Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 3 апреля 2017 г. N Ф05-3046/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
12 декабря 2016 г. |
Дело N А41-84875/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е., судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - комитета лесного хозяйства Московской области - Степановой Ю.В. (представителя по доверенности от 22.12.2015),
от садового некоммерческого товарищества "Березка" - Тришиной П.В. (представителя по доверенности от 01.10.2016),
от Холодовой Н.Н. - извещена, не явилась, представителя не направила,
Мамоновой Г.А. (по паспорту), ее представителя - Тришиной П.В. (по доверенности от 09.08.2016),
от Бобрович О.Л. - извещена, не явилась, представителя не направила,
от Колокольниковой С.В. - извещена, не явилась, представителя не направила,
рассмотрев в судебном заседании заявление комитета лесного хозяйства Московской области к садовому некоммерческому товариществу "Березка" по делу N А41-84875/15 о взыскании ущерба,
УСТАНОВИЛ:
комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением о взыскании с садоводческого некоммерческого товарищества "Березка" (далее - товарищество) 474 016 рублей ущерба, причиненного лесному фонду Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.03.2016 заявление удовлетворено.
В Десятый арбитражный апелляционный суд обратились граждане Бобрович О.Л., Колокольникова С.В., Мамонова Г.А., Холодова Н.Н. с апелляционной жалобой в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 20.10.2016 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А41-84875/15 по правилам АПК РФ, установленным для рассмотрения дела судом первой инстанции, а также привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Бобрович Ольгу Львовну, Колокольникову Светлану Викторовну, Мамонову Галину Афанасьеву, Холодову Наталью Николаевну.
Представитель комитета в судебном заседании поддержал доводы искового заявления, просил заявленное требование удовлетворить.
Мамонова Г.А., представитель товарищества в судебном заседании против доводов искового заявления возражали, просили в удовлетворении заявленного требования отказать.
Исковое заявление рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие Бобрович О.Л., Колокольниковой С.В., Холодовой Н.Н., их представителей.
В ходе судебного разбирательства апелляционным судом установлено следующее.
В ходе осуществления федерального государственного лесного контроля (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах 19.06.2014 ГКУ "Мособллес" сочло, что товарищество самовольно использует земли лесного фонда в квартале 67 выделе 25,22 Осташевского участкового лесничества Волоколамского лесничества, а именно: без разрешительных документов (без договора аренды и проекта освоения лесов) данный лесной участок используется членами товарищества для возведения построек (для хранения хозяйственного инвентаря) и устройства мест отдыха. Лестные участки огорожены забором. Общая площадь самовольно используемого лесного участка составляет 0,47385 га.
Исходя этого ГКУ МО "Мособллес" 19.07.2014 составило в отношении товарищества протокол об административном правонарушении, выдало ему предписание об освобождении лесного участка от построек и забора, а комитет 04.08.2014 вынес постановление N 03-233/2014 о привлечении товарищества к ответственности, предусмотренной статьей 7.9 КоАП РФ, в виде 10 000 рублей штрафа.
Товарищество предпочло обжаловать данное постановление комитета оплатило штраф.
Комитетом произведен расчет ущерба, причиненного лесному фонду самовольным использованием лесов в квартале 67 выделах 25, 22 Осташевского участкового лесничества Волоколамского лесничества на площади 0,47385 га. Согласно представленному комитетом расчету, размер ущерба составил 474 016 рублей.
Письмом от 23.07.2014 комитет предложил товариществу возместить ущерб в добровольном порядке.
В связи с тем, что истребуемая сумма товариществом не оплачена, комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявление комитета не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьями 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Права, предусмотренные статьями 301 - 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса.
Исходя из статей 8 и 9 Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, использование которых возможно после приобретения таких участков на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно Положению о комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22, комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Комитет осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области (далее - государственные органы Московской области), органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления), организациями независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.
В число основных задач комитета входит охрана, защита и воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов.
В соответствии с уставом государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес" основной целью деятельности Учреждения является обеспечение реализации полномочий Комитета лесного хозяйства Московской области в сфере лесных отношений.
При данных обстоятельствах комитет является надлежащим истцом по делу о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду.
Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры регулируется статьей 21 Лесного кодекса, согласно пункту 1 которой, строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для: осуществления работ по геологическому изучению недр; разработки месторождений полезных ископаемых; использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов; переработки древесины и иных лесных ресурсов; осуществления рекреационной деятельности; осуществления религиозной деятельности.
В соответствии со статьей 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 3 Лесного кодекса имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено указанным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 71 Лесного кодекса в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам.
Статьей 60 Земельного кодекса установлено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка (пунктом 2 части 1), а также действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пунктом 4 части 2).
Согласно части 1 статьи 76 Земельного кодекса юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Согласно статье 99 Лесного кодекса лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Апелляционным судом установлено, что комитет ранее обращался в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к товариществу с требованием об обязании освободить лесной участок в квартале 67 выделе 25,22 Осташевского участкового лесничества Волоколамского лесничества от незаконно возведенных построек и заборов.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.12.2015 по делу N А41-84871/15 иск комитета удовлетворен.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 решение суда отменено, в удовлетворении иска комитета отказано.
Отменяя решение суда по делу N А41-84871/15, апелляционный суд установил, что требование комитета заявлено к ненадлежащему ответчику.
Взыскивая с товарищества заявленную комитетом сумму как суммы ущерба, причиненную лесному фонду возведением и эксплуатацией этих построек, суд первой инстанции исходил из того, что товарищество ответственно за эти постройки.
Как счел апелляционный суд в рамках дела N А41-84871/15 упомянутые постройки расположены на земельных участках с кадастровыми номерами: 50:07:090211:0103, 50:07:090211:113, 50:07:090211:122, 50:07:090211:134, принадлежащих на праве собственности Бобрович О.Л., Колокольниковой С.В., Мамоновой Г.А., Холодковой Н.Н.
Между тем общая площадь этих участков не совпадает с площадью, на которой были выявлены названные постройки.
Кроме того, в материалы дела товарищество представило картографический материал, согласно которому с учетом судебных актов судов общей юрисдикции, копии которых представлены в материалы дела, имеется самозахват рядом граждан земель лесного фонда. К данным лицам Мамонова Г.А. не относится. На карте также отражены участки общего пользования, находящиеся в управлении товарищества, находящиеся за пределами земель лесного фонда. Сведения данного картографического материала представитель комитета признал, не оспорил, какого-либо не согласия с отраженными на нем сведениями не выразил.
Таким образом, рассматриваемое требование заявлено к ненадлежащему ответчику.
Апелляционный суд неоднократно предлагал комитету рассмотреть вопрос о замене ненадлежащего ответчика на надлежащих либо об изменении процессуального статута названных граждан с третьих лиц на ответчиков и о совершении соответствующих процессуальных действий (в том числе определением от 20.10.2016).
Комитет отказался, о чем также неоднократно сообщили его представители в ходе судебных заседаний апелляционного суда. Напротив, в судебном заседании апелляционного суда 06.12.2016 представитель комитета настаивал на удовлетворении требования, заявленного к товариществу.
Между тем исковое требование, адресованное ненадлежащему ответчику, удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14.03.2016 по делу N А41-84875/15 отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с Комитета лесного хозяйства Московской области (ОГРН: 1125024004918; ИНН: 5024129468) в пользу Мамоновой Галины Афанасьевны 150 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Возвратить Мамоновой Галине Афанасьевне из федерального бюджета 2 850 рублей государственной пошлины, излишне перечисленной в бюджет чек-ордером от 05.09.2016 операция N 34.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-84875/2015
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области
Ответчик: СНТ "Березка"
Третье лицо: Бобрович Ольга Львовна, Колокольникова Светлана Викторовна, Мамонова Галина Афанасьева, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 19 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Холодова Наталья Николаевна
Хронология рассмотрения дела:
26.09.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13321/17
03.04.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3046/17
12.12.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13568/16
14.03.2016 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-84875/15