город Ростов-на-Дону |
|
01 июля 2016 г. |
Дело N А53-32114/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ковалевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Машневым А.Э.,
при участии:
от истца: представитель Лагерева М.В., паспорт, доверенность N 172 от 01.07.2015;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом (извещение N 34400299818336);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 02.02.2016 по делу N А53-32114/2015
по иску публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону"
(ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023)
к муниципальному казенному учреждению города Новошахтинска "Управление жилищно-коммунального хозяйства"
(ИНН 6151018177, ОГРН 1126182006279)
о взыскании 139 773,82 руб.,
принятое в составе судьи Бирюковой В.С.
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к муниципальному казенному учреждению города Новошахтинска "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ответчик) о взыскании 139 773,82 руб. задолженности по оплате за услуги по ограничению (возобновлению) режима потребления. Исковые требования мотивированы систематической неоплатой электроэнергии, введением в отношении ответчика ограничения режима потребления электроэнергии, наличием задолженности за услуги по ограничению (возобновлению) режима потребления в сумме 139 773,82 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 02.02.2016 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего уведомления ответчика о планируемом введении ограничения режима потребления электрической энергии.
Не согласившись с принятым судебным актом публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на наличие в материалах дела уведомлений о планируемом ограничении режима потребления электроэнергии с отметками о вручении представителю потребителя и соблюдении требований пункта 15 Правил N 442. Кроме того, истец указывает на направление претензий N 15130 и N 15132 от 13.11.2015 с требованием оплаты услуг по введению режима ограничения (возобновления) режима потребления.
В отзыве на апелляционную жалобу муниципальное казенное учреждение города Новошахтинска "Управление жилищно-коммунального хозяйства" просило решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.02.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие сообщений о месте, времени и сборе представителей для проведения процедуры введения ограничения подачи электроэнергии, а также отсутствие акта о введении ограничения режима потребления электрической энергии.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечил. Истец поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, представил письменные пояснения к апелляционной жалобе со ссылками на листы дела.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" (гарантирующий поставщик, право-предшественник истца) и муниципальным казенным учреждением города Новошахтинска "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (потребитель) заключен договор энергоснабжения N 270400087 от 12.01.2015 г. (т.1, л.д. 6-18). Предметом договора является продажа электрической энергии, а также самостоятельное или через привлечение третьих лиц обеспечение передачи электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей Гарантирующим поставщиком, прием и оплата электрической энергии и оказанных услуг Потребителю на условиях и в количестве, определенных договором (п. 2.1 договора).
Порядок оплаты за поставленную электрическую энергию и мощность предусмотрен разделом 6 договора. Пунктом 7.2. договора установлено, что в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по договору потребитель несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 82 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии"(вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, обязаны оплачивать стоимость электрической энергии (мощности) в установленные в постановлении сроки, конечный срок оплаты до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В связи с неисполнением ответчиком условий договора в части оплаты потребленной электрической энергии по инициативе ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" в отношении ответчика вводилось ограничение режима потребления электроэнергии в соответствии с договором, согласно которому при введении ограничений (отключений) в подаче электрической энергии потребителю за невыполнение договорных обязательств и восстановление режима потребления потребитель компенсирует гарантирующему поставщику затраты, понесенные в связи с введением ограничения режима потребления и в связи с восстановлением режима потребления, согласно калькуляции стоимости оказанных услуг, утвержденных гарантирующим поставщиком.
Выставленные ответчику счета-фактуры N 2704-16431 от 31.03.2015 по договору N 270400087 от 12.01.2015, счета-фактуры N 2704-16409 от 31.03.2015, N 2704-21958 от 30.04.2015, N 2704-27508 от 31.05.2015, N 2704-38412 от 31.07.2015, N 2704-38413 от 31.07.2015, N 2707-44003 от 31.08.2015, N 2704-44004 от 31.08.2015, N2704-49508 от 30.09.2015, N 2704-49509 от 30.09.2015 по договору N 270400083 от 12.01.2015 на общую сумму 139 773,82 руб. не оплачены.
Таким образом, задолженность ответчика за услуги по ограничению (возобновлению) режима потребления электроэнергии составила 139 773,82 руб.
Судом первой инстанции верно определено, что по своей правовой природе спорные правоотношения в рамках договора энергоснабжения N 270400087 от 12.01.2015 представляют собой правоотношения снабжения электроэнергией через присоединенную сеть, которые подлежат регулированию Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.
Предметом иска является требование о взыскании с ответчика денежных средств в возмещение расходов, которые понес истец в связи с введением частичного/полного ограничения режима потребления ответчиком электроэнергии, а также его последующего подключение в марте 2015, апреле 2015, мае 2015, июле 2015, августе 2015, сентябре 2015, в общей сумме 139 773,82 руб. Из материалов дела следует, что данные расходы понесены истцом в форме их оплаты в пользу ОАО "Донэнерго" как сетевой организации, выполнившей по заданию истца соответствующие работы.
В соответствии с п. 48 Положения Гарантирующий поставщик вправе в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 N 442, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору.
Вторым абзацем подпункта "б" пункта 2 Правил ограничения в качестве обстоятельства, при наступлении которого вводится ограничение режима потребления электрической энергии, определено нарушение потребителем своих обязательств, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.
Пунктом 15 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила) установлено, что введение ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "б", подпункте "д" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке:
а) обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием: размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям; даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем; даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения;
б) в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления: введение частичного ограничения режима потребления в соответствии с пунктом 9 или пунктом 11 настоящих Правил на указанный в уведомлении срок; введение полного ограничения режима потребления по истечении 3 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления (по истечении 3 дней с указанной в уведомлении даты планируемого введения частичного ограничения режима потребления (если введение частичного ограничения невозможно по технической причине) либо по истечении 3 дней с даты составления акта об отказе в доступе (если введение частичного ограничения невозможно по причине, указанной в пункте 11 настоящих Правил). Отдельное уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления не направляется;
в) соблюдение иных условий, связанных с действиями сторон при введении ограничения режима потребления и определенных договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии.
Инициатор введения ограничения не позднее, чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, содержащее следующие сведения:
а) наименование потребителя и описание точки поставки потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления;
б) основания введения ограничения режима потребления;
в) вид подлежащего введению ограничения режима потребления: частичное ограничение (сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности), прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя) или полное ограничение (временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю);
г) сроки вводимого ограничения режима потребления (при введении частичного ограничения режима потребления - также уровень ограничения);
д) сведения об уведомлении потребителя (а в случаях, указанных в пункте 17 настоящих Правил, - также уполномоченных органов) в соответствии с настоящими Правилами о планируемом ограничении режима потребления (п.7 Правил).
Как следует из материалов дела, в период с июня по ноябрь 2015 г. в адрес ответчика истцом были направлены счета-фактуры за услуги введения ограничения/возобновления подачи электроэнергии и мощности за спорный период, что подтверждается сопроводительными письмами к платежным документам от 12.11.2015 N 27/2704-15083, от 12.11.2015 N 27/2704-15084, от 16.06.2015 N 27/2104-11102/а, от 07.08.2015 N27/2704-15071, от 10.09.2015 N27/2704-16103/а, от 09.10.2015 N27/2704-17210/а с отметкой муниципального казенного учреждения города Новошахтинска "Управление жилищно-коммунального хозяйства" о принятии (т.5, л.д. 49-54).
Кроме того на л.д. 74, 75 (т.1), 25, 115, 142 (т.2), 37 (т.3), 74-90 (т.5) представлены уведомления о планируемом ограничении режима потребления электроэнергии с указанием: размера задолженности по оплате электрической энергии, даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности. Указанные уведомления содержат отметку о принятии ответчиком. Данные документы отвечают требованиям, предусмотренным Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. В связи с чем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии доказательств надлежащего уведомления ответчика о планируемом введении ограничения режима потребления электрической энергии.
Пунктом 24 Правил предусмотрено право инициатора введения ограничения потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке с потребителя, в отношении которого было введено ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором, четвертом и пятом подпункта "б", подпунктах "ж" и "к" пункта 2 настоящих Правил, компенсации расходов на оплату действий исполнителя (субисполнителя) по введению ограничения режима потребления такого потребителя и последующему его восстановлению, а также на совершение им действий, предусмотренных настоящими Правилами.
Указанное право также предусматривает п. 3.3.28 договора, заключенного между сторонами, в соответствии с которым, при введении ограничений режима потребления электрической энергии потребителю за невыполнение договорных обязательств и восстановление режима потребления компенсировать ГП и (или) сетевой организации затраты, понесенные им в связи с введением ограничения режима потребления и в связи с восстановлением режима потребления, согласно калькуляциям стоимости указанных услуг, утвержденных ГП и (или) сетевой организацией.
Факт выполнения сетевой организацией действий по введению ограничения режима потребления электрической энергии подтвержден актами приема-передачи оказанных услуг по введению ограничения энергоснабжения, а также актами ограничения (отмене ограничения) режима потребления электрической энергии за март-сентябрь 2015 г. (т.1: л.д. 24-45, 84-121, 126-155, т.2: л.д.1-24, 41-60, 63-114, 130-132, 135-141, 155, т.3: л.д. 1-36, 51-155, т.4: л.д. 1-27, 31-58).
Оплата расходов истца за действия исполнителя по введению ограничения режима потребления муниципального казенного учреждения города Новошахтинска "Управление жилищно-коммунального хозяйства" подтверждается платежными поручениями N 13603 от 06.05.2015 за март 2015, N 16423 от 29.05.2015, за апрель 2015, N 019881 от 30.062015, за май 2015, N 25899 от 25.08.2015, за июль 2015, N 028227 от 21.09.2015 за август 2015, N 31867 от 21.10.2015 за сентябрь 2015 (т. 3: 61, 154, т. 4: л.д. 29, 59, т. 5: 47-48).
Сумма задолженности подтверждается актами выполненных работ, в которых имеется ссылка на калькуляции. Судом апелляционной инстанции расчет истца проверен, признан верным, произведен в соответствии с калькуляциями и актами выполненных работ.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Ответчиком не высказаны замечания либо возражения по поводу стоимости услуг по ограничению (возобновлению) энергоснабжения потребителей электрической энергии.
При этом, факт ограничений и возобновлений подачи электрической энергии ответчиком не оспорен и подтвержден материалами дела.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате госпошлины по иску и по апелляционной жалобе распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.02.2016 по делу N А53-32114/2015 отменить.
"Взыскать с муниципального казенного учреждения города Новошахтинска "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1126182006279, ИНН 6151018177) в пользу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ОГРН 1056164000023, ИНН 6168002922) 139 773 руб. 82 коп. компенсации платы за услуги по ограничению (возобновлению) режима потребления электрической энергии, 8 193 рублей расходов по оплате госпошлины по исковому заявлению и по апелляционной жалобе".
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-32114/2015
Истец: ПАО "ТНС ЭНЕРГО РОСТОВ-НА-ДОНУ"
Ответчик: МКУ г. Новошахтинска "УЖКХ", муниципальное казенное учреждение города Новошахтинска "Управление жилищно-коммунального хозяйства"