Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 октября 2016 г. N Ф05-15495/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
12 июля 2016 г. |
Дело N А40-231877/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей Н.В. Лаврецкой, Д.В. Пирожкова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.В. Фоминым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25 марта 2016 года
по делу N А40-231877/15, принятое судьей А.Г. Алексеевым,
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295,г. Москва, ул. Нов. Басманная, д. 2 )
к Обществу с ограниченной ответственностью "Газпромтранс"
(ОГРН: 1027728000871; 117997, г. Москва, ул. Наметкина, д.16)
о взыскании сбора в размере 495 791 рублей 16 копеек
при участии в судебном заседании:
от истца: Федонова Ю.Ю. (по доверенности от 13.11.2014)
от ответчика: Зимницкая М.В. (по доверенности от 24.10.2014)
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Обществу с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" (далее - ООО "Газпромтранс", ответчик) о взыскании 495 791 рублей 16 копеек сбора за перевод стрелки N 1 на железнодорожной станции Обская.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 25.03.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, с жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд обратился ответчик, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель ссылается на то, что спорный стрелочный перевод является охранным, а взыскание сбора за перевод охранных стрелок неправомерно. Плата за перевод стрелок уже входит в тариф в рамках договора от 12.01.2011 N ОД04-005/11, по условиям которого (в редакции дополнительного соглашения от 28.03.2012 N 2) ОАО "РЖД" обязуется готовить маршруты приема и отправления поездных формирований и одиночных локомотивов через пути станции Обская (подпункт 3.1.1 договора), которые принадлежат ОАО "РЖД", а ответчик оплачивать договорной сбор за использование инфраструктуры железнодорожного транспорта (пункт 4.1 договора).
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 05.07.2016.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были надлежащим образом извещены в суде первой инстанции, считаются надлежаще извещенными.
В заседании суда апелляционной инстанции 05.07.2016 представитель ответчика, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Явившийся в судебное заседание представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 25.03.2016 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, 12.01.2013 между ОАО "РЖД" в лице Северного территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения ЦФТО - филиала ОАО "РЖД" и ООО "Газпромтранс" заключён договор N 8Д12-009/13 на выполнение работ и оказание услуг, в том числе транспортно-экспедиционных, связанных с перевозкой грузов (далее - договор).
В соответствии с условиями договора ответчик ОАО "РЖД" в период с 4 декабря 2014 года по 25 июня 2015 года оказал услуги по переводу стрелки N 1 на станции Обская на основании письменных заявок ООО "Газпромтранс" на общую сумму 495 791 рублей 16 копеек, что подтверждается накопительными ведомостями, натурными листами поезда, копии которых имеются в материалах дела.
Однако до настоящего времени ООО "Газпромтранс" обязательства по оплате услуг по переводу стрелки не выполнило.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) инфраструктурой железнодорожного транспорта является технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Спорная стрелка N 1 расположена на пути необщего пользования, принадлежащем ООО "Газпромтранс".
Условиями договора от 12.01.2013 N 8Д12-009/13 предусмотрена услуга ОАО "РЖД за перевод стрелок на путях необщего пользования, не принадлежащих ОАО "РЖД".
В Едином технологическом процессе работы пути необщего пользования ООО "Газпромтранс" и станции Обская Северной железной дороги указано, что услуги по переводу стрелки N 1 выполняются работниками ОАО "РЖД". Кроме того, в главе 4 раздел 4 Единого технологического процесса работы пути необщего пользования ООО "Газпромтранс" и станции Обская Северной железной дороги указано, что натурный лист (подтверждающий следование поездных формирований ООО "Газпромтранс" по инфраструктуре ОАО "РЖД" с пути необщего пользования ООО "Газпромтранс" (ст. Обская-2) на путь необщего пользования ООО "Газпромтранс" (направление Обская-Бованенково) и обратно)) сдается ОАО "РЖД" (агенту ЛАФТО) для начисления договорного сбора и за перевод стрелок.
Статьей 10 Устава железнодорожного транспорта грузоотправители, грузополучатели при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок. Договор об организации перевозок заключается в письменной форме.
В договорах об организации перевозок определяются предполагаемые объем перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок.
Перевозки грузов, предусмотренных указанными договорами, осуществляются на основании принятых заявок на их перевозки.
Работы и услуги, которые выполняются владельцами инфраструктур или перевозчиками по просьбам грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров, и цены на которые не указаны в тарифном руководстве, оплачиваются по соглашению сторон.
Прейскурантом N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2), утвержденным постановлением ФЭК России от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 не предусмотрен тариф на услуги по переводу стрелок.
Перевод стрелок в соответствии с приказом МАП РФ от 27.06.2000 N 477 (приложение N 1 к решению правления от 26 мая 2000 г. N 14/06-4-жд) "Об утверждении решения правления МАП России" относится к услугам, которые оплачиваются по соглашению сторон.
В соответствии с пунктом 3 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.
В статьей 421 ГК РФ указано, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (статья 1 ГК РФ).
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств оплаты долга в полном объеме, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования истца.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорный стрелочный перевод является охранным, а взыскание сбора за перевод охранных стрелок неправомерно, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Определение охранной стрелки содержится в Правилах технической эксплуатации железных дорог, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 N 286. Охранная стрелка - стрелка, устанавливаемая при приготовлении маршрута приема или отправления поезда в положение, исключающее возможность выхода железнодорожного подвижного состава на подготовленный маршрут. Пунктом 28 вышеуказанных Правил предусмотрено, что в местах пересечения железнодорожных путей в одном уровне, а также примыкания железнодорожных линий, железнодорожных путей необщего пользования и соединительных железнодорожных путей к главным железнодорожным путям железнодорожного транспорта общего пользования, на перегонах и железнодорожных станциях должны располагаться предохранительные тупики илн охранные стрелки.
Пунктом 1.4.2 Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ООО "Газпромтранс", примыкающего к станции Обская Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД", от 29.02.2012, на которую ссылается ООО "Газпромтранс" как на Инструкцию, требования которой являются обязательными, в том числе для владельцев железнодорожных путей необщего пользования и перевозчиков, осуществляющих работу на пути необщего пользования, установлено, что для предотвращения самопроизвольного выхода подвижного состава с железнодорожной линии Обская-Бованенково ООО "Газпромтранс" имеется предохранительный тупик.
Таким образом, спорный стрелочный перевод не является охранным, поскольку для предотвращения самопроизвольного выхода подвижного состава с железнодорожной линии Обская-Бованенково ООО "Газпромтранс" имеется предохранительный тупик.
Следует отметить, что условиями договора от 12.01.2013 N 8Д12-009/13 не предусмотрено разграничение стрелок на "охранные" или "неохранные". По условиям вышеуказанного договора предусмотрена обязанность ОАО "РЖД" оказать услуги по переводу стрелки (обязанность ОАО "РЖД" по договору выполнена), и обязанность ООО "Газпромтранс" оплатить оказанные ОАО "РЖД" услуги за перевод стрелки (п. 3.2 договора, приложение N 2 к договору).
ООО "Газпромтранс" в жалобе ссылается на письмо Федеральной службы по тарифам от 01.04.2014 N ТС-3598/10 "О тарифах за перевод охранных стрелок при внутристанционных перевозках", в котором, по мнению ООО "Газпромтранс", подтверждается позиция ООО "Газпромтранс" о неправомерном взимании платы за перевод стрелок. Между тем, из содержания письма следует, что тарифами Прейскуранта N 10-01 компенсируются затраты ОАО "РЖД", связанные с выполнением процедур, предусмотренных стандартным технологическим процессом работы железных дорог при организации перевозок, к которым можно отнести подготовку маршрута проследования поезда по станции. Кроме того, в указанном письме ФСТ указано, что особенности реализации технологического процесса на отдельных станциях (например, обязанности по переводу охранных стрелок, расположенных на путях необщего пользования, примыкающим к главным путям станции) должны учитываться в соответствующих договорах.
Довод апелляционной жалобы о том, что плата за перевод стрелок уже входит в тариф в рамках договора от 12.01.2011 N ОД04-005/11, по условиям которого (в редакции дополнительного соглашения от 28.03.2012 N 2) ОАО "РЖД" обязуется готовить маршруты приема и отправления поездных формирований и одиночных локомотивов через пути станции Обская (подпункт 3.1.1 договора), которые принадлежат ОАО "РЖД", а ответчик оплачивать договорной сбор за использование инфраструктуры железнодорожного транспорта (пункт 4.1 договора), отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Из содержания договора от 12.01.2011 N 0Д04-005/11 следует, что договорный сбор ООО "Газпромтранс" оплачивается за использование инфраструктуры общего пользования.
В соответствии с Уставом железнодорожного транспорта РФ инфраструктурой железнодорожного транспорта является технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Спорная стрелка N 1 расположена на пути необщего пользования, принадлежащем ООО "Газпромтранс".
Условиями договора от 12.01.2013 N 8Д12-009/13 предусмотрена услуга ОАО "РЖД за перевод стрелок на путях необщего пользования, не принадлежащих ОАО "РЖД".
В Едином технологическом процессе работы пути необщего пользования ООО "Газпромтранс" и станции Обская Северной железной дороги указано, что услуги по переводу стрелки N 1 выполняются работниками ОАО "РЖД". Кроме того, в главе 4 раздел 4 Единого технологического процесса работы пути необщего пользования ООО "Газпромтранс" и станции Обская Северной железной дороги указано, что натурный лист (подтверждающий следование поездных формирований ООО "Газпромтранс" по инфраструктуре ОАО "РЖД" с пути необщего пользования ООО "Газпромтранс" (ст. Обская-2) на путь необщего пользования ООО "Газпромтранс" (направление Обская-Бованенково) и обратно)) сдается ОАО "РЖД" (агенту ЛАФТО) для начисления договорного сбора за перевод стрелок.
Статьей 10 Устава железнодорожного транспорта РФ грузоотправители, грузополучатели при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок. Договор об организации перевозок заключается в письменной форме.
В договорах об организации перевозок определяются предполагаемые объем перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок.
Перевозки грузов, предусмотренных указанными договорами, осуществляются на основании принятых заявок на их перевозки.
Работы и услуги, которые выполняются владельцами инфраструктур или перевозчиками по просьбам грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров, и цены на которые не указаны в тарифном руководстве, оплачиваются по соглашению сторон.
Прейскурантом N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2), утвержденным Постановлением ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5 (с изм.) не предусмотрен тариф на услуги по переводу стрелок.
Перевод стрелок в соответствии с приказом МАП РФ от 27.06.2000 N 477 (приложение N 1 к решению правления от 26.05.2000 N 14/06-4-жд) "Об утверждении решения правления МАП России" относится к услугам, которые оплачиваются по соглашению сторон.
Таким образом, обязательства по оказанию услуг по переводу стрелок и их оплате предусмотрены договором от 12.01.2013 N 8Д12-009/13. Договор от 12.01.2011 N 0Д04-005/11 спорные правоотношения не регулирует, доказательств того, что оказание услуг по переводу стрелок входит в предмет указанного договора ответчиком не представлено.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, апелляционная жалоба по изложенным в ней основаниям удовлетворению не подлежит.
Оснований, для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 марта 2016 года по делу N А40-231877/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Левченко |
Судьи |
Н.В. Лаврецкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-231877/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 октября 2016 г. N Ф05-15495/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" Северная железная дорога-филиал
Ответчик: ООО "Газпромтранс"