г. Москва |
|
11 июля 2016 г. |
Дело N А40-10039/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ГК "Автодор" и Федерального дорожного агентства
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.04.2016 по делу N А40-10039/16,
принятое судьей Н.Е. Девицкой (122-82)
по заявлению ОАО "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки"
к Федеральному дорожному агентству,
третье лицо: ГК "Автодор",
об оспаривании распоряжения,
при участии:
от заявителя: |
Кисляков Е.В. по доверенности от 13.05.2014; |
от ответчика: |
Мексичева А.С. по доверенности от 30.05.2016, Колыбанов А.А. по доверенности от 11.01.2016; |
от третьего лица: |
Гатапова Ю.Б. по доверенности от 12.02.2016; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным распоряжения Федерального дорожного агентства от 24.08.2015 N 1537-р "Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-км - 58-км" в части отсутствия в строке 2 приложения к распоряжению от 24.08.2015 N 1537-р кадастрового номера подлежащего изъятию земельного участка площадью 5 652 кв.м.
Также общество просило обязать Федеральное дорожное агентство внести в строку 2 приложения к распоряжению от 24.08.2015 N 1537-р "Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-км - 58-км" кадастровый номер 50:10:0000000:16125 изымаемого земельного участка площадью 5 652 кв.м.
Решением суда от 15.04.2016 заявление общества удовлетворено.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Федеральное дорожное агентство и Государственная компания "Автодор" обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение отменить, в удовлетворении заявления обществу отказать.
В судебном заседании апелляционного суда представители Федерального дорожного агентства и Государственной компании "Автодор" поддержали апелляционные жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции, поскольку считают его незаконным и необоснованным, принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционных жалоб не согласился, считает жалобы необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении Федеральным дорожным агентством положений п.3 ст.6, п.4 ст.56.6. Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ч.3 ст.1, ч.1 ст.7 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре).
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с ч.1 ст.4 АПК РФ правом на обращение в арбитражный суд обладает заинтересованное лицо.
Из содержания ч.2 ст.201 АПК РФ следует, что ненормативный правовой акт признается судом недействительным при наличии одновременно двух условий - не соответствие его закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону (иному нормативному правовому акту) в силу ч.5 ст.200 АПК РФ возложена на орган, совершивший действие (бездействие).
При этом, согласно положений ч.1 ст.9, ч.1 ст.65 АПК РФ представление доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым ненормативным правовым актом возложена на самого заявителя.
В рамках данного спора апелляционный суд с учетом положения ч.1 ст.268 АПК РФ о повторном рассмотрении дела приходит к выводу, что обществом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым ненормативным правовым актом.
Как следует из материалов рассматриваемого дела, основным вопросом возникшего спора является вопрос о кадастровом номере земельного участка, подлежащего изъятию у общества согласно Распоряжению Федерального дорожного агентства от 24.08.2015 N 1537-р.
Правовое регулирование общественных отношений, связанных с оборотом земли, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации.
В п.4 ст.56.6. ЗК РФ сказано, что в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.
В п.4 ст.56.6. ЗК РФ и в Земельном кодексе Российской Федерации отсутствует указание, что в решении об изъятии земельного участка должен быть указан кадастровый номер изымаемого земельного участка.
Как изложено выше, оспариваемое распоряжение Федерального дорожного агентства принято от 24.08.2015.
В кадастровом паспорте изымаемого земельного участка от 16.09.2015 указан его кадастровый номер 50:10:0000000:16125. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 01.07.2015.
Таким образом, изымаемый земельный участок имеет кадастровый номер. Кадастровый номер присвоен изымаемому земельному участку до издания оспариваемого распоряжения.
Само по себе неуказание кадастрового номера изымаемого земельного участка не делает незаконным оспариваемое распоряжение.
Притом, что само по себе изъятие земельного участка обществом не оспаривается. Из материалов рассматриваемого дела не следует, что неуказание кадастрового номера создает неопределенность при исполнении оспариваемого распоряжения, что фактически изымается земельный участок в иных границах.
Апелляционный суд отклоняет довод о нарушениях оспариваемым распоряжением положений ч.3 ст.1, ч.1 ст.7 Закона о государственном кадастре.
В соответствии с ч.3 ст.1 Закона о государственном кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В ч.1 ст.7 Закона о государственном кадастре перечислены сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, подлежащие внесению в государственный кадастр недвижимости.
В такие сведения включены кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с ч.1 ст.1 Закона о государственном кадастре настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).
В то время как вопросы изъятия земельных участков регулируются Земельным кодексом Российской Федерации.
Как изложено выше, Земельный кодекс Российской Федерации не требует при изъятии земельного участка указывать его кадастровый номер в решении об изъятии.
Следовательно, не имеет правового значение указание кадастрового номера земельного участка в решении об изъятии.
Доводы, изложенные в заявлении общества, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое решение суда первой инстанции подлежит отмене, заявление общества подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.04.2016 по делу N А40-10039/16 отменить.
В удовлетворении заявления ОАО "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-10039/2016
Истец: ОАО "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки", ОАО КСП Химки
Ответчик: Федеральное дорожное агентство
Третье лицо: ГК "АВТОДОР", ГК "Российские автомобильные дороги"