г. Самара |
|
04 июля 2016 г. |
А55-3794/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Волгабурмаш" - до перерыва: представитель не явился, извещено, после перерыва: представителя Гужиной О.В. (доверенность N 1 от 27.05.2016),
от МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области - до и после перерыва: представителя Дзюба Р.В. (доверенность N 02-22/03388 от 27.04.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волгабурмаш"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 апреля 2016 года по делу N А55-3794/2016 (судья Якимова О.Н.),
по заявлению открытого акционерного общества "Волгабурмаш", Самарская область, г. Самара,
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области, Самарская область, г. Самара, (правопреемник - МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, Самарская область, г. Самара),
признании незаконными и отмене постановления N 36-15/1175 от 08.02.2016 и постановления N 36-15/1177 от 08.02.2016,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Волгабурмаш" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от 08.02.2016 N N 36-15/1175, 36-15/1177 о назначении административных наказаний, которыми ОАО "Волгабурмаш", за нарушение установленного порядка представления отчета о движении средств по счету в банке за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которое предусмотрена ч. 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 апреля 2016 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 18 апреля 2016 года по делу N А55-3794/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать малозначительной вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ, отраженного в постановлениях Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от 08.02.2016 NN 36-15/1175, 36-15/1177, уменьшить размер административного штрафа в размере 400 000 рублей за каждое правонарушение по делам об административных правонарушениях NN 36-15/1175, 36-15/1177, вынесенных Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области 08.02.2016.
В суд от МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области на правопреемника МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области в порядке ст. 48 АПК РФ, в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Указом Президента Российской Федерации от 02.02.2016 N 41.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Рассмотрев ходатайство МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области о произведении процессуального правопреемства в деле А55-3794/2016, документы, представленные в его обоснование, суд апелляционной инстанции полагает его подлежащим удовлетворению.
В материалы дела от МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области поступил отзыв на апелляционную жалобу Общества, в котором Инспекция просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 18 апреля 2016 года по делу N А55-3794/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель Инспекции в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы общества, просил суд апелляционной инстанции оставить без изменения решение суда первой инстанции от 18.04.2016.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 16.02.2012 ОАО "Волгабурмаш" в банке "STATE BANK FOR FORKING ECONOMIC AFFAIRS OF TURKMENISTAN", расположенном за пределами Российской Федерации, место нахождения - Туркменистан, открыты счета N 23203934220184200100000 и N 23203000220184300112000.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О - валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять % органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым г органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за - пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (ч. 7 ст. 12 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).
Правительством Российской Федерации Постановлением от 28.12.2005 N 819 утверждены согласованные с Центральным банком Российской Федерации Правила представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.
Настоящие Правила устанавливают порядок представления резидентами (за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях) налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, открытым находящимися за пределами территории Российской Федерации филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляются в налоговые органы этими юридическими лицами.
Резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете, по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации (далее - счет (вклад)), представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами (п. 4 Постановления от 28.12.2005 N 819).
Подтверждающие банковские документы представляются за период с первого числа по последнее число отчетного квартала.
В случае если счет (вклад) открыт после первого числа отчетного квартала, подтверждающие банковские документы представляются за период с даты открытия счета (вклада) по последнее число отчетного квартала.
В случае закрытия юридическим лицом- резидентом, индивидуальным предпринимателем- резидентом счета (вклада) в отчетном квартале подтверждающие банковские документы представляются за период с первого числа отчетного квартала по дату закрытия счета (вклада) (п.5 Постановления от 28.12.2005 N 819).
Подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п. 7 Постановления от 28.12.2005 N 819).
Таким образом, ОАО "Волгабурмаш" обязано было представить в налоговый орган по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам: N N23203934220184200100000 в банках за пределами территории Российской Федерации и подтверждающие банковские документы за 3 квартал 2015 г. до 30.10.2015.
Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 днем представления в налоговый орган отчета и подтверждающих банковских документов считается:
для отчета и подтверждающих банковских документов, представленных непосредственно резидентом либо представителем резидента, - дата, указанная в отметке налогового органа о принятии отчета;
для отчета и подтверждающих банковских документов, направленных заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, - дата направления резидентом заказного почтового отправления с уведомлением о вручении.
Фактически отчеты о движении средств по счетам N 23203934220184200100000 в банках за пределами территории Российской Федерации за 3 квартал 2015 г. представлены ОАО "Волгабурмаш" 30.10.2015.
Однако представленные банковские документы не подтверждают сведения, указанные в Отчете:
1. В нарушение п. 5 Постановления от 28.12.2005 N 819 ОАО "Волгабурмаш" к Отчету за 3 квартал 2015 г. подтверждающие банковские документы предоставлены за период с 01.04.2015 по 30.09.2015. В данном случае отчетным периодом является 3 квартал 2015 г., т.е. период с 01.07.2015 по 30.09.2015.
2.В нарушение п. 4. Постановления от 28.12.2005 N 819 в выписке из лицевого счета от 12.10.2015 представленной к Отчету отсутствует сумма по операции "остаток средств на счете на начало отчетного периода", т.е. на 01.07.2015, и сумма операций "остаток средств на счете на конец отчетного периода", т.е. на 30.09.2015.
Таким образом, ОАО "Волгабурмаш" допущено нарушение требований ч. 7 ст. 12 Закона N 173-ФЗ от 10.12.2003 и п. 4, п. 5 Постановления Правительства РФ от 28.12.2005 N 819, выразившееся в нарушение установленного порядка представления отчета о движении средств по счету в банке за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами.
ОАО "Волгабурмаш" обязано было представить в налоговый орган по месту своего учета отчет о движении средств по счету N 23203934220184300112000 в банке за пределами территории Российской Федерации и подтверждающие банковские документы за 3 квартал 2015 г. не позднее 30.10.2015.
Фактически отчет о движении средств по счету N 23203934220184300112000 в банке за пределами территории Российской Федерации за 3 квартал 2015 г. с банковскими документами представлен в налоговый орган 30.10.2015, что подтверждает дата, указанная в отметке налогового органа о принятии отчета.
Однако представленные банковские документы не подтверждают сведения, указанные в Отчете:
1. В нарушение п. 5 Постановления от 28.12.2005 N 819 ОАО "Волгабурмаш" к Отчету за 3 квартал 2015 г. подтверждающие банковские документы предоставлены за период с 01.04.2015 по 30.09.2015. В данном случае отчетным периодом является 3 квартал 2015 г., т.е. период с 01.07.2015 по 30.09.2015.
2. В нарушение п. 4. Постановления от 28.12.2005 N 819 в выписке из лицевого счета от 12.10.2015 представленной к Отчету отсутствует сумма по операции "остаток средств на счете на начало отчетного периода", т.е. на 01.07.2015, и сумма операций "остаток средств на счете на конец отчетного периода", т.е. на 30.09.2015.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, ОАО "Волгабурмаш" допущено нарушение требований ч. 7 ст. 12 Закона N 173-ФЗ от 10.12.2003 и п. 4, п. 5 Постановления Правительства РФ от 28.12.2005 N 819, выразившееся в нарушение установленного порядка представления отчета о движении средств по счету в банке за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами.
Согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от 28.12.2005 N 819:
В случае выявления налоговым органом неправильных сведений, указанных резидентом в отчете, заполнения отчета не полностью, а также непредставления резидентом подтверждающих банковских документов, представления резидентом подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения отчета и подтверждающих банковских документов письменно уведомляет резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов.
Уведомление о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов выдается налоговым органом непосредственно резиденту либо представителю резидента под расписку или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Соответствующие документы должны быть представлены в налоговый орган в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящих Правил, в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления налогового органа.
1.18.11.2015 письмом исх. N 10-36/09666 налоговый орган уведомил о необходимости представления надлежащим образом оформленные банковские документы к Отчету о движении денежных средств за 3 квартал 2015 г. по счету N 23203934220184200100000.
04.12.2015 ОАО "Волгабурмаш" представило уточненные банковские документы к Отчету о движении денежных средств за 3 квартал 2015 г. по счету N 23203934220184200100000.
2. 18.11.2015 письмом исх. N 10-36/09665 налоговый орган уведомил о необходимости представления надлежащим образом оформленные банковские документы к Отчету о движении денежных средств за 3 квартал 2015 г. по счету N 23203934220184300112000.
04.12.2015 ОАО "Волгабурмаш" представило уточненные банковские документы к Отчету о движении денежных средств за 3 квартал 2015 г. по счету N 23203934220184300112000.
В случае выявления налоговым органом ошибок в представленном отчете направление налоговым органом резиденту письменного уведомления о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета, не является основанием для непривлечения резидента к административной ответственности за несоблюдение установленного порядка представления отчета о движении средств по счету в банке за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами.
Квалифицирующим признаком состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ, является повторное совершение действий (бездействий), предусмотренных ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, без привязки к п. 2 ч. 1 ст. 4.3, ч. 1 ст. 4.4 и ст. 4.6 КоАП РФ, следовательно поводом для возбуждения дела по части 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ будет являться процессуально зафиксированный факт наличия совершения лицом действий (бездействий), предусмотренных частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, т.е. наличие вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания.
На момент составления протоколов об административных правонарушениях N 6310201512070023 и N 6310201512070025 от 07 декабря 2015 г. в наличии были вступившие в законную силу постановления о назначении административного наказания за несоблюдение установленного порядка представления отчета о движении средств по счету в банке за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами: Постановления о назначении административного наказания от 07.10.2015 N 36-15/840 и N 36-15/873 вступили в законную силу 07.12.2015.
Исходя из вышеизложенного, ОАО "Волгабурмаш" совершены административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 6.5 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлениями Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от 08.02.2016 N N 36-15/1175, 36-15/1177 привлекло к административной ответственности ОАО "Волгабурмаш" за нарушение установленного порядка представления отчета о движении средств по счету в банке за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами по ч. 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Под всеми зависящими мерами по соблюдению законодательства РФ понимаются такие действия, которые предшествуют совершению административного правонарушения и свидетельствуют о стремлении исполнить лицом возложенные на него обязанности.
ОАО "Волгабурмаш", как участник внешнеэкономической деятельности, обязано не только знать о действующем валютном законодательстве РФ, но и обеспечивать его исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется для надлежащего исполнения своих публично-правовых обязанностей.
Правовая возможность исполнения существующих обязанностей определяется отсутствием объективных препятствий для их выполнения, т.е. обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица (чрезвычайных, непредотвратимых, непредвиденных). Обстоятельств с подобной характеристикой в ходе рассмотрения дела не установлено.
Таким образом, у ОАО "Волгабурмаш" объективно имелись все возможности, используя права и реализуя свои обязанности, соблюсти требования Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 N 819, однако юридическим лицом не было предпринято каких-либо мер по их соблюдению. Доказательств обратного юридическим лицом не представлено.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела в совокупности, правомерно пришел к выводу о наличии в действиях ОАО "Волгабурмаш" состава вменяемого административного правонарушения.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Арбитражным апелляционным судом не принимается довод апелляционной жалобы, являвшийся предметом исследования и правовой оценки суда первой инстанции при рассмотрении спора по существу, о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Пунктом 18.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" определено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Обстоятельств, свидетельствующих об исключительности случая вмененного заявителю административного правонарушения, судом не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При условии установленного судом и подтвержденного материалами дела факта наличия в действиях общества вины в совершении вменяемого административного правонарушения, законности и обоснованности постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы Общества не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Подателем жалобы при обращении в суд апелляционной инстанции была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
Согласно статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Уплаченная ОАО "Волгабурмаш" государственная пошлина в полном размере подлежит возвращению плательщику из средств федерального бюджета на основании положений статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 48, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвести замену Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области.
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 апреля 2016 года по делу N А55-3794/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Волгабурмаш" (ОГРН 1026300894234, ИНН 6314007329), Самарская область, г. Самара, из средств федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей 00 копеек, уплаченную по платежному поручению N 161 от 27.04.2016.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3794/2016
Истец: ОАО "Волгабурмаш"
Ответчик: Межрайонная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Самарской области