г. Чита |
|
5 июля 2016 г. |
Дело N А58-4940/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.06.2016.
Полный текст постановления изготовлен 05.07.2016.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Юдина С.И., Бушуевой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Васильевой О.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Алексеева Анисия Анисиевича на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 3 марта 2016 года по делу N А58-4940/2015 по иску Министерства промышленности Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435054532, ОГРН 1071435010910) к индивидуальному предпринимателю Алексееву Анисию Анисиевичу (ИНН 143515390429, ОГРН 306143509600046) о расторжении контракта, третьи лица - временный управляющий Четверня Евгений Петрович, Государственное унитарное предприятие "Дирекция по газификации сельских населенных пунктов "Стройсельгазификация" (ОГРН 1021401063947, ИНН 1435013367), (суд первой инстанции: Артамонова Л.И.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Министерство промышленности Республики Саха (Якутия) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к индивидуальному предпринимателю Алексееву Анисию Анисиевичу о расторжении государственного контракта N 0316200000512000018-0041577-02 от 15.08.2012 и взыскании 3 480 063, 91 рублей, в том числе: 2 113 657,42 рублей основной долг и 1 366 406,49 рублей пени
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены временный управляющий должника Четверня Евгений Петрович, Государственное унитарное предприятие "Дирекция по газификации сельских населенных пунктов "Стройсельгазификация".
Определением суда от 12.11.2015 требование Министерства промышленности Республики Саха (Якутия) к индивидуальному предпринимателю Алексееву Анисию Анисиевичу о взыскании 3 480 063, 91 рублей оставлено без рассмотрения.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 3 марта 2016 года государственный контракт от 15 августа 2012 года на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Внутрипоселковые газовые сети с. Тюнгюлю, с. Тумул Мегино-Кангаласского улуса (II строительный поток - ПГБ N 3, газопровод низкого давления протяженностью - 3,9 км), заключенный между Министерством экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) и индивидуальным предпринимателем Алексеевым А.А., расторгнут.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит обжалуемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Считает исковые требования необоснованными. Полагает, что решение не соответствует и противоречит ст. 723 ГК РФ, вследствие неправильного установления фактических обстоятельств дела, имеющих значение для правильного рассмотрения спора. Полагает, что со стороны ответчика договор исполнен, в материалах дела отсутствуют доказательства нарушенных прав истца.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15 августа 2012 года между Министерством экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) (государственный заказчик) и ответчиком (подрядчик) заключен государственный контракт N 0316200000512000018-0041577-02 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Внутрипоселковые газовые сети с. Тюнгюлю, с.Тумул Мегино-Кангаласского улуса (II строительный поток- ПГБ N 3, газопровод низкого давления протяженностью -3,9 км)".
По условиям контракта (пункт 1.1) подрядчик в соответствии с проектно-сметной документацией, являющейся неотъемлемой частью настоящего государственного контракта, и согласованным графиком производства работ согласно приложению N 2 к настоящему Контракту обязуется по заданию Государственного заказчика выполнить работу, указанную в п. 1.2 настоящего контракта и сдать ее результат уполномоченному в соответствии с Инвестиционным договором N 1-ССГ/11 от 23.05.2011 г., постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 5 от 11.01.11 г. "Об утверждении Плана газификации населенных пунктов Республики Саха (Якутия) на 2011 г." (в ред. от 30.12.2011 N 675), распоряжением Правительства PC (Я) N 154-р от 27.02.12 представителю Государственного заказчика ГУЛ Дирекция Стройсельгазификация (Заказчик-застройщик), а Государственный заказчик обязуется обеспечить приемку результатов работы и их оплату в соответствии с условиями настоящего контракта и инвестиционного договора N 1-ССГ/11 от 23.05.2011, постановления Правительства Республики Саха (Якутия) N 5 от 11.01.11 "Об утверждении Плана газификации населенных пунктов Республики Саха (Якутия) на 2011 г." (в ред. от 30.12.2011 г. N 675), распоряжения Правительства PC (Я) N 154-р от 27.02.12 г.
Согласно пунктам 1.2-1.3 контракта подрядчик обязуется собственными силами выполнить все работы по строительству объекта: "Внутрипоселковые газовые сети с. Тюнгюлю, с. Тумул Мегино-Кангаласского улуса" (II строительный поток - ПГБ N 3, газопровод низкого давления протяженностью -3,9 км). Подрядчик обязуется завершить строительство и сдать объект, готовый к эксплуатации, в срок до 30.06.2013.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта стоимость работ определяется в соответствии с Протоколом соглашения о контрактной цене и составляет 9 020 425,24 (девять миллионов двадцать тысяч четыреста двадцать пять) рублей 24 копейки, включая все налоги, сборы, пошлины, установленные законодательством Российской Федерации, в соответствии с проектно-сметной документацией и расшифровкой цены контракта по видам работ и затрат согласно приложению N 1 к настоящему Контракту.
Согласно п. 3.3 контракта, окончательный взаиморасчет производится после сдачи
подрядчиком исполнительно-технической документации в соответствии с действующим законодательством и приемки объекта приемочной комиссией законченного строительством объекта (акт приемки законченного строительством объекта формы КС-11 в 4-х экземплярах).
Пунктом 3.4 контракта установлено, что финансирование производится на основании предоставления заказчику - застройщику 4-х экземпляров (за каждый законченный этап работ) согласно графику производства работ: 3.4.1 актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 за отчетный период; 3.4.2 справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 за отчетный период; 3.4.3 письма-заявки подрядчика на оплату с приложением счетов.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 28.11.2013 N 2337 "О Министерстве промышленности Республики Саха (Якутия)" образовано Министерство промышленности Республики Саха (Якутия), которому переданы функции Министерства экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) по выработке и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере промышленности. Министерство экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) переименовано в Министерство экономики Республики Саха (Якутия).
07 февраля 2014 года между Министерством экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия), Министерством промышленности Республики Саха (Якутия) и ИП Алексеевым А.А. заключено дополнительное соглашение к государственному контракту от 15.08.2012 N 0316200000512000018-0041577-02 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Внутрипоселковые газовые сети с. Тюнгюлю, с.Тумул Мегино-Кангаласского улуса", согласно п.1 которого с момента подписания настоящего дополнительного соглашения права и обязанности государственного заказчика по государственному контракту в том же объеме и на тех же условиях переходят к Министерству промышленности Республики Саха (Якутия).
Согласно пункту 5.1 контракта подрядчик обязуется выполнить все работы в объеме и сроки, предусмотренные в контракте и сдать готовый объект государственному заказчику, заказчику - застройщику с участием эксплуатирующей организации согласно п. 4.1 контракта.
Подрядчиком выполнен и сдан, а государственным заказчиком принят результат работ в соответствии с актом о приемке выполненных работ N 1 от 24.06.2013 года на сумму 6 906 767,82 рублей и в соответствии с актом о приемке выполненных работ N от 20.11.2014 года на сумму 1 480 820 рублей, всего на общую сумму 8 387 587,82 рублей.
Заказчиком-застройщиком (ГУП Дирекция "Стройсельгазификация") произведена оплата за часть выполненных работ по платежным поручениям N 363 от 26.09.2012, N 453 от 10.09.2013, 397 от 13.08.2013.
Государственный заказчик обратился к подрядчику с претензионным письмом исх.N И-04-3567 от 13.08.2015 о необходимости оплаты задолженности (неустойки за нарушение сроков выполнения работ), в случае отказа заказчик вынужден обратиться за взысканием неустойки и расторжением государственного контракта в арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Истец, ссылаясь на то, что ответчиком строительство не завершено и объект не сдан, невыполненными остались виды работ (установка ПГБ; электроснабжение ПГБ; вертикальная планировка и благоустройство ПГБ) на сумму 2 113 657,42 рублей, обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, исходил из обоснованности исковых требований о расторжении контракта.
Апелляционный суд полагает, что основания для переоценки выводов суда первой инстанции отсутствуют.
Исходя из существа заявленных требований по иску, а также правовой природы отношений, вытекающих из государственного контракта от 15.08.2012 и существа установленных в нем работ, к возникшему спору подлежат применению нормы главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, главы 29 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740 Гражданского кодекса Российской Федерации), проектные и изыскательские работы (статья 758 Гражданского кодекса Российской Федерации), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной.
На основании правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23.09.2008 N 5103/08 по делу N А21-4959/2004, односторонний отказ влечет прекращение договорных отношений между сторонами договора подряда независимо от указанного основания отказа.
Согласно представленному в материалы дела экспертному заключению N 18-ТУ-2 015 от 05.11.2015, проведенной обществом с ограниченной ответственностью "Газэкспертсервис" состояние участка газопровода низкого давления с. Тумул, ул. Октябрьская, построенного монтажной организацией ИП Алексеев А.А., на объекте: "Внутрипоселковые газовые сети с. Тюнгюлю, с. Тумул Мегино-Кангаласского улуса" не соответствует требованиям нормативно-технической документации и оценивается как негодное к эксплуатации.
Факт невыполнения ответчиком в полном объеме обязательств по контракту в предусмотренный контрактом срок установлен судом на основе исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно признан существенным нарушением условий контракта, поскольку заказчик не получил того результата, к которому стремился при заключении контракта.
При установленных по делу обстоятельствах, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд правомерно признал требования истца о расторжении контракта в связи с существенным нарушением ответчиком его условий подлежащими удовлетворению.
Аргументированных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
При обращении с апелляционной жалобой ответчику предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, в связи с чем, с Алексеева Анисия Анисиевича в доход федерального бюджета подлежит взысканию 3 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 3 марта 2016 года по делу N А58-4940/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Алексеева Анисия Анисиевича в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-4940/2015
Истец: Министерство промышленности Республики Саха (Якутия)
Ответчик: Ип Алексеев Анисий Анисиевич
Третье лицо: ГУП Дирекция по газификации сельских населенных пунктов "Стройсельгазификация", Четверня Евгений Петрович