8 июля 2016 г. |
Дело N А84-1199/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05.07.2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.07.2016 г.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Оликовой Л. Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мосейчук М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ирис" на решение Арбитражного суда города Севастополя, рассмотренное в порядке упрощенного производства, от 27.05.2016 г. по делу N А84-1199/2016 (судья Александров А.Ю.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ирис" (ОГРН 1149204013705)
к Межрегиональному Управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления N 04-16/11 от 09.03.2016 г.
при участии:
от ООО "Ирис" - Ананьев С.Н., директор,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ирис" обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому федеральному округу от 09.03.2016 г. N 04-16/11 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного города Севастополя, рассмотренным в порядке упрощенного производства, от 27.05.2016 г. в удовлетворении заявления отказано.
ООО "Ирис" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.05.2016 г. отменить, заявление удовлетворить. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, нарушением административным органом порядка рассмотрения административного дела.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2016 г. апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению.
В судебном заседании представитель ООО "Ирис" настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом. До начала судебного заседания известил суд о возможности рассмотрения жалобы в отсутствие представителя, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Суд на основании ст. ст. 121, 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ считает возможным рассмотрение жалобы в отсутствие представителя административного органа, надлежащим образом извещенного о дате судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы и назначении судебного заседания своевременно размещена судом в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в пределах, предусмотренных статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, при этом исходит из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что ООО "ИРИС" зарегистрировано в качестве юридического лица 19.08.2014 г., ОГРН 1149204013705 (т. 1 л.д.41). Основным видом деятельности организации является оптовая торговля мясом, мясом птицы, продуктами и консервами из мяса и мяса птицы. В качестве дополнительного вида деятельности указано розничная и оптовая торговля пивом (Код 51.34.22 и 52.25.12) (т. 1 л.д. 35-38).
Административным органом установлено, что заявителем в 4 квартале 2015 г. осуществлялась деятельность по обороту алкогольной продукции (пива и пивных напитков).
ООО "ИРИС" в процессе осуществления деятельности по обороту алкогольной продукции (пива и пивных напитков) посредством автоматизированной информационной системы "Декларирование" представило в Межрегиональное Управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому федеральному округу декларацию об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения N 7 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 года N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Правила N815), за 4 квартал 2015 г. с нарушением срока, установленного указанными Правилами - 25 января 2016 г.
По данному факту 04.02.2016 г. начальником отдела контроля за декларированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Крымскому федеральному округу Панчик А. К. подготовлена служебная записка на имя заместителя руководителя Управления о необходимости возбуждения дела об административном правонарушении по статье 15.13 КоАП РФ без проведения административного расследования в отношении ООО "ИРИС" (т. 1 л.д. 88-89).
Главным специалистом-экспертом отдела по контролю за соблюдением лицензионных условий и требований в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Крымскому федеральному Садретдиновым О.Р. 24.02.2016 г. в отсутствие законного представителя ООО "ИРИС", надлежащим образом извещенного, был составлен протокол N 04-16/11 об административном правонарушении (т.1 л.д. 62-65). Факт надлежащего извещения общества подтверждается почтовым уведомлением (т.1 л.д. 82).
Заместителем руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Крымскому федеральному округу Бакаловой А.А. на основании материалов дела об административном правонарушении, вынесено постановление N 04-16/11 от 09.03.2016 г. о назначении административного наказания, которым ООО "ИРИС" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.13 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000,00 руб. (т. 1 л.д. 54-58).
Не согласившись с данным постановлением, ООО "Ирис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая возникший спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя, о доказанности административным органом события административного правонарушения, каких-либо обстоятельств, носящих исключительный характер и позволяющих применить положения статьи 2.9 КоАП РФ к рассматриваемым отношениям, судом не установлено.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Согласно положениям частей 4 и 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо за несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо за включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона правонарушения по статье 15.13 КоАП РФ выражается, в том числе, в искажении информации и (или) нарушении порядка и сроков декларирования объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу пункта первого статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Пунктом 4 названной статьи предусмотрено, что порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации во исполнение этих полномочий Постановлением от 09.08.2012 N 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее-Правила N 815).
Согласно пункту 2 Правил N 815 декларации представляют организации осуществляющие, в том числе закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции, производство и (или) оборот пива и пивных напитков.
Пункт 9 Правил устанавливает, что организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку этилового спирта для производства этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, использование этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год на технические и иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд, закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или используемой в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции, представляют декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 7.
Декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (пункт 15 Правил N 815).
Таким образом, срок представления деклараций за 4 квартал 2015 г. - не позднее 20 января 2016 г.
В пункте первом статьи 26 Закона N 171-ФЗ закреплено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
В соответствии с пунктами 16, 17 Правил N 815 декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи". Согласно пункту 21 Правил N 815 при предоставлении декларации по телекоммуникационным каналам связи, днем ее предоставления считается дата ее отправки.
Между тем, в силу п. 21 Правил N 815 Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка при получении деклараций в тот же день передает квитанцию о приеме деклараций в форме электронного документа организациям по телекоммуникационным каналам связи. Обязанность общества по подаче декларации считается исполненной только после получения квитанции от Федеральной службы о приеме указанной декларации.
Из материалов дела следует, что заявителем была подана декларация об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции посредством автоматизированной информационной системы "Декларирование" 25.01.2016 г., то есть с нарушением срока, установленного действующим законодательством, после чего декларация была принята и сохранена в базу 25.01.2016 г. в 13 ч. 48 мин., что подтверждается квитанцией N 6034673 от 25.01.2016 г. о приеме декларации.
Таким образом, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что декларация за четвертый квартал 2015 г. подана им 25.01.2016 г. по форме приложения N 7 к Правилам N815, с нарушением предусмотренного действующим законодательством срока.
ООО "ИРИС" указывает, что субъективная сторона вменяемого правонарушения в виде вины в данном случае отсутствует, так как общество первично подало декларацию в установленный законом срок 19.01.2016 г., однако по причине сбоев работы автоматизированной информационной системы "Декларирование" не была выгружена в базу, после чего ООО "ИРИС" предпринимались попытки подачи декларации 20.01.2016 г., 21.01.2016 г. и только 25.01.2016 г. декларация была принята уполномоченным органом.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Пунктом третьим статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Критерии виновности юридического лица подразумевают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо, возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка (статья 2.1 КоАП РФ, пункт 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Вопрос наличия в действиях заявителя вины устанавливался Управлением в ходе производства по делу об административном правонарушении. Как следует из оспариваемого постановления, вина заявителя заключается в том, что общество, располагая необходимой информацией и реальной возможностью для формирования и представления декларации, заблаговременно не приняло все зависящие от него меры по соблюдению норм Федерального закона от N 171-ФЗ по представлению декларации в установленный срок.
Общество ссылается на факт подачи декларации своевременно 19.01.2016 г., однако получив отказ в выгрузке его в базу 19.01.2016 г. в 18 час. 18 мин., дальнейшую попытку подачи декларации осуществило лишь 20.01.2016 г. в 14 час. 44 мин., последующие попытки предпринимались 21.01.2016 г. и 25.01.2016 г., следовательно, не предприняло всех зависящих от него заблаговременных и срочных последующих после выявления факта непринятия Декларации мер по совершению обязательства в установленный законом срок.
Действующими Правилами не установлена обязанность по предоставлению Декларации в последний день установленного срока (в том числе, в конце либо по завершению рабочего дня). Заявителем не представлено доказательств невозможности исполнения этой обязанности ранее, не дожидаясь истечения предельного срока предоставления декларации. При этом необходимо учесть, что из материалов дела следует, что Декларация заявителя за 4 квартал 2015 г. содержала нулевые показатели, ее заполнение не требовало ни значительного времени, ни уточнения показателей, на получение дополнительной информации (например, от поставщиков), а непринятие Декларации обусловлено исключительно ошибками технического характера, допущенными при ее заполнении самим заявителем.
При этом, оценивая добросовестность заявителя, суд отмечает, что обязанность по сдаче Декларации возникла для заявителя не впервые: материалами дела подтверждается, что постановлением Управления N 04-09/175 от 14.01.2016 г. ООО "ИРИС" было привлечено к административной ответственности по ст.15.13 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000,00 рублей в связи с нарушением срока и порядка подачи Декларации за 3 квартал 2015 г., а постановлением N 04-09/165 от 14.01.2016 г. - в виде штрафа в сумме 50 000,00 руб. по ст. 15.13 КоАП РФ за искажение информации в Декларации за 3 квартал 2015 г., что свидетельствует об осведомленности заявителя с правилами декларирования оборота алкогольной ответственности и мерами ответственности за нарушение указанных правил.
Таким образом, при достаточной степени заботливости и осмотрительности общество могло предпринять меры по своевременному предоставлению декларации после получения отрицательного ответа в ее выгрузке в базу, установить соответствующий контроль за выполнением действующего законодательства сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и надлежащим образом выполнить обязательные требования, с учетом того, что общество ранее привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения, однако не исполнило таковых ввиду пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
В данном случае Обществом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что совершение правонарушения обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
ООО "Ирис" имело реальную и объективную возможность для соблюдения законодательства в области алкогольного регулирования. Не выполняя требования законодательства в области оборота алкогольной продукции, общество, как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск, осуществляющий предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением указанного законодательства.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к требованиям законодательства, касающимся порядка и срока представления декларации при декларировании алкогольной продукции за 4 квартал 2015 г.
Нарушение порядка и срока предоставления деклараций об объемах розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции препятствует осуществлению своевременного контроля со стороны административного органа за оборотом алкогольной продукции.
Исходя из положения ст. 2.9 КоАП РФ, положений постановления Пленума ВАС РФ 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах, следует признать, что наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ, административным органом надлежащим образом доказано.
Размер административного штрафа проверен судом апелляционной инстанции и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения и отсутствия обстоятельств, смягчающих административную ответственность, в минимальном размере, предусмотренном ст. 15.13 КоАП РФ.
Судом установлено отсутствие процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа.
Постановление по делу об административном правонарушении от 09.03.2016 г. N 04-16/11 вынесено административным органом в пределах его полномочий и срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Судом не принимаются доводы жалобы о том, что административным органом нарушен порядок рассмотрения дела, поскольку они опровергаются материалами дела и обоснованно были отклонены судом первой инстанции.
Доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, и позволяющие отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 269-271, ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя, рассмотренное в порядке упрощенного производства, от 27.05.2016 г. по делу N А84-1199/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ирис" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в установленном законом порядке.
Судья |
Л. Н. Оликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1199/2016
Истец: ООО "Ирис"
Третье лицо: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому федеральному округу