город Москва |
|
08 июля 2016 г. |
Дело N А40-54540/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.07.2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08.07.2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Солоповой А.А., Веклича Б.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Суриловым М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.03.2016,
по делу N А40-54540/14 (133-348), принятое судьей Михайловой Е.В.,
по иску ПАО "Центральное конструкторское бюро связи" (ИНН 7734047929, ОГРН 1027700204399)
к ответчикам: 1) Департаменту городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 10377395104232); 2) Правительству Москвы (ИНН 7710489036, ОГРН 1027739813507); 3) Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ИНН: 7726639745, ОГРН 1097746680822); 4) Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340);
об установлении кадастровой стоимости равной рыночной
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Виноградов А.П. по дов. от 20.06.2016;
от ответчиков: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Центральное конструкторское бюро связи" (далее ПАО "ЦКБ-связь", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее Управление Росреестра по Москве, первый ответчик), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее ФГБУ "ФКП Росреестра", второй ответчик), Правительству Москвы (третий ответчик), Департаменту городского имущества города Москвы (далее Департамент, четвертый ответчик) с исковыми требованиями: установить кадастровую стоимость на нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Народного Ополчения, д. 34 стр. 1, общей площадью 10 925,3 кв. м, с кадастровым номером 77:08:0010004:10102, в размере рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2013, в размере 248 779 517 руб., с применением данного размера кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года; обязании Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственной кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Народного Ополчения, д. 34 стр. 1, общей площадью 10 925,3 кв. м, с кадастровым номером 77:08:0010004:10102, действующей в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2013 и равной 248 779 517 руб.; взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" расходы по подготовке отчета ООО "АДН Консалт- Международный центр оценки и финансовых консультаций" от 17.02.2014 N 1764н/2014 об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Народного ополчения, д. 34, стр. 1, и экспертного заключения от 28.03.2014 N 3-0057/14 в размере 176 000 руб. (на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации), из которых 80 000 руб. за подготовку отчета об определении рыночной стоимости и 96 000 руб. за проведение экспертизы (с учетом принятого судом уточнения исковых требований и привлечения по заявлению истца к участию в деле в качестве ответчиков Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.04.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015, в иске отказано.
Отказывая в иске, суд исходил из того, что права Общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного здания его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости указанного объекта. При этом суд руководствовался суждением, что поскольку установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, то в связи с утверждением уполномоченным органом результатов новой кадастровой оценки недвижимости (в данном случае Постановлением N 688-ПП) кадастровая стоимость в размере рыночной по состоянию на дату предыдущей оценки (утвержденной Постановлением N 752- ПП) не может быть внесена в кадастр.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15.10.2015 Решение Арбитражного суда города Москвы от 07.04.2015, и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 по настоящему делу отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы. При этом суд кассационной инстанции сослался на то, что отказ судов в иске не соответствует вышеназванным нормам материального права.
Истцом при новом рассмотрении дела заявлено об изменении предмета иска.
В новой редакции истец требует: 1) Установить кадастровую стоимость на нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Народного Ополчения, д. 34 стр. 1, общей площадью 10 925,3 кв.м., с кадастровым номером 77:08:0010004:10102 в размере их рыночной стоимости в размере 328 246 037 руб., с применением данного размера кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российский Федерации, с 01.01.2014 по 31.12.2014; 2) взыскать с Правительства Москвы расходы по подготовке отчета ООО "АДН Консалт-Международный центр оценки и финансовых консультаций" от 17.02.2014. N 1764н/2014 об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Народного Ополчения, д. 34 стр. 1, и экспертного заключения от 28.03.2014 N Э-0057/14 в размере 176 000 руб., в том числе 80 000 руб. за подготовку отчета об определении рыночной стоимости и 96 000 руб. за подготовку экспертного заключения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.03.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 30.03.2016, Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят указанное решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчиков, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, истец является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Народного Ополчения, д. 34, стр. 1, общей площадью 10 925,3 кв. м, с кадастровым номером 77:08:0010004:10102. Спорный объект недвижимости поставлен на кадастровый учет (кадастровый паспорт N 77/501/14-14745), объекту присвоен кадастровый номер 77:08:0010004:10102.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве", вступившим в силу с 01.01.2014, утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве, в том числе утверждена кадастровая стоимость вышеназванных нежилых помещений, принадлежащих истцу на праве собственности, по состоянию на 01.01.2013, в размере 1 210 451 478,99 руб., данный размер кадастровой стоимости содержится в кадастровом паспорте от 16.01.2014 N 77/501/14-14745.
Вышеназванное постановление Правительства утратило силу с 01.01.2015.
Заявляя, что кадастровая стоимость здания значительно превышает его рыночную стоимость, чем нарушаются права истца как собственника данного имущества, так и плательщика налога на имущество организаций, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221- ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в соответствии с настоящим Законом.
Согласно части 2 статьи 1 указанного Закона Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Кадастровая стоимость спорного объекта, владельцем которого является истец, определена на основании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и установлена в размере 1 210 451 478 руб. 99 коп.
Истец в обоснование исковых требований указал, что кадастровая стоимость здания значительно превышает рыночную стоимость здания, в результате чего нарушаются права истца, как собственника объекта недвижимого имущества, и как плательщика налога на имущество организаций, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 78.2 НК РФ, что влечет значительное и необоснованное увеличение налоговых платежей.
Согласно отчету ООО "АДН Консалт-Международный центр оценки и финансовых консультаций" от 17.02.2014 N 1764н/2014 об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Народного Ополчения, д. 34 стр. 1, экспертное заключение от 28.03.2014 N Э-0057/14, рыночная стоимость данных нежилых помещений составляет 530 299 393,22 руб.
Согласно пункту 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Как следует из положений ст.ст. 375-378.2 НК РФ, налоговая база по налогу на имущество организаций и порядок ее определения устанавливается посредством использования понятия кадастровой стоимости капитального строительства, которым определяется объект налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Следовательно, в случае неправильного определения кадастровой стоимости земельного участка неправомерное увеличение налоговой базы влечет за собой увеличение налоговых обязательств заявителя, тем самым нарушая его права и законные интересы.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции принял во внимание, что в соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно п. 11 ч. 2 ст. 7 Закон о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу ст. 3 Закона N 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
На основании ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона об оценочной деятельности) под кадастровой стоимостью понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
В силу ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 24.20 названного Закона предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221- ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (пункт 7 части 2 статьи 7 - сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации содержащихся в пункте 12 Постановления от 30 июня 2015 г. N 28 при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Как установлено судом, сведения о спорных нежилых помещениях внесены в государственный кадастр недвижимости 27.05.2013, т.е. после даты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве утвержденных постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП.
Кадастровая стоимость спорного нежилого помещения определена с применением утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" соответствующего удельного показателя кадастровой стоимости объектов капитального строительства на основании приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 18.03.2011 N 113 "Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости", поскольку спорные нежилые помещения внесены в Государственный кадастр недвижимости 27.05.2013.
Таким образом, в данном случае датой определения кадастровой стоимости спорного нежилого помещения является дата, с которой закон связывает необходимость внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменениях, повлекших за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с названной статьей, то есть 27.05.2013.
Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости); об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
По делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на истце.
На основании ст. 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендованной для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Следовательно, одним из допустимых доказательств по данным спорам является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Закона об оценочной деятельности и правилам федеральных стандартов оценки.
Согласно подготовленному ООО "Прогресс Оценка" по заказу истца Отчету об оценке N 3012/15-92 от 12.01.2016 "Определение рыночной стоимости нежилых помещений, назначение: нежилое, общая площадь 10925, 3 кв.м., этаж подвал, 1, 2, 3, 4, 5, тех. этаж, номера на поэтажном плане: подвал, помещение I - комнаты с 1 по 3, 21, 21а, 216, с 22 по 27, 27а, с 28 по 33, с 35 по 37, с 39 по 41, с 68 по 79; помещение II - комната 1; этаж техн., помещение IX - комнаты с 1 по 3; помещение XI - комнаты 1, 1а, с 2 по 6, 6а, с 7 по 30; этаж 1, помещение IV - комнаты с 1 по 10, с 12 по 88, с 90 по 106; этаж 2, помещение V - комнаты с 22 по 34, с 38 по 87, с 94 по 99; этаж 3, помещение VI - комнаты с 17 по 52, с 60 по 106; этаж 4, помещение VII - комнаты с 13 по 18, 21, 24, с 26 по 47, 54, с 56 по 76; этаж 5, помещение VIII - комнаты с 1 по 98, с 100 по 105; помещение б/н - комната Б1, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Народного Ополчения, д. 34 стр. 1", и положительному экспертному заключению N 91/206 на отчет об оценке N 3012/15-92 от 12.01.2016, подготовленному Общероссийской общественной организацией "Российской общество оценщиков" рыночная стоимость вышеуказанных нежилых помещений, по состоянию на 27.05.2013 (дату постановки этих помещений на кадастровый учет) составляет 328 246 037 руб. (с учетом НДС).
Отчет об оценке объекта недвижимости, соответствует законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности), а лицо его составившее, отвечает, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам, доказательств недостоверности отчета выполненного ООО "Прогресс Оценка" по заказу истца, несоответствия его требованиям законодательства об оценочной деятельности, не представлено.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что кадастровая стоимость названного объекта недвижимости, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, существенно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы истца, суд первой инстанции правомерно посчитал, что требование истца об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений общей площадью 10925, 3 кв.м., расположенных по адресу: г. Москва, ул. Народного Ополчения, д. 34 стр. 1 по состоянию на 27.05.2013 в размере его рыночной стоимости 328 246 037 руб. (с учетом НДС), являются правомерными и подлежащими удовлетворению.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принял во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30.03.2016 по делу N А40-54540/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
А.А. Солопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-54540/2014
Истец: ОАО "Центральное конструкторское бюро связи", ПАО "ЦКБ-связь"
Ответчик: Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы, Управление Росреестра по городу Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы регистрации , кадастра и картографии"
Третье лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Хронология рассмотрения дела:
06.09.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14249/15
08.07.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-24339/16
30.03.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-54540/14
15.10.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14249/15
06.07.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-22839/15
03.04.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-54540/14