Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2016 г. N 17АП-7331/16
г. Пермь |
|
13 июля 2016 г. |
Дело N А50-3139/2016 |
Резолютивная часть определения объявлена 13 июля 2016 года.
Определение в полном объеме изготовлено 13 июля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Жуковой Т.М., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К., после перерыва - секретарем Кычёвой С.В.
при участии:
от истца - Правительства Пермского края: Крылова С.Ю., доверенность от 07.10.2015;
от ответчика - Администрации Култаевского сельского поселения: не явились;
от третьего лица - Администрации Пермского муниципального района: не явились;
от заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае: Баев А.Н., доверенность от 11.01.2016, удостоверение; Подпалый Ю.В., доверенность от 11.01.2016, удостоверение;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, поданную в порядке ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 05 апреля 2016 года
по делу N А50-3139/2016,
принятое судьей Ремянниковой И.Е.,
по иску Правительства Пермского края
к Администрации Култаевского сельского поселения
третье лицо: Администрация Пермского муниципального района
о признании права собственности на земельные участки,
установил:
Истец обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к Администрации Култаевского сельского поселения (далее - ответчик) о признании права собственности Пермского края на земельные участки категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для других целей (скотомогильник), расположенные в Култаевском сельском поселении Пермского района Пермского края:
- в 0,20 км восточнее д. Полюдово с кадастровым номером 59:32:3980008:662;
- в 0,5 кв.м восточнее д. Болдиной с кадастровым номером 59:32:3980008:1649;
- в 0,23 кв.м южнее д. Федотово с кадастровым номером 59:32:3250002:181.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 05.04.2016 исковые требования удовлетворены.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, которое не участвовало в рассмотрении данного дела, обратилось в арбитражный суд с апелляционной инстанции с жалобой в порядке ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, согласно публичной кадастровой карте спорные земельные участки представляют из себя участки полностью занятые лесной растительностью, сведений о нахождении в границах указанных земельных участков каких-либо скотомогильников, тем более принадлежащих на праве собственности субъекту Российской Федерации - Пермский край, сведения ЕГРП не содержат.
По мнению заявителя, поскольку все бывшие сельские леса на территории Пермского края являются собственностью Российской Федерации, у суда первой инстанции отсутствовали основания полагать, что Администрация Култаевского сельского поселения является надлежащим ответчиком по настоящему спору, поскольку действующим лесным законодательством не установлена возможность возникновения права муниципальной собственности на участки, занятые лесной растительностью, за исключением участков, находящихся в черте населенного пункта (городские леса).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае указывает на то, что действующим законодательством вообще не предусмотрена возможность отнесения земельных участков к бесхозяйному имуществу, поскольку для таких земельных участков (на которое не зарегистрированы чьи-либо права) предусмотрен специальный статус - государственная собственность, неразграниченная уровню (п. 1 ст. 16 ЗК РФ).
Истец и ответчик отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представители заявителя доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение оставить без изменения.
От Администрации Пермского муниципального района поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Заявление судом рассмотрено в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворено на основании ст. 156 АПК РФ.
В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при той же явке, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства ответчик и третье лицо, представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, что в соответствии с п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив довод апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей в судебном заседании, оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что производство по апелляционной жалобы подлежит прекращению.
Согласно ч. 1 ст. 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.
Состав лиц, участвующих в деле установлен ст. 40 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лицами, участвующими в деле, являются: стороны; заявители и заинтересованные лица - по делам особого производства, по делам о несостоятельности (банкротстве) и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях; третьи лица; прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, граждане, обратившиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным настоящим Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1, 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в порядке апелляционного производства в случае, если он принят об их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по жалобе подлежит прекращению.
Заявитель апелляционной жалобы - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, не является лицом, участвующим в настоящем деле.
Мотивировочная и резолютивная части обжалуемого решения не содержат суждений и выводов о правах и об обязанностях Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае.
Доводы апеллянта о том, что оспариваемый судебный акт непосредственно затрагивает права и обязанности Российской Федерации, в защиту интересов которой подана апелляционная жалоба в порядке ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены.
Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2). Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).
В силу ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений и земли лесного фонда.
Как следует из ч. 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 6 Кодекса).
Исходя из ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Как указано в ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.
Органом власти, уполномоченным в вопросе определения количества лесничеств и лесопарков, а также установления их границ, является Федеральное агентство лесного хозяйства (п. 5.5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства от 23.09.2010 N 736).
Доказательств отнесения спорных земельных участков к землям лесного фонда в материалы дела апеллянтом не представлено. Распечатки с публичной кадастровой карты таким доказательством признаны быть не могут в отсутствие материалов лесоустройства.
Отнесение спорных участков к землям лесного фонда опровергается кадастровыми паспортами, согласно которым спорные земельные участки отнесены к землям сельскохозяйственного назначения.
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Разрешенное использование спорных земель определено при их постановке на кадастровый учет для иных целей (скотомогильники).
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" федеральными законами или законами субъектов федерации возможно наделение органов местного самоуправления полномочиями, отнесенными к ведению федерации.
Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу пп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно пп. "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Согласно ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Поскольку в материалы дела не представлены бесспорные доказательства, подтверждающих отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда, спорные земельные участки используются для размещения скотомогильников, доводы заявителя о заинтересованности в исходе дела и наличии право оспаривать судебный акт в порядке ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционным судом отклонены как не обоснованные.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции делает вывод о том, что по рассмотренному судом первой инстанции требованию заявитель - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае не наделен правом апелляционного обжалования судебного акта и на него не распространяется действие ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, следовательно, производство по апелляционной жалобе подлежит прекращению в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 названного Кодекса.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, поданной в порядке ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на решение Арбитражного суда Пермского края от 05 апреля 2016 года по делу N А50-3139/2016, прекратить.
Определение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Т.М. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-3139/2016
Истец: Министерство по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края
Ответчик: Администрация Култаевского сельского поселения
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕРМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, ТУ Росимущество по Пермскому краю
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9184/16
29.08.2016 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9184/16
13.07.2016 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7331/16
05.04.2016 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-3139/16