г. Пермь |
|
12 июля 2016 г. |
Дело N А60-3014/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Гуляковой Г. Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя ОАО "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в лице филиала Свердловская железная дорога - Белкина О.В., паспорт, доверенность от 21.10.2015;
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 13 по Свердловской области (ИНН 6676000010, ОГРН 1116611000582) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Свердловская железная дорога
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 апреля 2016 года
по делу N А60-3014/2016,
принятое судьей Савиной Л.Ф.
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Свердловская железная дорога
к Межрайонной ИФНС России N 13 по Свердловской области,
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
ОАО "РЖД" в лице филиала Свердловская железная дорога (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 13 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании незаконным решения о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения от 19.10.2015N 11-39/1897.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.04.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение суда подлежит отмене, так как принято при неправильном применении норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает на то, что с момента государственной регистрации права собственности ОАО "РЖД" на земельный участок с кадастровым номером 66:44:0000000:0007, а также подъездные пути Ирбитского мотозавода, расположенные на данном земельном участке, право федеральной собственности на данные объекты прекращено и перешло к коммерческой организации ОАО "РЖД", соответственно, применение заявителем налоговой ставки 0,8% является законным.
Налоговый орган представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы жалобы, просил решение отменить.
Налоговый орган о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направил, что в силу ч. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие. Кроме того судом на основании ч. 2 ст. 156 АПК РФ удовлетворено поступившее до судебного заседания ходатайство заинтересованного лица о рассмотрении материалов дела без участия своего представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 13 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, представленной 12.05.2015 ОАО "РЖД" по телекоммуникационным каналам связи.
Результаты камеральной налоговой проверки оформлены актом от 19.10.2015 N 11-39/2099, на основании которого инспекцией 19.10.2015 вынесено решение N11-39/1897 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Принятым решением установлена неуплата обществом земельного налога за 2014 год в сумме 48 676 руб., ОАО "РЖД" привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату земельного налога в виде штрафа в размере 375,60 руб.
Решением УФНС России по Свердловской области от 14.12.2015 N 1496/15 решение инспекции оставлено без изменения.
Считая, что решение инспекции не соответствует налоговому законодательству и нарушает его права и законные интересы в предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения недействительным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, согласился с выводами инспекции о том, что земельный налог по объекту налогообложения - земельному участку с кадастровым номером 66:44:0000000:7, расположенному по адресу: Свердловская область, г. Ирбит, с разрешенным использованием - подъездные и другие железнодорожные пути, необходимо исчислять по ставке 1,5 %, как для прочих земельных участков, доначисление земельного налога по указанному земельному участку произведено инспекцией обоснованно.
Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято при неполном выяснении обстоятельств дела с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1). Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога (пункт 2).
Ставки земельного налога на территории муниципального образования город Ирбит установлены решением Ирбитской городской Думы от 27.10.2005 г. N 94 в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии со ст. 5 указанного решения, налоговая ставка в отношении земельных участков предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, строительного комплекса, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок; занятых железнодорожными подъездными путями на праве собственности, за исключением земельных участков, занятых объектами федерального железнодорожного транспорта, составляет 0,8%.
В отношении прочих земельных участков, согласно пп. 8, 5 решения Ирбитской городской думы от 27.10.2005 N 94 (в ред. от 31.10.2013 г. N 147) ставка земельного налога составляет 1,5% от кадастровой стоимости.
Как следует из решения инспекции, основанием для доначисления земельного налога послужил вывод проверяющих о том, что ОАО "РЖД" в уточненной налоговой декларацией N 1 по земельному налогу за 2014 г. по объекту налогообложения - земельному участку с кадастровым номером 66:44:0000000:7, расположенному по адресу: Свердловская область, г. Ирбит, с разрешенным использованием - подъездные и другие железнодорожные пути, ставка земельного налога применена неверно, а именно: применена налоговая ставка равная 0,8%, тогда как должна быть применена налоговая ставка равная 1,5%.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что подъездные пути, расположенные на спорном земельном участке, являются объектом федерального железнодорожного транспорта. Следовательно, ставка земельного налога согласно решению Ирбитской городской Думы в размере 0,8% в отношении спорного земельного участка, не применяется. Земельный налог необходимо исчислять по ставке 1,5 %, как для прочих земельных участков.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", ст. 90 Земельного кодекса РФ, ст. 2 Устава железнодорожного транспорта, утвержденного Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что подъездные пути, принадлежащие ОАО "РЖД" на праве собственности, расположенные на спорном земельном участке, также принадлежащем ОАО "РЖД" на праве собственности, являются объектом федерального железнодорожного транспорта.
Суд апелляционной инстанции находит указанные выводы суда неверными.
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (пункт 1 статьи 214 ГК РФ).
В соответствии с п.6. ст. 1 ст. 1, Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" имущество железнодорожного транспорта может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" имуществом федерального железнодорожного транспорта являются имущественные комплексы государственных унитарных предприятий и имущество государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (в том числе имущество социального назначения).
К земельным участкам, занятым объектами федерального железнодорожного транспорта, относятся земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемые в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 29-ФЗ, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, именно они являются федеральной собственностью.
Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, установлены Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 N 264, согласно которому пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги".
Положения данного нормативного акта не распространяются на земельные участки, находящиеся в собственности ОАО "РЖД".
При этом, в отношении земельных участков, занятых объектами федерального железнодорожного транспорта, ОАО РЖД является арендатором и, следовательно, на него не распространяются обязанности налогоплательщика.
Именно указанные земельные участки предусмотрены в качестве исключения из перечня объектов налогообложения, в отношении которых применяется ставка земельного налога 0,8%.
В отношении земельных участков, принадлежащих ОАО РЖД на праве собственности, необходимо учитывать следующее.
Частью 1 статьи 217 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта
В процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта в 2003 году создан единый хозяйствующий субъект - ОАО "РЖД" - путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал ОАО "РЖД".
ОАО "РЖД" является коммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "Об акционерных обществах", "О приватизации государственного и муниципального имущества" и "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (п. 1 Устава ОАО "РЖД", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 N 585).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 "О создании Открытого акционерного общества "Российские железные дороги", в уставный капитал общества вносится имущество организаций федерального железнодорожного транспорта, включенных в прогнозный план приватизации, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.08.03 N 1111- р.
Пунктом 3 ст. 4 Федерального закона N 29-ФЗ от 27.02.2003 "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" установлено, что земельные участки, за исключением земельных участков, предоставленных для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона, а также земельных участков, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, вносятся в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Внесение недвижимого имущества организаций федерального железнодорожного транспорта в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта осуществляется без предварительной государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права хозяйственного ведения или права оперативного управления организаций федерального железнодорожного транспорта на указанное имущество. Основанием для государственной регистрации такого имущества является сводный передаточный акт.
Совместным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной экономической комиссии Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р утвержден Сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемых в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД".
Согласно указанному сводному передаточному акту, Российская Федерация, как собственник, распорядилась федеральным имуществом путем внесения в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД", а ОАО "РЖД" приняло имущество (имущественные комплексы) организаций федерального железнодорожного транспорта, включая земельные участки.
Как следует из разъяснений, изложенных в абз. 4 п. 12 совместного Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22, при внесении недвижимого имущества в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал юридического лица, право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права за таким юридическим лицом в ЕГРП.
Земельный участок с кадастровым номером 66:44:0000000:0007, а также подъездные пути Ирбитского мотозавода, расположенные на данном земельном участке, внесены в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД", на основании сводного передаточного акта в ходе приватизации объектов федерального железнодорожного транспорта.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:44:0000000:0007 принадлежат ОАО "РЖД" согласно Свидетельству о государственной регистрации права, от 04.03.2004 N 66АБ 296689.
Право собственности на подъездные пути Ирбитского мотозавода, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 66:44:0000000:0007, принадлежат ОАО "РЖД" на праве собственности согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 05.03.2004 N 66АБ 227028.
Таким образом, с момента государственной регистрации права собственности ОАО "РЖД" на земельный участок с кадастровым номером 66:44:0000000:0007, а также подъездные пути Ирбитского мотозавода, расположенные на данном земельном участке, право федеральной собственности на данные объекты прекращено и перешло к коммерческой организации ОАО "РЖД".
Соответственно, вывод суда первой инстанции о том, что подъездные пути Ирбитского мотозавода, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 66:44:0000000:0007, являются объектом федерального железнодорожного транспорта, не соответствует обстоятельствам дела и основан на неверном истолковании положений законодательства.
Также не может быть признан обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что отнесение земельных участков к землям транспорта в соответствии со ст. 90 Земельного кодекса РФ и разделение железнодорожных путей на пути общего и необщего пользования означает разделение (отнесение) указанных объектов.
Как было установлено ранее, имущество железнодорожного транспорта, в том числе и земли транспорта, может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отнесение земельных участков к землям транспорта в соответствии с земельным кодексом определяет категорию данных участков и разрешенное использования земельного участка, но не форму собственности земельного участка и расположенных на них объектов.
Разделение железнодорожных путей на пути общего и необщего пользования также не связано с определением формы собственности на данные объекты, т.к. предназначено для определения особенностей использования и совершения технологических операций применительно к осуществлению перевозочного процесса, что прямо вытекает из положений ст. 2 Устава железнодорожного транспорта, утвержденного Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ, п. 1.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, в соответствии с которыми железнодорожные пути необщего пользования могут принадлежать владельцу инфраструктуры и другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям.
В соответствии с пп.5 п. 5 Решения Ирбитской. городской Думы от 27.10.2005 г. N 94 (в ред. от 31.10.2013 г. N147) ставка земельного налога, в отношении земельных участков занятых железнодорожными подъездными путями на праве собственности, за исключением земельных участков, занятых объектами федерального железнодорожного транспорта установлена в размере 0,8 %.
Таким образом, налоговая ставка в размере 0,8% в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:44:0000000:0007 (не являющегося федеральной собственностью и на котором отсутствуют объекты федерального железнодорожного транспорта) применена верно.
При этом суд отмечает, что решение Ирбитской городской Думы принято в соответствии с главой 31 НК РФ, согласно которой налоговые ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от назначения земельных участков, категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а не форм собственности земельных участков и расположенных на них объектов.
В связи с изложенным, решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.04.2016 по делу N А60-3014/2016 подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права, исковые требования следует удовлетворить, жалоба налогоплательщика подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску и жалобе относятся на заинтересованное лицо, излишне уплаченная заявителем государственная пошлина по жалобе подлежит возврату ему из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 110, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 апреля 2016 года по делу N А60-3014/2016 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным как несоответствующее НК РФ решение Межрайонной ИФНС России N 13 по Свердловской области от 19.10.2015 N 11-39/1897 и обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 13 по Свердловской области (ОГРН 1116611000582, ИНН 6676000010) в пользу ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в лице филиала Свердловская железная дорога судебные расходы в виде госпошлины по иску и жалобе в сумме 4 500 (Четыре тысячи пятьсот) руб.
Возвратить ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в лице филиала Свердловская железная дорога из федерального бюджета госпошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 11.05.2016 N 78049.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-3014/2016
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 13 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ