г. Москва |
|
08 июля 2016 г. |
Дело N А41-8848/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей: Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гамолиной Ю.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Искра-ВЭКТ" - Медведев В.П. (по доверенности от 11.01.2016),
от заинтересованного лица по делу - МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица по делу - Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Искра-ВЭКТ" на решение Арбитражного суда Московской области от 05.05.2016 по делу N А41-8848/16, принятое судьей Л.В. Федуловой, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Искра-ВЭКТ" к МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" о признании отказа незаконным, третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Искра-ВЭКТ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к муниципальному образованию "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" (далее - администрация, заинтересованное лицо) с требованиями:
- признать отказ Администрации от 12.11.2015 за N 3435 незаконным;
- обязать Администрацию предоставить заявителю земельный участок, площадью 3164 кв. м, по адресу: Московская обл., г. Воскресенск, ул. Докторова, с кадастровым номером 50:29:0070601:39, в аренду для обслуживания жилой застройки без проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.05.2016 по делу N А41-8848/16 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права и принять новый судебный акт об удовлетворении требований. Представитель общество в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области", Министерства имущественных отношений Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителя общества, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 06.02.2006 заявитель обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, площадью 3700 кв. м в аренду для строительства здания под редакцию телевидения, газеты и участка кабельного телевидения ООО "Искра-ВЭКТ".
27.05.2008 опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка для строительства здания под редакцию телевидения, газеты и участка кабельного телевидения ООО "Искра-ВЭКТ", расположенного по адресу: г. Воскресенск, ул. Докторова.
Как следует из представленной в материалы дела выписки из протокола N 17 от 19.06.2008, межведомственная земельная комиссия при главе Воскресенского муниципального района Московской области одобрила предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду.
08.08.2014 заявителем в отношении земельного участка, площадью 3164 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., г. Воскресенск, ул. Докторова (далее - спорный земельный участок) подготовлен Акт о выборе земельного участка для строительства.
21.08.2014 заявитель обратился в Администрацию с заявлением о согласовании схемы расположения спорного земельного участка, а также о согласовании Акта выбора земельного участка для строительства.
Постановлением Администрации от 09.04.2015 N 800 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый квартал 50:29:0070601, площадью 3164 кв. м, ООО "Искра-ВЭКТ", с видом разрешенного использования "для строительства здания под редакцию телевидения, газеты и участка кабельного телевидения ООО "Искра-ВЭКТ", категория земель - земли населенных пунктов, местоположение: Московская обл., г. Воскресенск, ул. Докторова.
Постановлением Администрации от 28.08.2015 N 1958 внесены изменения в постановление N 800 от 09.04.2015, а именно: словосочетание "для строительства здания под редакцию телевидения, газеты и участка кабельного телевидения ООО "Искра-ВЭКТ" заменено на словосочетание: "обслуживание жилой застройки".
Согласно кадастровому паспорту N МО-15/ЗВ-2082741 спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 12.10.2015 с присвоением кадастрового номера земельного участка 50:29:0070601:394 с разрешенным использованием: обслуживание жилой застройки.
28.10.2015 заявитель вновь обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду без торгов.
12.11.2015 заявителю письмом N 3435 Администрация отказала в предоставлении спорного земельного участка в аренду, ссылаясь на ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (заявитель не входит в перечень лиц, имеющих право на получение государственной услуги по предоставлению земельного участка в аренду без проведения торгов).
Не согласившись с указанным ответом, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Согласно совместному Постановлению Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 01 июля 1996 года N 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Часть 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса, действовавшим на момент первоначального обращения общества в администрацию, был предусмотрен следующий порядок предоставления земельных участков:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
- выполнение в отношении земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);
- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Из доводов общества следует, что он фактически просит предоставить ему земельный участок в аренду без проведения торгов (для строительства без предварительного согласования места размещения объекта) исходя из того, что подал заявление о предоставлении в аренду земельного участка в 2006 году.
По объяснениям общества, все требования для этого выполнены, в том числе была опубликована информация о предоставлении участка.
Между тем с данными объяснениями предпринимателя согласиться нельзя.
В силу пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса, действовавшего до дня вступления в силу Закона N 171-ФЗ (01.03.2015), для предоставления земельного участка в аренду для строительства без предварительного согласования места размещения объекта требовалась публикация сообщения:
- о проведении торгов (конкурсов, аукционов);
- или о приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
При этом из содержания пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса следует, что при предоставлении земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения орган местного самоуправления вправе принять решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) либо о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов), поскольку законодатель допускает возможность предоставления земельных участков без проведения торгов в тех случаях, когда отсутствует высокий спрос на земельный участок, с тем чтобы обеспечить вовлечение земель в оборот и их экономически выгодное использование (постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.02.2015 по делу N А41-20678/14).
Как указывает общество, в газете "Наше слово" от 27.05.2008 была размещена информация о предстоящем предоставлении в аренду спорного земельного участка.
Требование пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса преследует цель обеспечить предоставление земельных участков на наиболее выгодных условиях, отвечающих целям развития соответствующего муниципального образования.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что население муниципального образования, индивидуальные предприниматели и юридические лица должны быть проинформированы не просто о факте оформления прав на земельный участок, а о том, в каком порядке такой участок предоставляется (на торгах/без их проведения), сведения, дающие этим лицам представление о том, могут ли они претендовать на получение земельного участка в аренду, подать соответствующие заявления.
Кроме того, из пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса следует, что до публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов, органом местного самоуправления должно быть принято решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов).
Также обоснованным является вывод суда первой инстанции, что в данном случае решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) не принималось, информация о принятии администрацией такого решения в упомянутой публикации не приводилась. Указание о проведении торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора аренды данного земельного участка отсутствовало в названной публикации, равно как и указание на прием заявлений о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал такую публикацию ненадлежащей, а требование пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса - исполненным.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что долгий временной период, прошедший с момента публикации сообщения о предоставлении земельного участка до согласования схемы расположения (6 лет), не позволяет считать соблюденным требование по информированию населения.
В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей со дня вступления в силу Закона N 171-ФЗ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Учитывая изложенное выше, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание.
Согласно п. 1 ст. 34 Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В соответствии с п. 5, 6 ст. 31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Постановлением Администрации от 09.04.2015 N 800 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, акт о выборе земельного участка утвержден не был, то есть решение о предварительном согласовании места размещения объекта, предусмотренное п. 6 ст. 31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) принято не было.
Таким образом, общество не доказало наличие оснований для приобретения права на участок без проведения торгов, предусмотренных п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.05.2016 по делу N А41-8848/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-8848/2016
Истец: ООО "ИСКРА - ВОСКРЕСЕНСКОЕ ЭФИРНО-КАБЕЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ "
Ответчик: МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области"
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области