город Ростов-на-Дону |
|
06 июля 2016 г. |
дело N А53-5408/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Ефимовой О.Ю., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.
в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Индус"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.05.2016
по делу N А53-5408/2016,
принятое судьей Пименовым С.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Индус"
к Управлению Федеральной миграционной службы по Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Индус" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы по Ростовской области (далее - управление; миграционная служба) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Заявленные требования мотивированы отсутствием события вмененного обществу правонарушения, ввиду того, что трудовые отношения с иностранным гражданином не прекращались.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.05.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается наличие в действиях общества состава вмененного правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений со стороны административного органа при рассмотрении административного дела, а также отсутствием оснований для признания выявленного нарушения малозначительным.
Общество с ограниченной ответственностью "Индус" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.05.2016 отменить. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что административное дело в отношении ООО "Индус" было рассмотрено в отсутствие представителя общества. Общество указывает, что Морсакова О.В. не является его законным представителем и не уполномочена на совершение действий по представлению интересов общества при административном производстве. Также, по мнению заявителя, судом первой инстанции неправомерно сделан вывод об отсутствии оснований для признания установленного правонарушения малозначительным. Кроме того, ссылаясь на тяжелое материальное положение, общество полагает возможным применить положения п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, снизить установленный размер административного штрафа ниже низшего предела.
В судебном заседании суд, протокольным определением отказал в удовлетворении заявленного ООО "Индус" ходатайства об отложении судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 25.02.2015 общество заключило с гражданкой Индии Донту Виджайа Лакшми 01.06.1976 года рождения, трудовой договор. Уведомление о факте заключения названного трудового договора поступило от общества в Управление 29.12.2015.
12.02.2016 Управлением установлен факт не уведомления обществом в трёхдневный срок о заключении обществом с гражданкой Индии Донту Виджайа Лакшми трудового договора от 25.02.2015.
12.02.2016 в присутствии представителя общества старшим инспектором Управления составлен протокол N 117044/133 об административном правонарушении.
25.02.2016 врио начальника отдела Управления, в отсутствии представителя общества, рассмотрены материалы административного дела и вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 117044/133, которым обществу назначен в соответствии с частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф в размере 400 000 рублей.
Полагая, что постановление от 25.02.2016 по делу об административном правонарушении N 117044/133 является незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Из материалов дела усматривается, что заключение 25.02.2015 трудового договора с гражданской Индии Индии Донту Виджайа Лакшми 01.06.1976 года рождения и поступления уведомления о таком факте в Управление 29.12.2015, заявителем не оспаривается, так же как и факт неуведомления территориального органа о заключении договора в трехдневный срок, подтверждается представленными материалами дела и заявителем не оспаривается.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, является доказанным.
Общество, будучи лицом, заключившим трудовой договор с иностранным гражданином, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных законодательством сроков уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином, предприниматель не обеспечил выполнение публично-правовой обязанности.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности в материалы дела не представлено.
Судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание доводы общества о том, что административное дело рассмотрено в отсутствие законного представителя общества.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трёх дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.
В силу части 2 статьёй 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В целях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является.
Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
Вместе с тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещённым законным представителем, в качестве защитника.
Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Как верно установлено судом первой инстанции, 12.02.2016 в присутствии представителя общества Морсаковой О.В., действующей на основании доверенности от 01.12.2015 (том 1 л.д. 65), выданной обществом, составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определение о назначении места и времени рассмотрения дела N 117044, получено представителем общества Морсаковой О.В.
Довод общества о том, что Морсакова О.В. не является законным представителем общества и не уполномочена на совершение действий по представлению интересов общества при административном производстве, судом первой инстанции правомерно отклонен как нормативно не обоснованный и документально не подтверждённый.
Представленная в материалы дела доверенность Морсаковой О.В. от 01.12.2015, указывает, что Морсакова О.В. является уполномоченным лицом общества. Доверенность подписана директором общества Ледновым А.Д.. Доказательств отмены названной доверенности в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что в рассматриваемом случае административным органом процессуальных нарушений при рассмотрении административного дела не допущено.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным с учетом важности охраняемых отношений и пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности.
Обстоятельств, свидетельствующих об исключительности случая совершения правонарушения, материалы дела не содержат.
Основания для снижения размера назначенного обществу административного штрафа судом также не установлены с учетом требований ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, определенных законом, устанавливающим ответственность за данное административное правонарушение.
Как следует из положений постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств, положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не проводят каких-либо различий между юридическими лицами, судьи и другие правоприменители исходят из того, что при наложении административного штрафа его минимальный размер, установленный за соответствующее административное правонарушение, должен соблюдаться равным образом в отношении всех юридических лиц - независимо от их вида, но для отдельных коммерческих организаций, относящихся, как правило, к субъектам малого предпринимательства, а тем более - для осуществляющих социальные, культурные, образовательные, научные и другие функции некоммерческих организаций, в том числе государственных и муниципальных учреждений, привлечение к административной ответственности сопровождается такими существенными обременениями, которые могут оказаться для них непосильными и привести к самым серьезным, вплоть до вынужденной ликвидации, последствиям (абзац 3 пункта 4.1 постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П).
В силу пункта 5 постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Для приведения правового регулирования размеров административных штрафов, устанавливаемых для юридических лиц, и правил их наложения в соответствие с конституционными требованиями могут использоваться различные способы, в том числе снижение минимальных размеров административных штрафов, установление более мягких альтернативных санкций, введение дифференциации размеров административных штрафов для различных категорий (видов) юридических лиц, уточнение (изменение) правил наложения и исполнения административных наказаний.
С 12.01.2015 статья 4.1 Кодекса действует в новой редакции, согласно которой в части 3 предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ).
Суд апелляционной инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ доказательства, представленные в материалы дела, пришел к выводу об отсутствии оснований для снижения размера штрафа ниже низшего предела санкции, установленной частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что по настоящему делу суд первой инстанции учел все обстоятельства, имеющие значение для индивидуализации административного наказания, реализации принципов целесообразности и справедливости юридической ответственности, а потому не находит оснований для изменения обжалуемого судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам.
Мера наказания (штраф в размере 400 000 руб.) определена судом в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 18.15 КоАП РФ в отсутствии оснований снижения штрафа ниже низшего предела, что отвечает принципу справедливости юридической ответственности, принципам ее законности, неотвратимости и целесообразности и направлена на достижение целей административной ответственности.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.05.2016 по делу N А53-5408/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-5408/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 марта 2017 г. N Ф08-140/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ИНДУС"
Ответчик: Управление Федеральной Миграционной Службы, Управление Федеральной Миграционной Службы по Ростовской Области
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-140/17
13.12.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18290/16
26.10.2016 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-5408/16
05.09.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5903/16
06.07.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8762/16
24.05.2016 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-5408/16