г. Челябинск |
|
11 июля 2016 г. |
Дело N А76-878/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" в лице филиала "Челябэнерго" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25 апреля 2016 года по делу N А76-878/2016 (судья Наконечная О.Г.).
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" - Микерина Е.С. (доверенность от 28.12.2015 N ЧЭ-52), Плахин А.М. (доверенность от 12.01.2016 N ЧЭ-17/20).
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" в лице филиала "Челябэнерго" (далее - заявитель, налогоплательщик, ОАО "МРСК Урала", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения Главного управления лесами Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 05.10.2015 об отказе в предоставлении в аренду лесных участков, сформированных под опорами.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 25.04.2016 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "МРСК Урала" просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на имеющее по его мнению место быть, со стороны арбитражного суда первой инстанции при принятии решения, неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов, положенных в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, фактическим обстоятельствам. В частности, заявитель ссылается на то, что срок аренды в данном случае не имеет существенного значения при рассмотрении настоящего дела, поскольку данное регулируется при подписании договора аренды, который не являлся предметом спора между сторонами. Кроме того, податель апелляционной жалобы полагает ошибочными выводы арбитражного суда первой инстанции о том, что из представленных заявителем документов не усматривается, что на испрашиваемых земельных участках находятся объекты, принадлежащие на праве собственности заявителю.
Заинтересованное лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило и явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей заявителя, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из материалов дела, ОАО "МРСК Урала" на праве собственности принадлежат линейные сооружения ВЛ-6, расположенные на землях лесного фонда Кусинского участкового лесничества.
ОАО "МРСК Урала" 24.08.2015 обратилось в Главное управление лесами Челябинской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков лесного фонда Кусинского участкового лесничества, расположенных под опорами линейных сооружений ВЛ-6.
Решением в форме письма от 05.10.2015 N 7273 заинтересованным лицом отказано заявителю в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков лесного фонда Кусинского участкового лесничества, расположенных непосредственно под опорами линейных сооружений ВЛ-6. Данный отказ мотивирован ссылками на ст. 45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), а также на Правила использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, - в связи с чем, по мнению заинтересованного лица, опоры являются неотъемлемой технологической частью линейного объекта. В этой связи Управление предложило ОАО "МРСК Урала" оформить право пользования лесным участком для линейного объекта или осуществить перевод лесного участка, занятого опорами из категории земель лесного фонда в земли иных категорий.
В силу условий п. 13 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов являются одним из видов использования лесов.
Согласно части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 ЛК РФ на землях лесного фонда допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры - для использования линий электропередачи и других линейных объектов.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов (ч. 2 ст. 45 ЛК РФ).
Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты (ч. 3 ст. 45 ЛК РФ).
Статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации, имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 89 ЗК РФ землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 89 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486 утверждены Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486).
Согласно пункту 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486, обособленные земельные участки, отнесенные к одной категории земель и предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи (линии связи, обслуживающей электрическую сеть), могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества (единого землепользования) с присвоением одного кадастрового номера.
Согласно пункту 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486, в порядке, предусмотренном пунктами 3 - 5 настоящих Правил, определяются размеры земельных участков (частей земельных участков), отнесенных к категориям земель, не указанным в пункте 2 настоящих Правил, если хозяйствующим субъектам предоставлено право использовать эти участки (части участков) для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети).
В этой связи арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у заявителя отсутствует обязанность по заключению договора аренды земельного участка лесного фонда под всей трассой линейного объекта ВЛ-6, а, выделение в аренду лесных участков под опорами не является нарушением назначения использования лесного участка, предоставляемого для эксплуатации ВЛ-6.
В силу условий части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для: 1) осуществления работ по геологическому изучению недр; 2) разработки месторождений полезных ископаемых; 3) использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; 4) использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты); 5) переработки древесины и иных лесных ресурсов; 6) осуществления рекреационной деятельности; 7) осуществления религиозной деятельности.
Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель (ч. 2 ст. 21 ЛК РФ).
В целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 названной статьи, допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (ч. 5 ст. 21 ЛК РФ).
Согласно части 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Из содержания Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, также не следует, что земельный участок, приходящийся на охранную зону, должен находиться в аренде у собственника линейных объектов.
Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 также утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (далее - Правила от 10.06.2011 N 223).
В пункте 9 Правил от 10.06.2011 N 223 предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Таким образом, законодательством Российской Федерации не предусмотрено предоставление в пользование лесных участков и выдача специальных разрешений в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов.
В этой связи, арбитражный суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заинтересованного лица о том, что предоставление лесного участка только под опоры ЛЭП противоречит принципам лесного законодательства.
Частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи (положения части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям неприменимы).
Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 названного Кодекса (для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов);
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 указанного Кодекса.
Частью 3 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случае использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Частью 10 статьи 74 ЛК РФ установлено, что Порядок подготовки договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и его заключения утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 N 319 утвержден Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - Порядок от 26.07.2011 N 319).
В силу подпункта "н" пункта 3 Порядка от 26.07.2011 N 319, по договору аренды лесной участок предоставляется для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
В случае заключения договора аренды лесного участка без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 ЛК РФ заинтересованное в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 5 Порядка от 26.07.2011 N 319 (п. 18 Порядка от 26.07.2011 N 319).
Согласно пункту 20 Порядка от 26.07.2011 N 319 в заявлении должны быть указаны следующие сведения:
а) полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма заявителя, его местонахождении, адрес, реквизиты банковского счета - для юридического лица; фамилия, имя, отчество заявителя, адрес места жительства (временного проживания), данные документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, банковские реквизиты;
б) местоположение и площадь лесного участка, который предполагается взять в аренду;
в) обоснование цели, вида и срока использования лесного участка, который предполагается взять в аренду.
ОАО "МРСК Урала" обратилось в Главное управление лесами Челябинской области с заявлением о предоставлении шести земельных участков лестного фонда в аренду сроком на 49 лет, тогда как, согласно пункту 9 Порядка от 26.07.2011 N 319, в случаях, предусмотренных подпунктами "л" и "н" пункта 3 настоящего Порядка, а также пунктом 3 части 3 статьи 74 ЛК РФ, договор аренды заключается на срок до 49 лет (то есть, менее 49 лет).
В силу подпункта "б" пункта 23 Порядка от 26.07.2011 N 319 одним из оснований для принятия решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка является подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных настоящим Порядком.
В этой связи арбитражный суд первой инстанции обоснованно указал, что совокупность условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в целях удовлетворения требований, заявленных ОАО "МРСК Урала", отсутствует.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу условий пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 рублей (платежное поручение от 16.05.2016 N 11488 на сумму 3000 рублей) подлежит возврату открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25 апреля 2016 года по делу N А76-878/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" в лице филиала "Челябэнерго" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 16.05.2016 N 11488 государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-878/2016
Истец: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала", ОАО "МРСК Урала"
Ответчик: Главное управление лесами Челябинской области, ГУ лесами Челябинской области