней со дня получения решения предписано внести изменения в ЭДТ N 10104080/191115/0011565:
- в графу 36: вместо ОООО-ГГ указать ОООО-ОО;
- в графу 44: вместо 07011-5010-117-ФЗ (пп2 ст.150) от 05.08.2000 НК РФ, 07011-5010-1031-Р от 06.11.2001 Распоряжение ГТК России, 07011-5010-1042 от 30.09.2015 Постановление правительства РФ - отсутствие записи;
- в графу 47: вместо 5010-14416889.73-18%-2595040.15-643-УН, 5010 УМ указать 5010-14416889.73-18%-2595040.15-643-ИУ;
- в графу "В" внести: 5010-2595040.15-БН.
Суть указанных изменений сводится к тому, чтобы декларант указал в ЭДТ сведения о том, что спорный товар ввозится без применения льготы по освобождению от уплаты НДС.
ООО "Медрус" не согласилось с решением таможенного органа от 29.12.2015 N 10104000/291215/0000338, что и явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции поддержал доводы таможни о несоблюдении декларантом условий предоставления льготы, предусмотренной п.2 ст.150 и п.п.1 п.2 ст.149 НК РФ. Суд первой инстанции указал, что для предоставления заявленной декларантом льготы в отношении технического средства, которое может быть использовано исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов (код "ГГ") необходимо одновременное соответствие наименования товара и кода в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и ОКП, тогда как в представленной декларантом ЭДТ N 10104080/191115/0011565 такое несоответствие допущено.
Кроме того, суд первой инстанции исходил из того, что при таможенном декларировании регистрационное удостоверение на медицинское изделие в таможенный орган представлено не было, в связи с чем, основания для предоставления льготы по НДС отсутствовали.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с приведенным выводом суда первой инстанции, руководствуясь при этом следующим.
В соответствии со статьей 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, относится к таможенным платежам.
Согласно п.2 ст.74 ТК ТС льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктом 2 статья 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в частности:
- важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий (абз. 2). Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники);
- технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов (абз. 4).
Таким образом, для применения льготы по НДС при ввозе товаров, необходимо, чтобы ввозимый товар был указан в соответствующем разделе утвержденного Правительством РФ перечня, а также, в случае прямого указания (абз.2 подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ) наличие и представление в отношении отдельных видов товара соответствующих регистрационных документов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость.
В разделе I. "Важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия" перечня в пункт 19 включены кресла-коляски и тележки для инвалидов (в том числе с ручным приводом, электроприводом, велоприводом, микропроцессорным управлением), указаны код ОКП 94 5150 и код ТН ВЭД ЕАЭС 8713 90 000 0.
Также в разделе III. "Технические средства, включая автомототранспорт и материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов" в пункт 23 включены мотоколяски, указаны код ОКП 452241 и код ТН ВЭД ЕАЭС 8713 90 000 0.
Согласно имеющейся в материалах дела технической документации (т.1 л.д. 123) спорный товар является креслом-коляской для инвалидов с электроприводом. В отношении указанного товара имеется Декларация о соответствии от 24.12.2014 г. (т.1 л.д.122), в которой указаны коды ОКП 94 5150 и код ТН ВЭД ЕАЭС8713 90 000 0, соответствующие наименованию товара, указанному в пункте 19 Перечня "кресла-коляски и тележки для инвалидов (в том числе с ручным приводом, электроприводом, велоприводом, микропроцессорным управлением)".
Эти же коды указаны декларантом в ЭДТ N 10104080/191115/0011565.
Таким образом, какого-либо несоответствия наименования ввезенного товара, указанного в ЭДТ N 10104080/191115/0011565 кодам ОКП и ТН ВЭД ЕАЭС, указанным в ней же декларантом, не допущено. Правильность указания кодов таможенным органом не оспаривается.
Вместе с тем, в графе 36 этой же декларации декларантом был указан код заявленной льготы ОООО-ГГ, что согласно Классификатору льгот по уплате таможенных платежей соответствует освобождению от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию технических средств, включая автотранспорт, материалов, которые могут быть использованы исключительно для профилактики или реабилитации инвалидов (п.4.4.1.Классификатора). Данный код соответствует льготе, указанной в абз.4 подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Таким образом, при декларировании декларантом в ЭДТ N 10104080/191115/0011565 в графе 36 был указан код льготы, не соответствующий виду ввозимого товара. Об этом свидетельствуют последующие действия декларанта по корректировке ЭДТ N 10104080/191115/0011565, произведенное ООО "Медрус" 29.12.2015. Корректировка заключалась в изменении сведений в элементе 4 графы 36 ЭДТ "Преференция" с буквенного кода "ОООО-ГГ" на буквенный код "ОООО-ХТ" (освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимой в Российскую Федерацию важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники).
Данное обращение было зарегистрировано таможней 29.12.2015 за N 2740, то есть в день принятия оспариваемого решения, однако, при его вынесении должным образом таможней не учтено.
Указанное обращение о корректировке от 29.12.2015 было рассмотрено Воронежским северо-восточным таможенным постом Воронежской таможни 30.12.2015 г., изменения в декларацию относительно кода льготы внесены.
Тот факт, что впоследствии данное решение также было отменено в порядке ведомственного контроля 11.03.2016, как и факт его неоспаривания декларантом в судебном порядке при рассмотрении настоящего дела правового значения не имеют.
В данном случае имеет значение сам факт приведения декларантом в соответствие первоначально заявленных в ЭДТ N 10104080/191115/0011565 наименования ввозимого товара - кресло-коляска для инвалидов с электроприводом, кодов ОКП 94 5150 и ТН ВЭД ЕАЭС8713 90 000 0 коду льготы "ОООО-ХТ" (освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимой в Российскую Федерацию важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники).
Указанные обстоятельства подлежали выявлению и оценке при принятии Воронежской таможней оспариваемого решения.
Статьей 24 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрена возможность отмены (изменения) в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего таможенного органа вышестоящим таможенным органом.
В этой же статье указано, что в случае, если после отмены (изменения) в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела требуется принятие нового решения в области таможенного дела, такое решение принимается уполномоченным таможенным органом в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в сроки, установленные для проведения таможенного контроля.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела указанное означает, что вышестоящий таможенный орган не должен ограничиваться выявлением формального несоответствия сведений, заявленных при декларировании товара, а должен, проведя соответствующую проверку, установить, облагается ли ввоз декларируемого товара НДС, либо нет, имеются ли у декларанта необходимые для подтверждения льготы документы. Для этого у таможенного органа имеются полномочия по получению необходимых для таможенного контроля документов и сведений, предусмотренные, в частности, пунктом 2 статьи 98 ТК ТС.
При принятия решения N 10104000/291215/0000338 от 29.12.2015 года о непредставлении льготы по освобождению от уплаты НДС в отношении товара, задекларированного Обществом по ЭДТ N 10104080/191115/0011565 Воронежская таможня с учетом выявленных в ходе ведомственного контроля противоречий в заполнении ЭДТ не предложила Обществу представить пояснения и документы и конкретизировать либо код налоговой льготы, либо код товара по ОКП.
Из имеющихся в деле документов и пояснений следует, что Общество претендует на льготу, предусмотренную абз.2 подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Данная льгота сформулирована следующим образом: не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в частности:
- важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий (абз. 2). Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники);
Таким образом, для применения указанной льготы помимо того, что медицинское изделие должно быть предусмотрено перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, необходимо наличие и представление регистрационного удостоверения.
В материалы дела Обществом представлено регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 7.12.2015 N РЗН 2015/3369 (т.1 л.д.59). Данное регистрационное удостоверение выдано в отношении медицинского изделия - коляски инвалидные с электроприводом OrtonicaPulse. В приложении к данному удостоверению перечислены варианты (модели) исполнения изделия.
Таким образом, принимая во внимание, что ввезенный Обществом товар- кресло -коляска для инвалидов с электроприводом, модель ORTONICA относится к важнейшим и жизненно необходимым медицинским изделиям, поименован в пункте 19 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 код ОКП94 5150 и код ТН ВЭД ЕАЭС8713 90 000 0, в отношении данного товара у Общества имеется удостоверение на медицинское изделие от 7.12.2015 N РЗН 2015/3369, Общество имеет право на освобождение от уплаты НДС при ввозе указанного товара на таможенную территорию.
Отсутствие у Общества регистрационного удостоверения на момент представления декларации на товар 19.11.2015 применительно к предмету настоящего спора (решение Воронежской таможни N 10104000/291215/0000338 от 29.12.2015) не может являться основанием к отказу в предоставлении спорной льготы. На момент принятия оспариваемого решения необходимые документы у Общества имелись, однако таможенный орган не реализовал свои полномочия по их истребованию у декларанта.
В силу ч.5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Принимая во внимание, что отказ Воронежской таможни в предоставлении Обществу освобождения от уплаты НДС по результатам мероприятий внутриведомственного контроля основан исключительно на установлении противоречий в представленной Обществом ЭДТ N 10104080/191115/0011565 в отношении кода заявленной льготы, кодам ОКП и ТН ВЭД ЕАЭС и наименованию ввезенного товара, без установления фактического права Общества на использование льготы при наличии подтверждающих документов, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявленные ООО "Медрус" требования подлежат удовлетворению, а решение Воронежской таможни N 10104000/291215/0000338 от 29.12.2015 о непредставлении льготы по освобождению от уплаты налога на добавленную стоимость в отношении товара, задекларированного ООО "Медрус" по ЭДТ N 10104080/191115/0011565 - признанию недействительным.
Одновременно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.04.2016 по делу N А14-687/2016 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя.
Учитывая результат рассмотрения дела, понесенные заявителем расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой инстанции в сумме 3000 руб. и в сумме 1500 за рассмотрение дела апелляционным судом подлежат взысканию в пользу ООО "Медрус" с Воронежской таможни.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медрус" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.04.2016 по делу N А14-687/2016 отменить.
Признать недействительным решение Воронежской таможни N 10104000/291215/0000338 от 29.12.2015 о непредставлении льготы по освобождению от уплаты налога на добавленную стоимость в отношении товара, задекларированного ООО "Медрус" по ЭДТ N 10104080/191115/0011565.
Обязать Воронежскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Медрус".
Взыскать с Воронежской таможни (ОГРН 1023601540830, ИНН 3664021807) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Медрус" (ОГРН 1133668045257, ИНН 3662194480) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Скрынников |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-687/2016
Истец: ООО "Медрус"
Ответчик: Воронежская таможня
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3969/16
11.07.2017 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2839/16
02.05.2017 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2839/16
02.11.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3969/16
30.06.2016 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2839/16
05.04.2016 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-687/16