г. Чита |
|
08 июля 2016 г. |
Дело N А58-4212/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Д.В. Басаева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческой фирмы "Ормикс" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2016 года по делу N А58-4212/2015 по исковому заявлению Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045905, ИНН 1435134280) к Обществу с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческой фирмы "Ормикс" (ОГРН 1031402041109, ИНН 1435071295) о понуждении в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу заключить договор аренды земельного участка и по встречному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческой фирме "Ормикс" (ИНН 1435071295, ОГРН 1031402041109) к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435134280, ОГРН 1031402045905) о признании торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка недействительными и о применении последствий,
суд первой инстанции, судья Эверстова Р.И.,
при участии в судебном заседании:
от истца: не было;
от ответчика: не было;
установил:
Истец, Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, обратился в Арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным 14.01.2016 в порядке ст. 49 АПК РФ, к ответчику, Обществу с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческой фирме "Ормикс" о понуждении в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 14:36:104044:235, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Билибина, д. 44/10, площадью 3 237 кв.м. и взыскании 6 858 400 рублей упущенной выгоды.
Ответчик обратился со встречным исковым заявлением к истцу, о признании торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Билибина, под строительство многоквартирного жилого дома, недействительными и о применении последствий, предусмотренных статьей 167 ГК РФ, в виде возврата задатка в сумме 1 714 600 рублей.
Решением суда первой инстанции 28.03.2016 истцу отказано в удовлетворении требований. Ответчику также отказано в удовлетворении встречных требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Срок, предусмотренный пунктом 26 Постановления N 808, пунктом 26 извещения о проведении открытого аукциона по продаже прав на заключение договора аренды земельного участка, не соблюден, договор аренды земельного участка в указанный срок сторонами подписан не был.
Между тем, материалами дела не доказано то, что Департамент приглашал общество для заключения договора аренды или направлял (вручал) ему для подписания договор аренды, а общество в свою очередь не явился или не вернул подписанный экземпляр договора аренды земельного участка.
Ссылку Департамента на то, что общество обязано подписать проект договора, опубликованный на сайте вместе с извещением о проведении аукциона, суд не принимает, поскольку на организатора аукциона возложена обязанность по заключению договора аренды с обществом, что предполагает направление проекта договора с указанием всех данных в адрес общества, которая Департаментом не исполнена. Таким образом, Департамент не доказал, что общество является уклонившимся от заключения договора аренды земельного участка, что соответствует имеющимся в деле доказательствам.
Суд считает, что Департамент не доказал вину общества в возникновении убытков, факт противоправного поведения общества, а именно - уклонение от заключения договора аренды земельного участка, причинную связь между противоправным поведением общества и понесенными, по утверждению Департамента, убытками в виде упущенной выгоды.
Кроме того, для исключения или уменьшения размера убытков Департамент вправе был провести новый аукцион о праве на заключение договора аренды земельного участка или заключить договор аренды земельного участка с участником, который предложил цену, следующую за ценой общества.
Общество не воспользовалось правом на обращение с соответствующим запросом в орган местного самоуправления, который бы в установленном порядке названную информацию предоставил, либо обратился за получением соответствующих технических условий; не представил своих запросов адресованных сетевым организациями для анализа содержания запросов на соответствие требованиям этих сведений тем требованиям, предусмотренным пунктом 8 указанных правил; не представил доказательства обращения по всем остальным видам снабжения электро-, тепло-, газоснабжения.
Анализ содержания извещения об открытом аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка позволяет сделать вывод о соблюдении требований к извещению о проведении торгов, предусмотренных пунктом 8 Порядка проведения торгов, в части индивидуализации земельного участка. В извещении приведено указание на уникальный кадастровый номер земельного участка, подробные сведения о местоположении земельного участка, его площади, об отсутствии обременения, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом не доказано недействительность торгов по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. В отсутствие оснований признания торгов по продаже права аренды земельного участка недействительным, исковое заявление общества не подлежит удовлетворению.
Как видно, в качестве последствий недействительности торгов, общество преследует цель возврата ему задатка. Между тем, последствия уклонения победителя торгов от подписания протокола, а также заключения договора, основания для возврата задатка, уплаченного от подписания протокола, а также от заключения договора, основания для возврата задатка, уплаченного участником торгов, определяются пунктами 4, 5 статьи 448 Гражданского кодекса РФ, пунктами 28, 30, 31 Правил.
Исходя из изложенных норм права, единственный возможный случай отказа в возврате задатка претенденту это уклонение от подписания протокола о результатах торгов.
В деле отсутствует подтверждение факта нарушения прав и интересов общества при проведении открытого аукциона по продаже прав и законных интересов общества.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представленным ходатайством ответчик просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200298493071.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции не принял во внимание, нарушение правил установленных абз. 7 п. 1 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, т.е. иные нарушения правил установленных законом.
Так, на момент направления истцом запроса от 24.02.2014 в адрес ОАО АК Якутскэнерго и его ответа об отсутствии технических условий на присоединение к электрическим сетям, на момент выдачи технических условий на водоснабжение и канализацию от ОАО Водоканала, на газоснабжение от ОАО Сахатранснефтегаз спорный земельный участок отсутствовал в гражданском обороте.
В нарушение требований законодательства в извещении о проведении торгов надлежащим образом не был определен предмет торгов, поскольку технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения в отношении спорного земельного участка не были определены, размещенная организатором торгов информация является недостоверной.
Дополнительно ответчик представил в суд апелляционной инстанции пояснения о том, что на спорном земельном участке размещена подстанция ПАО "Якутскэнерго".
Представитель истца в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200298493064.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представленным ходатайством истец просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 07.06.2016.
Согласно пункту 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров (ч.1)
Указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве (ч.2).
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей на дату проведения аукциона) установлено, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса (ч.2).
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение));
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (ч.4).
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием, в том числе, для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду (ч.7).
Статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом (ч.4).
Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 настоящего Кодекса (ч.5).
Статьей 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для жилищного строительства (за исключением индивидуального и малоэтажного жилищного строительства) проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, основанные на результатах инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение) (ч.1).
Аукцион по продаже земельного участка для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка является открытым по составу участников и по форме подачи заявок (далее для целей настоящей статьи - аукцион) (ч.3).
Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (ч.7).
Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона (ч.8).
Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети "Интернет" и опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы (ч.9).
Извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения:
1) об организаторе аукциона;
2) о наименовании органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении аукциона, о реквизитах указанного решения;
3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;
4) о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение (технологическое присоединение);
5) о начальной цене предмета аукциона (начальной цене земельного участка или начальном размере арендной платы);
6) о "шаге аукциона";
7) о форме заявки на участие в аукционе, о порядке приема, об адресе места приема, о дате и о времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;
8) о размере задатка, о порядке его внесения участниками аукциона и возврата им, о реквизитах счета для перечисления задатка;
9) о существенных условиях договора, в том числе о сроке аренды (ч.10).
Организатор аукциона обязан вернуть внесенный задаток заявителю, не допущенному к участию в аукционе, в течение трех дней со дня оформления протокола приема заявок на участие в аукционе (ч.21).
Организатор аукциона ведет протокол аукциона, в котором фиксируется последнее предложение о цене приобретаемого в собственность земельного участка или о размере арендной платы (ч.23).
Результаты аукционов оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и победителем аукциона в день проведения аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. В протоколе также указываются:
1) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, об основанных на результатах инженерных изысканий параметрах разрешенного использования объекта капитального строительства и о технических условиях подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, а также о плате за подключение (технологическое присоединение);
2) победитель аукциона;
3) цена приобретаемого в собственность земельного участка или размер арендной платы (ч.24).
Организатор аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона обязан возвратить задатки лицам, участвовавшим в аукционе, но не победившим в нем (ч.25).
Информация о результатах аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона в периодических печатных изданиях, в которых сообщалось о проведении аукциона, и размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет", указанном в пункте 9 настоящей статьи (ч.26).
Во исполнение ч. 4 ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков действовавшие в рассматриваемый период до 01.03.2015.
Пунктом 8 Правил установлено, что извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать следующие сведения:
а) форма торгов и подачи предложений о цене или размере арендной платы;
б) срок принятия решения об отказе в проведении торгов;
в) предмет торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные;
г) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения;
д) наименование организатора торгов;
е) начальная цена предмета торгов или начальный размер арендной платы, "шаг аукциона", размер задатка и реквизиты счета для его перечисления;
ж) форма заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах;
з) условия конкурса;
и) место, дата, время и порядок определения участников торгов;
к) место и срок подведения итогов торгов, порядок определения победителей торгов;
л) срок заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка;
м) дата, время и порядок осмотра земельного участка на местности;
н) проект договора купли-продажи или аренды земельного участка;
о) сведения о сроке уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа), а также о порядке, сроках и размерах платежей, если земельный участок продается в рассрочку.
Пунктом 25 Правил установлено, что результаты торгов оформляются протоколом, который подписывается организатором торгов, аукционистом (при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы) и победителем торгов в день проведения торгов. Протокол о результатах торгов составляется в 2 экземплярах, один из которых передается победителю, а второй остается у организатора торгов. В протоколе указываются:
а) регистрационный номер предмета торгов;
б) местоположение (адрес), кадастровый номер земельного участка, данные о государственной регистрации прав на земельный участок;
в) предложения участников торгов;
г) имя (наименование) победителя (реквизиты юридического лица или паспортные данные гражданина);
д) цена приобретаемого в собственность земельного участка или размер арендной платы;
е) срок уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа);
ж) порядок, сроки и размеры платежей, если земельный участок продается в рассрочку (график платежей).
26. Протокол о результатах торгов является основанием для заключения с победителем торгов договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Договор подлежит заключению в срок не позднее 5 дней со дня подписания протокола.
Статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене (ч.2).
Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов (ч.3).
Участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.
При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору (ч. 5).
Если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.
Лицо, уклонившееся от подписания протокола, обязано возместить причиненные этим убытки в части, превышающей размер предоставленного обеспечения (ч.6).
Статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:
кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;
на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;
продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;
были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;
были допущены иные нарушения правил, установленных законом (ч.1).
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса (ч.2).
Как указывал ответчик во встречном исковом заявлении (т. 1, л. 68) истец при проведении торгов нарушил порядок организации и проведения аукциона, установленный в ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации. В частности, по мнению ответчика, организатор торгов не довел до участников аукциона, что плата за подключение к электрическим сетям составляет 6-7 млн. руб. и включает как само подключение, так и устройство трансформаторной подстанции.
Суд апелляционной инстанции, оценив данный довод ответчика в порядке ст. 71 АПК РФ не находит законных оснований согласиться с данным доводом по следующим основаниям.
Оценивая извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Билибина, 44/10 под строительство многоквартирного дома (т. 1, л. 73), а также иную аукционную документацию суд апелляционной инстанции считает, что она полностью соответствует требованиям, установленным вышеуказанным законодательством.
Так, из данного извещения в частности следует, что в сведениях о Технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и информации о плате за подключение указано: Сведения о технических условиях на подключение к существующим источникам газоснабжения N АЗО-23-3/2014 от 07.04.2013; Техническое условие от 14.03.2014 N 215/3151 от ОАО АК "Якутскэнерго" на подключение к электрическим сетям; Техническое условие от 10.03.2014 N 24 от ОАО "Водоканал" на подключение к сетям водоснабжения и канализации, информация о плате за подключение в приложении N 2.
Из указанного следует, что аукционная документация содержала сведения об условиях технического подключения к электрическим сетям, что указывает на то, что такие условия были доведены для участников аукциона.
Из письма ОАО АК "Якутскэнерго" от 14.03.2014 N 215/3151 О технической возможности подключения объекта к электрическим сетям (т.1, л. 93) следует, что технической возможности для технологического присоединения объекта "Многоквартирный жилой дом" ул. Билибина на данный момент нет.
Таким образом, из материалов дела следует, что аукционной документацией до участников аукциона доведены технические условия подсоединения к электрическим сетям объекта на данном земельном участке, в связи с чем доводы общества о том, что рассматриваемый аукцион является недействительным по заявленным ответчиком основаниям не нашли своего подтверждения.
То обстоятельство, что указанные сведения о подключении содержали сведения о невозможности подключения к электрическим сетям объекта планируемого к строительству, не свидетельствует о недобросовестности организаторов торгов, поскольку открыто они доводят до участников аукциона объективную ситуацию о возможностях технического подключения.
В свою очередь участники аукциона вправе принимать решение об участи в аукционе на указанных условиях. То обстоятельство, что в дальнейшем обществом была изыскана возможность подключения электрическим сетям указанного объекта, не свидетельствует о недействительности проведенных торгов.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела не подтверждаются доводы ответчика о проведении указанного аукциона с нарушениями законодательства, в связи с чем у суда нет оснований для признания его недействительным.
Оценивая доводы апелляционной жалобы о взыскании с истца, внесенного обществом обеспечения в размере 1 714 600 руб., суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что по итогам проведенного аукциона его победителем признано ООО ПКФ "Ормикс", как участник, предложивший наибольшую сумму.
Как было указано выше, основанием для возврата предоставленного обеспечения является, признания торгов недействительными, либо не признание участника аукциона победителем.
Между тем, как установил суд первой инстанции, общество, будучи признанным победителем аукциона, фактически уклонилось от его подписания. Факт уклонения подтверждается тем, что общество после подписания протокола по итогам аукциона, обратилось к истцу с заявлением о рассмотрении возможности предоставления ему рассрочки по внесению платы стоимости права на заключение договора аренды либо ее уменьшения на сумму работ для подключения к электросетям.
Между тем, частью 8 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что условия договора, заключенного по результатам торгов в случае, когда его заключение допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом.
Поскольку условие стоимости права аренды имеет существенное значение, заключение указанного договора возможно исключительно на торгах и законом не установлено иного, суд апелляционной инстанции считает, что общество не имело законных оснований требовать заключения договора аренды на измененных условиях. При этом как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, неподписание договора аренды на условиях, содержащихся в аукционной документации, обусловлено исключительно нежеланием общества подписать его на объявленных условиях, что свидетельствует об уклонении общества от его подписания.
Выводы суда первой инстанции о том, что именно истец обязан был направить победителю договор аренды для подписания, суд апелляционной инстанции находит ошибочными, поскольку такой обязанности правовые акты не содержат.
Суд апелляционной инстанции считает, что из смысла указанных правовых актов следует, что поскольку содержание договора аренды известно и доступно участникам аукциона и его изменение не допускается, инициатива направления подписанного договора аренды может принадлежать как победителю аукциона, так и организатором торгов.
То обстоятельство, что организатор торгов не проявил инициативу и не направил в установленный срок победителю аукциона для подписания надлежащим образом оформленный договор аренды, суд апелляционной инстанции расценивает как вину кредитора, не позволившей взыскать с ответчика заявленные истцом убытки.
Кроме того, суд апелляционной инстанции усматривает, что суд первой инстанции обоснованно отказал истцу во взыскании убытков, поскольку как правильно указал суд первой инстанции, истец не представил суду доказательств, свидетельствующих о возникновении убытков. Кроме того, поведение организаторов торгов нельзя в данном случае расценить как добросовестное, поскольку в случае уклонения победителя аукциона от заключения договора аренды в пятидневный срок со дня подписания протокола, организатор торгов вправе был, как выйти с требованием о понуждении победителя заключить договор аренды, так и заключить договор аренды со следующим участников аукциона, чего не было сделано организатором торгов. В то же время, в суд с рассматриваемым требованием истец также обратился в суд по истечении очень длительного срока с момента истечения срока для заключения такого договора, что также свидетельствует о вине кредитора.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что поскольку победитель аукциона фактически уклонился от заключения договора аренды, суд первой инстанции обоснованно отказал ему во взыскании с истца по встречному исковому требованию суммы внесенного аванса.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе ответчику в удовлетворении встречных исковых требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "28" марта 2016 года по делу N А58-4212/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-4212/2015
Истец: Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска
Ответчик: ООО Производственно-коммерческая фирма "Ормикс"