Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 9 ноября 2016 г. N Ф05-16001/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г.Москва |
|
04 июля 2016 г. |
Дело N А40-242793/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: |
Бекетовой И.В., Каменецкого Д.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Тушинский машиностроительный завод" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.03.2016 судьи Дейна Н.В. (147-2001) по делу N А40-242793/15
по заявлению ОАО "ТМЗ" (ИНН 7733022008, ОГРН 1027700331053)
к МТУ Ростехнадзора
об оспаривании постановления,
при участии:
от заявителя: |
Дубова И.Н. по дов. от 15.06.2016; |
от ответчика: |
Лапшова О.В. по дов. от 19.05.2016; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2016, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении заявления ОАО "ТМЗ" (заявитель, общество) о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ответчик, МТУ Ростехнадзора) от 30.04.2015 N 2.3-568/15 о привлечении заявителя к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 400 000 руб. на основании ч.11 ст.19.5 КоАП РФ.
Заявитель не согласился с решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 06.11.2015 по итогам проведения внеплановой выездной проверки в отношении ОАО "ТМЗ" по юридическому адресу и адресу места осуществления деятельности: 125362, Москва, Свободы ул., д.35, ответчиком установлено нарушение обязательных норм в области порядка управления, выразившееся в невыполнении в установленный срок до 01.10.2015 пп.1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 предписания от 02.02.2015 N 24/2.3 МТУ Ростехнадзора.
По итогам проверки составлен Акт проверки от 06.11.2015 N 951/2.3.
Таким образом, ответчик пришел к выводу о неисполнении заявителем в установленный срок ранее выданного предписания.
26.11.2015 в связи с указанными обстоятельствами ответчиком в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 2.3-555.
30.11.2015 вынесено оспариваемое постановление о назначении заявителю административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения ОАО "ТМЗ" с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч.7 ст.210 АПК РФ.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ОАО "ТМЗ" события и состава вмененного заявителю административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.11 ст.19.5 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции признаются коллегией несостоятельными.
Так, согласно ч.11 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
На основании ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; иметь лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта, допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности, обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте, организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность.
Работники опасного производственного объекта обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте.
В соответствии со ст.2 Закона о промышленной безопасности опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении к данному закону, в том числе на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в определенных законом количествах определенные опасные вещества.
В ходе проверки выполнения ранее выданного предписания контрольным органом выявлен факт неисполнения п.п.1-3, 5-8 предписания со сроком исполнения до 01.10.2015.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.19.5 КоАП РФ, является неисполнение или ненадлежащее исполнение в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом.
ОАО "ТМЗ" также обращалось в МТУ Ростехнадзора с ходатайством о продлении срока исполнения предписания, при этом, как отметил суд в своем решении, срок устранения нарушений с учетом неоднократного продления составил более 8 месяцев.
Факт совершения заявителем административного правонарушения подтверждается, в том числе актом проверки, протоколом по делу об административном правонарушении.
На основании ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в отношении вины юридических лиц требуется установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
В настоящем случае заявитель имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.
ОАО "Свобода" является юридическим лицом и обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий.
Что касается довода общества о том, что решением Арбитражного суда города Москвы от 24.06.2013 по делу N А40-77694/12 ОАО "ТМЗ" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, то данный вопрос исследовался судом первой инстанции, что нашло свое отражение в обжалуемом судебном акте, и вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, данные обстоятельства не являются основанием для освобождения общества от исполнения предписания. В данном случае рассматривается вопрос об урегулировании и безопасной деятельности газопровода, в связи с чем организация обязана выполнять обязательные требования контрольного органа, оплачивая услуги текущими платежами.
При этом, как обоснованно отметил суд в своем решении, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что обществом игнорируются требования предписания, никаких действий направленных на устранение нарушений не предпринимается. Документов и сведений, подтверждающих объективную невозможность выполнения к установленному сроку соответствующей обязанности, а также о принятых до установленного срока всех зависящих от общества мер до проведения проверки по контролю исполнения ранее выданного предписания, как административному органу, так и суду не представлено.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности события и состава вмененного заявителю правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судами не установлено.
Протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа.
Размер штрафа правильно определен с учетом установленных ст.4.1 КоАП РФ правил.
Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, не нарушен.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.03.2016 по делу N А40-242793/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-242793/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 9 ноября 2016 г. N Ф05-16001/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Тушинский машиностроительный завод"
Ответчик: Межрегиональное технологическое управление Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, МТУ Ростехнадзор, МТУ Ростехнадзора