Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 ноября 2016 г. N Ф05-15044/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
04 июля 2016 г. |
Дело N А40-6471/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФАС России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.03.2016 по делу N А40-6471/16, принятое судьей Махлаевой Т.И. (шифр судьи 2-47)
по заявлению Правительства Воронежской области
к ФАС России
третьи лица: ООО "Агротехнологии"; Министерство сельского хозяйства РФ о признании незаконными решения и предписания ФАС России по делу
о нарушении антимонопольного законодательства N 1-00-122/00-06-15 от 27.11.2015,
при участии:
от заявителя: |
Зенина Е.И. по дов. от 30.12.2015, Сергеева Э.Э. по дов. от 30.12.2015; |
от заинтересованного лица: |
Зайцева А.О. по дов. от 14.10.2015, Трусова Г.Н. по дов. от 02.07.2015; |
от третьих лиц: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
Правительство Воронежской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными решения и предписания Федеральной антимонопольной службы по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 1-00-122/00-06-15 от 27.11.2015.
Решением суда от 29.03.2016 заявленные требования - удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель возражал против изложенных в жалобе доводов, представил отзыв на жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п.п. 9 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относятся вопросы поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами).
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон о развитии сельского хозяйства) к одной из мер по реализации государственной аграрной политики является предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одной из форм предоставления бюджетных средств является субсидия.
Финансирование мероприятий по государственной поддержке сельскохозяйственных производителей осуществляется в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством, в частности, Бюджетным кодексом РФ (далее - БК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона о развитии сельского хозяйства средства федерального бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов РФ в виде субсидий в порядке, определенном Правительством РФ. Правительство РФ вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам РФ (п. 3 ст. 7 Закона о развитии сельского хозяйства). Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1431 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее - Правила).
В соответствии с п. 2 указанных Правил условиями предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и их расходования относятся: наличие утвержденных государственной и (или) муниципальных программ; наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (местном бюджете) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований), связанных с реализацией государственной и (или) муниципальных программ; наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации средств на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и включающего перечень документов, необходимых для получения указанных средств, а также сроки их рассмотрения, которые не превышают 15 рабочих дней.
Следовательно, принятие Правительством Воронежской области Порядка предоставления субсидий, устанавливающего порядок и условия предоставления средств государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям из областного бюджета являлось необходимым условием для получения субсидий из федерального бюджета в целях реализации мер по государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей.
На основании п. 2. ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п. 7 ст. 78 БК РФ), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта РФ.
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона Воронежской области от 11.12.2014 N 171-03 "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным и муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям и физическим лицам -производителям товаров (работ, услуг) предоставляются в порядке, установленном Правительством Воронежской области. Таким образом, в соответствии с законодательством Правительство Воронежской области как государственный орган субъекта РФ вправе самостоятельно устанавливать порядок и условия предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из областного бюджета, источником которого являются субсидии из федерального бюджета.
Полномочия Правительства Воронежской области, определены на основании ст. 78 БК РФ и ч.2. ст. 14 Закона Воронежской области N 171-ОЗ.
Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой, в частности, позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22.102015 N 306-КГ15-11375, Определении от 19.03.2014 N 7-АПГ14-1 и Определении от 01.12.2010 N 34-Г10-15.
Таким образом, Порядок предоставления субсидий принят Правительством Воронежской области на основании и во исполнение указанных норм федерального и областного законодательства. В п. 3 указанного Порядка Правительство Воронежской области правомерно указало в качестве одного из критериев отбора сельскохозяйственных производителей, имеющих право на получение субсидий, наличие регистрации на территории Воронежской области.
ФАС России документально не подтвердила и не обосновала, каким образом включение в Порядок предоставления субсидий критерия наличия у получателя субсидии государственной регистрации на территории Воронежской области создает дискриминационные условия для отдельных сельскохозяйственных товаропроизводителей, и может привести к ограничению конкуренции на рынке растениеводческой продукции Воронежской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов РФ запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия таких актов. В частности, в силу п. 8 ч. 1 указанной статьи органам государственной власти субъектов РФ запрещается создание дискриминационных условий. В соответствии с разъяснениями, которые даны в п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", для квалификации действий (бездействия) как предусмотренного ст. 15 Закона о защите конкуренции обязательно установление фактических обстоятельств, подтверждающих последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и наступившими последствиями. Кроме того, правовое значение имеет и сама возможность наступления таких негативных последствий, что также подлежит доказыванию антимонопольным органом.
Для квалификации действий Правительства Воронежской области по ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции ФАС России должна была установить, что Порядок предоставления субсидий приводит либо может привести к ограничению конкуренции на рынке растениеводческой продукции Воронежской области.
Как следует из оспариваемого решения, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что включение в Порядок предоставления субсидий критерия наличия у хозяйствующего субъекта государственной регистрации на территории Воронежской области, создает дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Воронежской области, но зарегистрированных на территории других субъектов РФ, и может привести к ограничению конкуренции на рынке растениеводческой продукции Воронежской области. Однако ФАС России не установила, какие именно дискриминационные условия, то есть условия доступа на товарный рынок и (или) условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции), были созданы для отдельных сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих деятельность на территории Воронежской области, но зарегистрированных на территории других субъектов РФ.
ФАС России не установила фактические обстоятельства, подтверждающие, что включение в Порядок предоставления субсидий названного критерия может привести к ограничению конкуренции, признаки которого указаны в п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции.
Включение в Порядок предоставления субсидий критерия наличия у сельхозтоваропроизводителя государственной регистрации на территории Воронежской области не влечет никаких негативных последствий для конкурентной среды на рынке растениеводческой продукции Воронежской области, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Согласно п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с п. 3 Порядка предоставления субсидий право на получение субсидий имеют сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), не находящиеся в стадии ликвидации, несостоятельности (банкротства), не имеющие просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Воронежской области, застраховавшие посевы сельскохозяйственных культур.
С учетом изложенного, суд пришел к правомерному выводу, что оспариваемые акты не соответствуют законодательству о защите конкуренции и нарушают права и законные интересы заявителя.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действия (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ответчик указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.03.2016 по делу N А40-6471/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-6471/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 ноября 2016 г. N Ф05-15044/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Адвокатское бюро "Падва и партнеры", Правительство Воронежской области
Ответчик: ФАС России
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ, ООО "Агротехнологии"