г. Санкт-Петербург |
|
28 июня 2016 г. |
Дело N А56-84773/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Ершовой Е.И.,
при участии:
от истца: Семенова Н.И., доверенность от 20.01.2016; Коваленко А.А., доверенность от 01.12.2015;
от ответчиков: 1) Минкевич Ю.Б., доверенность от 06.02.2016; 2) Минкевич Ю.Б., доверенность от 25.02.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-12125/2016, 13АП-12126/2016) Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" и Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 марта 2016 года по делу N А56-84773/2015 (судья Золотарева Я.В.), принятое
по иску Муниципального предприятия коммунального хозяйства "Водоканал городского округа "Город Калининград" (ОГРН: 1023900591626, ИНН: 3903009923)
к
1.Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа"
2. Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании 15 047 990 рублей 10 копеек,
установил:
Муниципальное предприятие коммунального хозяйства "Водоканал городского округа "Город Калининград" (далее - Организация ВКХ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с уточненным иском о взыскании с Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" (далее - Учреждение) 15 047 990 рублей 10 копеек задолженности за оплату услуг ПДК и негативное воздействие на системы ЦВС за период с июля 2015 года по сентябрь 2015 года, а в случае отсутствия или недостаточности денежных средств у Учреждения - о взыскании указанных сумм в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерство) за счет средств казны Российской Федерации.
Решением от 25.03.2016 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области иск удовлетворил.
На указанное решение ответчиками поданы апелляционные жалобы, в которых, указывая на неправильное установление судом фактических обстоятельств дела, просит судебный акт отменить. По мнению подателей апелляционных жалоб, судом необоснованно приняты в качестве надлежащих доказательств акты проб сточных вод, составленного в отсутствие надлежащего извещения об отборе проб.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 06.06.2015 между Предприятием (организацией водопроводно-канализационного хозяйства) и Учреждением (абонентом) заключен договор N 2 холодного водоснабжения и водоотведения (далее - договор), по условиям которого Предприятие обязалось подавать учреждению через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую воду) и осуществлять прием сточных вод учреждения от канализационных выпусков в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водных объект, а учреждение обязалось, в числе прочего, соблюдать нормативы по объему и составу отводимых сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, предусмотренных договором.
Подпункт "е" пункта 14 договора обязывает Абонента производить оплату по настоящему договору в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим договором, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту.
Текст договора, включая названное условие, соответствует типовому договору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".
В пункте 69 договора стороны указали, что действие договора распространяется на отношения, возникшие между сторонами с 15.01.2015; задолженность за оказание услуг водоснабжения и водоотведения, за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ, возникшая в период действия договора с 15.01.2015 по дату заключения договора возлагается на Учреждение.
В Приложении 6 к договору сторонами согласованы сведения о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента. Предприятие, или по его поручению транзитная организация, осуществляющая транспортировку сточных вод абонента вправе осуществлять контроль за соблюдением абонентом установленных ему нормативов водоотведения, взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (подпункты "р", "с" пункта 12, подпункт "д" пункта 13, договора).
Судом установлено, что в период с июля 2015 года по сентябрь 2015 года Организация ВКХ осуществляла отбор проб сточных вод, отводимых абонентом в системы канализации, о чем составлены соответствующие акты. Взятые пробы сточных вод переданы истцом в Центральную лабораторию МУП КХ "Водоканал", по результатам лабораторного исследования проб сточных вод установлено превышение нормативных показателей допустимой концентрации загрязняющих веществ, о чем составлены соответствующие протоколы результатов анализов проб сточных вод.
Акты отбора проб и соответствующие протоколы исследований, результаты которых отражены в извещениях, направлены абоненту.
На основании актов отбора проб сточных вод, протоколов анализа проб сточных вод и составленных расчетов платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов, Организация ВКХ выставила абоненту к оплате счета за период с июля 2015 года по сентябрь 2015 года на общую сумму 15 047 990 рублей 10 копеек.
Поскольку Учреждение не оплатило счета, претензию в части погашения задолженности за ПДК не исполнило, Организация ВКХ обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалоб в силу следующего.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) регулируют отношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства, в сфере водоснабжения и водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод. На основании пункта 111 Правил N 644 Абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно п. 113 Правил N 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно приложению N 2 и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3. За негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения (за превышение максимально допустимых концентраций (МДК) начисление производится на основании Раздела VII Правил 644.
Пунктом 118 Правил 644 установлено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
В силу пункта 119 Правил 644 Абоненты ежеквартально (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представляют в организацию, осуществляющую водоотведение, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, приведенной в пункте 123 настоящих Правил, в виде документа, составленного согласно приложению N 5. Плата вносится абонентом ежемесячно на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение. При этом объем сточных вод учитывается в соответствии с условиями заключенных договоров.
В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании декларации о составе и свойствах сточных вод. В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и декларации о составе и свойствах сточных вод расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании результатов контрольных проб сточных вод.
В соответствии с пунктом 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
В подтверждение факта сброса абонентом в систему канализации сточных вод, в которых концентрация загрязняющих веществ превышает установленные нормативы, Организацией ВКХ представлены акты отбора проб и соответствующие протоколы исследований, результаты которых отражены в извещениях направленных Учреждению.
Расчет платы производился на основании Постановления Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310, решения окружного Совета депутатов города Калининграда от 19.12.2007 N 435, Постановления Правительства РФ от 12.06.2003 г. N 344 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 N 410, Постановления Правительства Калининградской области от 25.09.2007 г. N 563), Постановления Администрации городского округа город Калининград от 13.05.2014 г. N 676 "Об утверждении компенсационного коэффициента, учитывающего дополнительные затраты МУП КХ "Водоканал" по вынужденному приему сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в систему канализации".
Таким образом, поскольку факт сброса Учреждением загрязняющих веществ за спорный период подтвержден материалами дела, абонент доказательств погашения задолженности суду не представил, требование о взыскании задолженности за превышение концентраций вредных веществ в воде (ПДК) и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (ЦСВ) за период с за период с июля 2015 года по сентябрь 2015 года обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы подателей апелляционных жалоб рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены как необоснованные.
Контроль соблюдения абонентами установленных нормативов водоотведения осуществляет принимающая организация. Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод абонента устанавливается принимающей организацией в зависимости от результатов анализов предыдущего контроля, выполнения планов водоохранного строительства, но не реже одного раза в три месяца. Результаты анализов действительны до следующего планового контроля. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода (месяца), в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб (п. 9 Постановления Правительства Калининградской области N 563).
Процедура отбора проб соблюдена полностью, лабораторный анализ отобранных проб проведен в аккредитованной лаборатории МУП КХ "Водоканал". Расчеты платы выполнены в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Пробы, отобранные в период с 01.07.2015 по 03.07.2015 отбирались истцом с уведомлением ОАО "Славянка", поскольку договор заключен сторонами позднее и основания для извещения ответчика отсутствовали: заключая договор, ответчик принял на себя обязательство по оплате долга за ОАО "Славянка". В материалы дела представлены телефонограммы об отборе проб.
Согласно Письму Росприроднадзора от 09.07.2015 N АА-06-01-36/11748 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" указанная норма означает, что с 1 июля 2015 года абоненты централизованных систем водоотведения, подлежащие нормированию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов", вносят плату за негативное воздействие (в части платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты) напрямую в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а не организациям водопроводно-коммунального хозяйства.
Действие части 1 статьи 28 приостановлено до 1 января 2019 года Федеральным законом от 13.07.2015 N 221-ФЗ.
В связи с тем, что Министерство является собственником имущества Учреждения и главным распорядителем средств Федерального бюджета, предусмотренных на содержание и реализацию его полномочий, суд первой инстанции правомерно привлек Российскую Федерацию в лице Министерства обороны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности, в соответствии с нормами статей 120, 125, 126, 399 ГК РФ, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", подпункта 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта, нормы материального и процессуального права применены верно, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2016 по делу N А56-84773/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-84773/2015
Истец: Муниципальное предприятие коммунального хозяйства "Водоканал городского округа "Город Калининград"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства Обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа"
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34039/16
04.10.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8560/16
28.06.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12125/16
25.03.2016 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-84773/15