Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 ноября 2016 г. N Ф08-7752/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга, о взыскании неосновательного обогащения по договору газоснабжения в связи с просрочкой исполнения обязательств
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Ессентуки |
|
04 июля 2016 г. |
Дело N А63-10398/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Егорченко И.Н.,
судей Луговой Ю.Б., Марченко О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабаяном Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.02.2016 по делу N А63-10398/2015 (судья Безлепко В.В.)
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альянс" (ОГРН 1030502231605)
к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (ОГРН 1062632033760)
о взыскании неосновательного обогащения за пользование газопроводами в размере 2 671 245 рублей, процентов за просрочку исполнения денежного обязательства в размере 574 206 рублей,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Дагестан",
Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" Черных Т.А. (доверенность N 319-16 от 23.05.2016),
в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альянс" (далее - ООО "Альянс", истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск", ответчик) о взыскании неосновательного обогащения за пользование газопроводами в размере 2 671 245 рублей, процентов за просрочку исполнения денежного обязательства в размере 574 206 рублей (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Дагестан" (далее - ООО "Газпром газораспределение Дагестан") и Республиканская служба по тарифам Республики Дагестан (далее - РСТ по РД).
Решением суда от 18.02.2016 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку ООО "Альянс" не получило тарифа на транспортировку газа по принадлежащим ему газопроводам, то такие расходы не предусмотрены в цене за газ, ввиду чего поставщик газа - ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" также не получал и не получает выгоду от транспортировки газа по газопроводам истца.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Альянс" подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая, что ответчик безвозмездно пользовался принадлежащим ему имуществом (газопроводами) для собственных нужд (транспортировки газа потребителям в населенные пункты Байрамаул и Генжеаул Республики Дагестан) без намерения приобретения имущества, в связи с чем, ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" обязано возместить стоимость использования газопроводов.
В судебном заседании представитель ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя лица, участвующего в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.02.2016 по делу N А63-10398/2015 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Альянс" является собственником следующих объектов: газораспределительная сеть общей протяженностью 29 372 м, расположенная по адресу: Дагестан, Хасавюртовский район, с. Байрамаул, условный номер 05-05-24/010/2008-458; газопровод среднего давления общей протяженностью 3 885 м, расположенный по адресу: Дагестан, Хасавюртовский район, с. Байрамаул, условный номер 05-05-24/010/2008-460; газораспределительная сеть общей протяженностью 2 382 м, расположенный по адресу: Дагестан, Хасавюртовский район, с. Генжеаул, условный номер 05-05-24/010/2008-461; газопровод среднего давления общей протяженностью 1 747 м, расположенный по адресу: Дагестан, Хасавюртовский район, с. Генжеаул, условный номер 05-05-24/010/2008-459, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права соответственно: N 392837 от 06.06.2011, N392835 от 06.06.2011, N 392834 от 06.06.2011, N392836 от 06.06.2011.
За период с 04.02.2013 по 31.08.2015 по вышеуказанным газопроводам произведена транспортировка газа в объеме 11 367 куб. м.
ООО "Альянс" неоднократно обращалось к ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" с просьбой о заключении договора транспортировки газа, однако, ответа на свои предложения не получило.
Полагая, что ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в период с 04.02.2013 по 31.08.2015 безвозмездно пользовалось в своих предпринимательских целях (транспортировки газа конечным потребителям в населенные пункты Байрамаул и Генжеаул Хасавюртовского района) принадлежащим ООО "Альянс" газопроводом, в результате чего сберегло денежные средства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По смыслу указанной статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, потерпевшим, имеющим право требовать возврата приобретателем денежных средств, полученных без установленных законом или сделкой оснований, является лицо, за счет которого обогатился приобретатель.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В предмет доказывания по спору о взыскании неосновательного обогащения входят следующие обстоятельства: факт получения ответчиком имущества, принадлежащего истцу; факт использования ответчиком этого имущества; период пользования имуществом, сумма неосновательного обогащения. Возможность извлечения и размер доходов от использования ответчиком неосновательно приобретенного имущества должны быть доказаны истцом (пункт 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении").
Расчет суммы неосновательного обогащения произведен истцом в соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 11.05.2012 N 99-э/2 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Дагестангазсервис" (ныне ООО "Газпром газораспределение Дагестан"), где размер тарифа составляет 235 рублей.
Согласно расчету истца неосновательное сбережение, возникшее на стороне ответчика (с учетом уточнения иска) по транспортировке 11 367 куб. м газа за период с 04.02.2013 по 31.08.2015 составляет 2 671 245 рублей при тарифе 235 рублей за 1 куб. м.
Согласно пункту 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение.
Таким образом, для расчета неосновательного обогащения по аналогии с арендными правоотношениями, имущество должно было выбыть из владения истца и поступить во владение ответчика. Владение представляет собой фактическое обладание вещью.
Истец, обосновывая свои требования, не указывает, что объекты газоснабжения, в том числе, сети газоснабжения, общей протяженностью 37 386 метров, находились во владении или распоряжении ответчика. При этом истцом произведен произвольный расчет, исходя из стоимости арендной платы в месяц в соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 11.05.2012 N 99-э/2 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Дагестангазсервис" (ныне ООО "Газпром газораспределение Дагестан").
По сведениям РСТ по РД информация о составляющих действующего тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Газпром газораспределение Дагестан" отсутствует.
В силу специфики спорного имущества к спорным правоотношениям подлежат применению нормативные акты, регулирующие отношения в сфере газоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 утверждены "Правила поставки газа в Российской Федерации" (далее - Правила N 162).
Пунктом 1 Правил N 162 установлено, что отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательны для всех лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.
Правилами также установлено, что поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем (пункт 5); преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют покупатели газа для государственных нужд, для коммунально-бытовых нужд и населения, а также покупатели, заключившие договоры на поставку газа ранее, на пролонгацию этих договоров (пункт 6); покупатель или поставщик газа имеет право на его транспортировку в соответствии с положениями об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционерного общества "Газпром" и к газораспределительным сетям, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 7); порядок и условия транспортировки газа по газотранспортной системе устанавливаются газотранспортной или газораспределительной организацией и оформляются договором в соответствии с настоящими Правилами (пункт 8).
Правилами N 162 определены понятия: "газораспределительные организации" - специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям; "газотранспортная организация" - обеспечивающая транспортировку газа организация, у которой магистральные газопроводы и газопроводы-отводы находятся в собственности или на иных законных основаниях; "газотранспортная система" - система газопроводов, соединяющая производителя газа и потребителя газа, включающая магистральные газопроводы, газопроводы-отводы, газораспределительные сети, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или покупателя в собственности или на иных законных основаниях; "транспортировка газа" - перемещение и передача газа по газотранспортной системе.
Из смысла данных определений следует, что, имея в собственности газопроводы, ООО "Альянс" должен быть отнесен к "газотранспортной организации".
В Российской Федерации установлены особенности правового режима газа как объекта отношений по транспортировке трубопроводным транспортом.
Особенности правового режима газа как объекта отношений по транспортировке трубопроводным транспортом определяются Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 3.05.2001 N 335 "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительным организациям для финансирования программ газификации", приказами Федеральной службы по тарифам "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам ОАО "Газпром", входящим в единую систему газоснабжения, для независимых организаций".
Статьей 5 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" установлено, что федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 7 Закона N 69-ФЗ установлено, что газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.
Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" установлено, что местная газораспределительная сеть - система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.).
Согласно пункту 1 указанного постановления любая организация на территории Российской Федерации имеет право на недискриминационный доступ к местным газораспределительным сетям для транспортировки газа к покупателям.
С учетом вышеизложенного, ООО "Альянс", получив в собственность объекты (газопроводы), предназначенные для транспортировки и подачи газа непосредственно потребителям с. Байрамаул и с. Генжеаул Хасавюртовского района Республики Дагестан, стало собственником газораспределительной системы, участником федеральной системы газоснабжения и местной газораспределительной сети, а, следовательно, обязано подчиняться единым нормам, правилам, требованиям и ограничениям, установленным законодательством Российской Федерации для ее участников, и исполнять функции газотранспортной организации.
При этом законом установлено, что собственником газораспределительной системы должна быть организация, способная осуществлять эксплуатацию сетей газоснабжения.
Следовательно, став собственником газораспределительной системы (газопроводов, предназначенных для транспортировки и подачи газа), истец принял на себя обязательства осуществлять безопасную эксплуатацию сетей газоснабжения и использовать принадлежащие ему сети не нарушая прав и законных интересов потребителей газа и прочих участников системы газоснабжения.
В соответствии со статьями 210, 211 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" газораспределительная сеть является опасным производственным объектом эксплуатация которого осуществляется с учетом того, что организация, эксплуатирующая его, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
Собственник имущества - газопровода, обязан нести расходы, связанные с его содержанием и эксплуатацией, в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 32 Закона N 69-ФЗ.
В силу пункта 4.2 ГОСТ Р 54983-2012 собственник газопровода - опасного производственного объекта, обязан обеспечить надлежащее его содержание в исправном и работоспособном состоянии путем выполнения комплекса работ, предусмотренного требованиями названного стандарта.
В соответствии со статьей 13 Закона N 69-ФЗ организация - собственник системы газоснабжения осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение промышленной и экономической безопасности объектов системы газоснабжения, охрану окружающей природной среды, на предупреждение потенциальных аварий и катастроф, ликвидацию их последствий.
В материалах дела отсутствуют доказательства несения ООО "Альянс" каких-либо расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией газопроводов. ООО "Альянс" не имеет материально-технической базы, аттестованных работников в штате и тарифа на транспортировку газа.
В целях осуществления расчетов между организациями, входящими в состав системы газоснабжения, организация - собственник данной системы определяет внутренние расчетные цены на газ и внутренние расчетные тарифы на услуги по транспортировке газа.
При этом, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации" установлено, что государственному регулированию цен (тарифов) подлежат не только тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, но и тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям.
Следовательно, каждая газотранспортная организация обязана обратиться в Федеральную службу по тарифам и получить тарифы на транспортировку газа по принадлежащим ей газопроводам.
Из материалов дела и данных РСТ по РД следует, что тариф для ООО "Альянс" не установлен. Истец, указывая на то, что ему отказано в получении тарифа, не представил доказательств оспаривания такого отказа.
В соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам России от 15.12.2009 N 411-э/7 (далее - Методические указания), услуги по транспортировке газа оказываются организациями, в собственности которых или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети.
В силу пунктов 10, 11, 15 Методических указаний расчет розничных цен на газ, реализуемый населению, осуществляется исходя из регулируемой оптовой цены на газ, реализуемой населению, установленной ФСТ России для данного субъекта Российской Федерации (без учета НДС); из региональной составляющей розничной цены на газ, которая определяется исходя из установленных ФСТ России тарифов на услуги по транспортировке газа (по группе население) для газораспределительных организаций, через газораспределительные сети которых непосредственно осуществляется поставка газа населению на территории данного субъекта Российской Федерации (без учета НДС); из установленного ФСТ России размера платы за снабженческо-сбытовые услуги для поставщиков газа (по группе население), осуществляющего его поставку населению на территории данного субъекта Российской Федерации (без учета НДС).
Следовательно, расходы, связанные с транспортировкой газа по газораспределительным сетям, не находящимся в собственности газораспределительной организации или не принадлежащим ей на других законных основаниях, не могут быть учтены при расчете тарифов на услуги по транспортировке. В связи с тем, что газопровод с. Байрамаул и с. Генжеаул Хасавюртовского района Республики Дагестан не находится в собственности либо на другом законном основании у ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" или ООО "Газпром газораспределение Дагестан", при расчете тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Газпром газораспределение Дагестан" затраты на обслуживание данного газопровода не были учтены в тарифе.
Денежные средства, уплаченные потребителями в счет оплаты газа, в части оптовой цены и платы за транспортировку газа направляются в доход, соответственно, производителя газа и газораспределительной организации за те участки газопровода, которые учтены в тарифе на транспортировку. Исходя из вышеизложенного следует, что поскольку ООО "Альянс" не получило тарифа на транспортировку газа по принадлежащим ему газопроводам, то такие расходы не предусмотрены в цене за газ, ввиду чего поставщик газа - ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" также не получал и не получает выгоду от транспортировки газа по газопроводам истца.
Только наличие установленных тарифов позволяет собственнику системы газоснабжения получать регулируемую плату за услуги по транспортировке газа по (пользованию) газопроводам истца.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что пользование имуществом (газопроводом) в рассматриваемом случае должно быть оплачено по регулируемому тарифу.
Поскольку сведения об установлении для истца вышеназванного тарифа отсутствуют, представленный истцом расчет неосновательного обогащения, подготовленный исходя из тарифа для ООО "Дагестангазсервис" (ныне ООО "Газпром газораспределение Дагестан"), то есть основанный на самостоятельно определенной цене, является неправомерным.
При этом, апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что неосновательное обогащение не может быть рассчитано исходя из стоимости арендной платы в месяц за пользование имуществом.
С учетом изложенного, поскольку на стороне ответчика отсутствует неосновательное обогащение вследствие приобретения либо сбережения имущества за счет истца, то в удовлетворении исковых требований ООО "Альянс" судом первой инстанции отказано правомерно.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой апелляционный суд согласен. Фактически доводы жалобы сводятся к не согласию апеллянта с выводами суда первой инстанции, положенными в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.02.2016 по делу N А63-10398/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-10398/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 ноября 2016 г. N Ф08-7752/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Альянс"
Ответчик: ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск"
Третье лицо: ООО "Газпром газораспределение Дагестан", РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7752/16
04.07.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1342/16
31.03.2016 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1342/16
18.02.2016 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-10398/15