г. Челябинск |
|
08 июля 2016 г. |
Дело N А34-121/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Карпачевой М.И., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Далматово на решение Арбитражного суда Курганской области от 26.04.2016 по делу N А34-121/2016 (судья Деревенко Л.А.).
Общество с ограниченной ответственностью "Агрохимия" (далее - общество "Агрохимия", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации города Далматово (далее - Администрация, заинтересованное лицо) от 16.12.2015 о переоформлении права бессрочного (постоянного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 45:04:030102:27 площадью 26 665 кв.м (свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования N КН-04-01105 от 22.06.1992) в собственность общества "Агрохимия" в соответствии пп. 11 п. 2 ст. 396 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст. 2, п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), п. 3 ст. 2 постановления Правительства Курганской области от 24.02.2015 N 34 "Об утверждении Порядка определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Курганской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Курганской области, предоставляемых без проведения торгов" (далее - Порядок N 34) на льготных условиях в размере 2,5% от кадастровой стоимости, в связи с тем, что на территории данного участка расположены линии электропередач "Охранная зона сооружения - электросетевой комплекс г. Далматово", 45.04.2.58, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании карты (плана) от 16.03.2012 N ПД 1265; об обязании Администрации переоформить в собственность общества "Агрохимия" указанный земельный участок на льготных условиях и заключить с обществом "Агрохимия" соответствующий договор купли-продажи земельного участка.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 26.04.2016 (резолютивная часть от 25.04.2016) требования заявителя удовлетворены.
Суд признал незаконным отказ Администрации, изложенный в письме от 16.12.2015, в предоставлении в собственность обществу "Агрохимия" земельного участка с кадастровым номером 45:04:030102:27 площадью 26 665 кв.м, с местоположением (адресом): Курганская область, г. Далматово, ул. Розы Люксембург, 35, с определением выкупной цены в размере 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка, и обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем направления в месячный срок проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 45:04:030102:27 площадью 26665 кв.м с определением выкупной цены в размере 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка.
С указанным решением суда не согласилась Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы полагает, что у заявителя отсутствует право на выкуп земельного участка по льготной цене, поскольку земельный участок сформирован с разрешенным использованием "для размещения производственной базы", и земельный участок для целей эксплуатации непосредственно размещенных на участке наземных линейных объектов не выделен и не сформирован.
Общество "Агрохимия" представило отзыв на апелляционную жалобу, котором просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились; заявитель просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.11.2015 общество "Агрохимия" обратилось в Администрацию с заявлением исх. N 36 от 18.11.2015 о переоформлении права бессрочного (постоянного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 45:04:030102:27 площадью 26 665 кв.м (свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования N КН-04-01105 от 22.06.1992) в собственность на льготных в силу пп. 11 п. 2 ст. 396 ЗК РФ, ст. 2, п. 2 ст. 3 Вводного закона, п. 3 ст. 2 Порядка N 34 условиях с определением выкупной цены в размере 2,5 % от кадастровой стоимости, в связи с тем, что на территории данного участка расположены линии электропередач "Охранная зона сооружения - электросетевой комплекс г. Далматово", 45.04.2.58 (л.д. 7).
К заявлению были приложены, в том числе, кадастровый паспорт земельного участка от 30.10.2015 N 45/201/2015-325910 и свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования N КН-04-01 105 от 22.06.1992.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 21.01.2016 N 45/201/2016-10060 (л.д. 23-25) земельный участок с кадастровым номером 45:04:030102:27 площадью 26 665 кв.м имеет разрешенное использование - для размещения производственной базы, правообладатель - Далматовская Агрохимия (бессрочное (постоянное) пользование, N КН-04-01105 от 22.06.1992), имеются ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст.ст. 56, 561 ЗК РФ, ограничения в использовании объектов недвижимости в границах охранной зоны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон". 45.04.2.58. Карта (план) от 16.03.2012 N ПД 1265.
Письмом от 16.12.2015 N И-363з Администрация отказала обществу "Агрохимия" в применении льготных условий при определении выкупной цены земельного участка в размере 2,5 % от кадастровой стоимости в силу того, что разрешенным использованием испрашиваемого земельного участка является "для размещения производственной базы", и на земельном участке отсутствуют линейные объекты заявителя (л.д. 6).
Считая данный отказ Администрации незаконным и нарушающим права заявителя в переоформлении права бессрочного (постоянного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 45:04:030102:27 на льготных условиях, общество "Агрохимия" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель имеет право на приобретение земельного участка в собственность по льготной цене, поскольку право на приватизацию реализуется обществом в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором расположены объекты энергетики.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы Администрации, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отмене судебного акта в связи с неправильным применением судом норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пп. 7 п. 2 ст. 393 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 399 настоящего Кодекса.
При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (пп. 2 п. 2 ст. 394 ЗК РФ).
Согласно п. 3 ст. 394 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Вводного закона права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 399 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 ЗК РФ. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2016 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона (п. 2 ст. 3 Вводного закона).
Пунктом 1 статьи 2 Вводного закона установлено, что при приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
В силу пп. 3 п. 2 Порядка N 34 продажа земельных участков, находящихся в собственности Курганской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Курганской области, предоставляемых без проведения торгов, осуществляется по цене, определяемой в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка юридическим лицам при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на период до 1 января 2016 года.
Таким образом, по смыслу изложенных норм, право на приобретение земельного участка в собственность по льготной цене имеет обладатель права постоянного бессрочного пользования земельным участком, обратившийся с заявлением о переоформлении права до 01.07.2012.ъ
В данном случае заявитель обратился в орган местного самоуправления 18.11.2015, в силу чего следует признать, что права на льготную приватизацию земельного участка как обладатель права постоянного бессрочного пользования участком он не имеет.
Выводы суда первой инстанции о наличии у заявителя права на выкуп земельного участка по льготной цене в силу размещения на нём линейных объектов также не могут быть признаны обоснованными.
В п. 2 ст. 3 Вводного закона (в редакции, действовавшей на момент обращения общества "Агрохимия" с заявлением исх. N 36 от 18.11.2015) федеральный законодатель установил, что юридические лица могут до 1 января 2016 года переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность по льготной цене.
При этом в силу пп. 6 п. 1 ст. 393, пп. 2 п. 8 ст. 398, ст. 3923 ЗК РФ под размещение линейных объектов земельным законодательством предусматривается предоставление земельных участков в собственность, в аренду на срок до сорока девяти лет, а также установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в пользу собственников данных линейных объектов.
В пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Реализацией принципа единства судьбы земельного участка и связанного с ним объекта недвижимости является установленное ст. 35 ЗК РФ нормативное закрепление запрета на отчуждение земельного участка без находящегося на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу, а также правило об обязательности отчуждения земельного участка при отчуждении находящегося на данном участке здания, строения, сооружения, в случае, если они принадлежат одному лицу. Тем самым условием применения данной нормы является соединение в руках одного субъекта прав на земельный участок и находящийся на нем объект недвижимости.
Согласно п. 1 ст. 391 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу п.п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ правом распоряжения имуществом обладает только его собственник.
Таким образом, исходя из системного толкования указанных норм ГК РФ и ЗК РФ, предусматривающих в качества принципа земельного законодательства единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, а также иных положений Кодекса, регламентирующих основания возникновения прав на земельный участок, а также порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует, что использование земельного участка на вещном или обязательственном праве обусловлено целью его предоставления, назначением земельного участка, волей сторон по определению условий его использования.
Следовательно, правом на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в публичной собственности и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), в порядке п. 2 ст. 3 Вводного закона обладают лишь те юридические лица, которые являются собственниками таких линейных объектов.
Иное толкование указанной правовой нормы приводило бы к необоснованному применению льготной цены для приватизации земельного участка в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования во всех случаях прохождения по участку линейных объектов, учитывая, что их существенным признаком является протяженность, в отсутствие вещных прав на данные объекты и соответствующих обязательств по их эксплуатации и поддержанию в надлежащем состоянии.
Указанный вывод подтверждается толкованием п. 2 ст. 3 Вводного закона, содержащемся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, согласно которому, принимая во внимание особый характер этих объектов, рассматриваемое положение, касающееся установления арендной платы на год в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, по существу представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей.
На основании п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 21.01.2016 N 45/201/2016-10060 (л.д. 23-25) земельный участок с кадастровым номером 45:04:030102:27 площадью 26 665 кв.м имеет разрешенное использование - для размещения производственной базы.
Из оспариваемого отказа Администрации, выраженного в письме от 16.12.2015 N И-363з (л.д. 6), усматривается, что на данном земельном участке расположены объекты недвижимости общества "Агрохимия", однако последним в дело не представлены доказательства того, что указанные объекты являются линейными объектами и что земельный участок с кадастровым номером 45:04:030102:27 используется им для целей эксплуатации таких объектов.
Факт принадлежности сооружения - электросетевой комплекс г. Далматово на вещном праве обществу "Агрохимия" заявителем в порядке ст.ст. 65, 66 АПК РФ также не подтвержден.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что у суда первой инстанции не было правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
То обстоятельство, что по земельному участку заявителя проходят линии электропередач, а в кадастровом паспорте земельного участка имеется отметка об ограничении прав на земельный участок, предусмотренные ст.ст. 56, 561 ЗК РФ, в связи с установлением охранных зон объектов электросетевого хозяйства, с учетом толкования п. 2 ст. 3 Вводного закона не предоставляет заявителю, не являющемуся их собственником, права на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования по льготной цене.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене, заявление общества "Агрохимия" - без удовлетворения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления подлежат распределению в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ и относятся на заявителя.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы Администрации с общества "Агрохимия" в доход федерального бюджета в силу п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" взысканию не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 26.04.2016 по делу N А34-121/2016 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Агрохимия" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-121/2016
Истец: ООО "Агрохимия"
Ответчик: Администрация города Далматово Курганской области