г. Киров |
|
01 июля 2016 г. |
Дело N А82-14318/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой С.Г.
судей Малых Е.Г., Савельева А.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков Департамента жилищно-коммунального комплекса Ярославской области, администрации Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.03.2016 по делу N А82-14318/2015, принятое судом в составе судьи Систеровой Н.А.
по иску муниципального учреждения "Отдел строительства и капитального ремонта" Тутаевского муниципального района (ИНН: 7611014000, ОГРН: 1037601800280)
к Департаменту жилищно-коммунального комплекса Ярославской области (ИНН: 7604040739, ОГРН: 1027600689621), администрации Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области (ИНН: 7611018808, ОГРН: 1097611000783),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент финансов администрации Тутаевского муниципального района,
о взыскании задолженности,
установил:
муниципальное учреждение "Отдел строительства и капитального ремонта" (далее - истец, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области к Департаменту жилищно-коммунального комплекса Ярославской области (далее - ответчик, Департамент), администрации Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области (далее - ответчик, Администрация) с иском о взыскании 4 356 976 руб. 84 коп., в том числе в порядке регресса с Департамента - 3 485 581 руб. 47 коп. (80% от объема финансирования по соглашению), с Администрации - 871 395 руб. 37 коп. (20% от объема финансирования по соглашению).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 15.03.2016 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик Департамент обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указал, что применение статей Гражданского кодекса Российской Федерации о надлежащем исполнении обязательств неправильно, поскольку Департамент является главным распорядителем бюджетных средств областного бюджета, правоотношения с участниками бюджетного процесса регулируются бюджетным законодательством, и принятыми региональными актами (Программой и Методиками). Статья 78 БК РФ применена неправильно. В 2014 году Администрация уведомила о завершении строительства скважины, при этом документация в бухгалтерию не передана, в связи с чем кредиторская задолженность по данным бухгалтерского учета отсутствует. Право требования оплаты выполненных работ по строительству объекта возникло у ООО "Стандарт" в ноябре 2013 года, то есть за пределами финансового года, в котором средства субсидии были предусмотрены областным и местными бюджетами.
Не согласившись с принятым решением, ответчик Администрация также обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, иск оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация указала, что оснований для удовлетворения иска не было, так как денежные средства были запланированы Администрацией в 2012 году. В связи с отсутствием заявок в 2012 году на получение денежных средств, они были реализованы и предоставлены администрации для дальнейшей реализации региональной программы. С 01.01.2015 организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом в границах поселения относится к вопросам местного значения Тутаевского муниципального района. Построенная скважина является собственностью Тутаевского муниципального района, на балансе Администрации никогда не стояла.
Истец в отзыве на апелляционные жалобы указал, что не может быть прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство. Полагает применение Постановления Ярославской области от 02.03.2015 N 204 обоснованным, так как судебное разбирательства по данному спору осуществлялось в 2015 году. Истец является бюджетным учреждением, учредителем которого является Администрация. Учреждение осуществляет свою деятельность за счет средств бюджета Тутаевского муниципального района. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Третье лицо Департамент финансов в отзыве на апелляционные жалобы указал, что администратором доходов бюджета района в части компенсации спорных затрат будет являться Администрация Тутаевского муниципального района в порядке, установленном для кассового исполнения бюджета Тутаевского муниципального района. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 15.03.2016 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании, состоявшемся с использованием систем видео-конференцсвязи 21.06.2016, представители ответчиков поддержали требования апелляционных жалоб.
После объявленного в судебном заседании перерыва стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Истец направил в суд ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156, пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей сторон.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
24.07.2012 между Департаментом жилищно-коммунального комплекса Ярославской области, являющегося главным распорядителем бюджетных средств областного бюджета, и администрацией Тутаевского муниципального района, в соответствии с Законом Ярославской области от 23.12.2011 N 50-з "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", региональной программой "Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Ярославской области" на 2012-2017 годы, утверждённой постановлением Правительства области от 29.02.2012 N 145-п "О региональной программе "Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Ярославской области" на 2012-2017 годы и признании утратившим силу постановления Правительства области от 12.11.2009 N1101-п" (далее - Программа), заключено Соглашение N 12 об осуществлении совместных действий по организации строительства и реконструкции объектов, включенных в Программу, в том числе предоставление субсидии из областного бюджета муниципальным образованиям области на реализацию мероприятий Программы (далее - субсидия) в части строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения (пункт 1.1 соглашения).
Согласно пунктам 1.2, 1.3 Соглашения перечень мероприятий, финансируемых за счёт средств областного бюджета, бюджета муниципального района (далее - район) и бюджетов сельских и городского поселений, указанных в форме 1 приложения к Соглашению (далее - поселения), в 2012 году прилагается к Соглашению и является его неотъемлемой частью. В отношении объектов муниципальной собственности поселений Соглашение является основанием для заключения Администрацией аналогичных соглашений с поселениями.
16.08.2012 между Администрацией Тутаевского муниципального района и Администрацией Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области, в целях реализации областной целевой программы "Развития водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Ярославской области" на 2012-2017 годы заключено Соглашение о предоставлении в 2012 году из бюджета Администрации Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области бюджету Тутаевского муниципального района Ярославской области межбюджетных трансфертов на финансирование мероприятий областной целевой программы "Развития водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Ярославской области" на 2012-2017 годы.
Предметом Соглашения является осуществление совместных действий сторон по реализации в 2012 году мероприятий Программы и перечисление Администрацией поселения межбюджетных трансфертов в бюджет Тутаевского муниципального района в сумме 7 055 200 руб. на реализацию мероприятий Программы.
Согласно пункту 1.2 Соглашения перечень мероприятий, финансируемых за счет средств МБТ из бюджета поселения, прилагается к Соглашению и является его неотъемлемой частью.
На строительство артезианской скважины в пос.Микляиха Тутаевского муниципального района заложены объемы капитальных вложений на 2012 год: средства областного бюджета - 5 644 000 руб., средства бюджета поселения - 1 411 200 руб. (приложение N 3 к Соглашению).
Предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области в бюджет Тутаевского муниципального района осуществляется в порядке межбюджетных отношений в рамках Программы после подписания Соглашения.
Согласно пункту 5.1 Соглашение N 3 от 16.08.2012 действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по нему.
21.11.2012 между МУ "Отдел строительства и капитального ремонта" Тутаевского МР и ООО "Стандарт" был заключен гражданско-правовой договор N 19, в соответствии с которым ООО "Стандарт" приняло обязательство по выполнению комплекса работ на объекте "Строительство артезианской скважины N 2 для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд пос.Микляиха Тутаевского муниципального района" (пункт 1.1 договора). МУ "Отдел строительства и капитального ремонта" Тутаевского МР обязалось принять и полностью оплатить выполненные работы (пункт 1.1 договора).
Подрядчик исполнил обусловленные договором от 21.11.2012 работы.
МУ "Отдел строительства и капитального ремонта" Тутаевского МР в надлежащем порядке приняло результат работ без претензий, стоимость исполненных подрядчиком работ согласно указанным документам составила 3 931 440 руб.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 15.05.2015 по делу N А82-925/2015 исковые требования подрядчика удовлетворены в части, с МУ "Отдел строительства и капитального ремонта" Тутаевского МР в пользу ООО "Компания Капитал-строй" (по договору цессии от 09.11.2013) взыскана задолженность в размере 3 931 140 руб., неустойка в размере 312 427 руб. 35 коп., 44 619 руб. 82 коп. расходы по уплате госпошлины, начислены проценты.
Впоследствии МУ "Отдел строительства и капитального ремонта" Тутаевского МР направил ответчикам претензии о выплате денежных средств (субсидии) по Соглашениям N 12 и N 3: с Департамента - 3 485 581 руб. 47 коп. (80% от объема финансирования), с Администрации - 871 395 руб. 37 коп. (20% от объема финансирования).
Отказ ответчиков выплатить денежные средства за выполненные работы явился основанием для обращения МУ "Отдел строительства и капитального ремонта" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии обязанности ответчиков по предоставлению истцу субсидий на основании вышеуказанных соглашений, в связи с чем частично удовлетворил заявленные требования.
Однако, оценив и исследовав доказательства по настоящему делу, представленные материалы и доводы сторон, суд второй инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.
Согласно статьей 6 БК РФ межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса;
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (часть 1 статьи 139 БК РФ).
В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего спора установлено, что истец, являясь бюджетным учреждением, ссылаясь на вышеуказанные соглашения от 24.07.2012 N 12, от 16.08.2012 N 3, считает, что ответчики в порядке регрессного требования обязаны возместить понесенные им расходы, связанные с исполнением договора подряда, осуществленного в интересах муниципального образования.
Однако установлено, что истец стороной указанных соглашений не является, следовательно, данные соглашения не могут влиять на его права и обязанности.
Указание в соглашении от 16.08.2012 N 3 на определение истца в качестве уполномоченного органа Администрации Тутаевского муниципального района для осуществления взаимодействия с Администрацией поселения по вопросам реализации мероприятий Программы и распределителя средств местного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством, не свидетельствует о наделении истца полномочиями на обращение в суд с заявленными требованиями.
В силу установленных требований закона и установленного бюджетным законодательством порядка распоряжения средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации истцу как бюджетному учреждению не предоставлено право заявления требований к бюджетам иного уровня о компенсации понесенных им в связи с исполнением договора расходов.
При совокупности вышеизложенного, суд второй инстанции пришел к выводу, что правовые и фактические основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют, в связи с чем апелляционные жалобы ответчиков подлежат удовлетворению, судебное решение - отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.
Согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Основаниями для отмены обжалуемого решения являются несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права (пункты 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционные жалобы ответчиков Департамента жилищно-коммунального комплекса Ярославской области, администрации Константиновского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.03.2016 по делу N А82-14318/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований муниципального учреждения "Отдел строительства и капитального ремонта" Тутаевского муниципального района отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.Г. Полякова |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-14318/2015
Истец: Муниципальное учреждение "Отдел строительства и капитального ремонта" Тутаевского муниципального района
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КОНСТАНТИНОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТУТАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ, Департамент жилищно-коммунального комплекса Ярославской области
Третье лицо: Департамент финансов администрации Тутаевского муниципального района