Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28 октября 2016 г. N Ф09-9569/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
13 июля 2016 г. |
Дело N А60-59597/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коноваловой К.П.,
при участии:
от заявителя Негосударственного частного культурного учреждения "Центр
культуры и искусства НТМК" (ОГРН 1076600011014; ИНН 6623043966) - Белоусова Е.Н., паспорт, доверенность от 11.03.2016;
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 3) - Киричек Н.Р., паспорт, доверенность от 30.12.2015;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 3)
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 апреля 2016 года
по делу N А60-59597/2015,
принятое судьей Н.В. Гнездиловой
по заявлению Негосударственного частного культурного учреждения "Центр культуры и искусства НТМК"
к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 3)
о признании недействительными ненормативных актов,
установил:
Негосударственное частное культурное учреждение "Центр культуры и искусства НТМК" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 3) (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании недействительными решений N 173 от 04.09.2015 года о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, N 173н/с от 04.09.2015 года о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07 апреля 2016 года заявленные требования удовлетворены, решения Фонда N 173 от 04.09.2015 и N 173н/с от 04.09.2015 года признаны недействительными. На
Фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заинтересованное лицо ссылается на нарушения норм материального права, приводит доводы о том, что спорные выплаты, производимые работникам в рамках трудовых отношений, являются объектом обложения страховыми взносами и должны включаться в базу для начисления страховых взносов в соответствии с ч. 1. ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ) и ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125- ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее Закон 125-ФЗ).
Негосударственным частным культурным учреждением "Центр культуры и искусства НТМК" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Фонда поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в периоды с 14.04.2015 - 30.04.2015, с 13.05.2015 - 15.05.2015 и с 05.06.2015 - 11.06.2015 Государственным учреждением - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 3) в отношении Негосударственного частного культурного учреждения "Центр культуры и искусства НТМК" проведена плановая документальная выездная проверка по вопросам начисления, уплаты и расходования страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 г.
В ходе проверки было выявлено нарушение ст. ст. 7,9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ), ст. ст. 20.1., 20.2. Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее Закон N 125-ФЗ), которое выразилось в занижении облагаемой базы для начисления страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 2751149,01 руб.
В ходе проверки фонд пришел к выводу о том, что страхователем не начислены страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: на суммы материальной помощи, выплачиваемой работникам в размере, превышающем 4000 руб. на одного работника за календарный год, в сумме 23943,01 руб. матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до 3-х лет и по другим основаниям; на оплату приобретенных организацией санаторно-курортных путевок для работников в сумме 575758,00 руб.; на премии работникам в сумме 30000,00 руб.; на суммы выплат по договорам гражданско-правового характера, фактически являющиеся трудовыми договорами в сумме 2121448,00 руб.
По итогам проверки Государственным учреждением - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 3) вынесены решения: N 173 от 04.09.2015 года о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах; N 173н/с от 04.09.2015 года о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением N 173 от 04.09.2015 года Учреждению доначислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общей сумме 79783,34 руб., а также штраф в размере 15956,67 руб. (79 783,34 руб. x 20%).
Решением N 173 н/с от 04.09.2015 года Учреждению доначислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общей сумме 57774,12 руб., а также пени в сумме 5115,58 руб. и штраф в размере 11554, 82 руб.(57 774,12 руб. X 20%).
Также Учреждению предложено отразить доначисленные страховые взносы в бухгалтерском учете и в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма - 4 ФСС РФ).
Полагая, что решения Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 3) N 173 от 04.09.2015 года и N 173н/с от 04.09.2015 года вынесены неправомерно, Негосударственное частное культурное учреждение "Центр культуры и искусства НТМК" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Изучив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы арбитражного суда правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.
Статья 15 Трудового кодекса РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Как предусмотрено статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Кодекса установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
По итогам проверки ФСС РФ решениями от 04.09.2015 г. N 173 и N 173 н/с Учреждению доначислены страховые взносы в размерах 694,35 руб. (N 173) и 502,80 руб. (N 173н/с), а также пени (N 173н/с) и штрафы в соответствующих разме-рах, на суммы материальной помощи, превышающей 4 000 руб. на одного работ-ника за календарный год, выплаченной в 2014 г. работникам НЧКУ "ЦКиИ НТМК" в размере 23 943,01 руб.
В 2014 г. Учреждением в соответствии с Приказами директора НЧКУ "ЦКиИ НТМК" от 04.12.2013 г. N 439, от 10.02.2014 г. N 49, от 07.03.2014 г. N 22, от 29.04.2014 г. N 46, от 30.05.2014 г. N 60, от 01.12.2014 г. N 152, а также Положением о социальных гарантиях и льготах работников НЧКУ "ЦКиИ НТМК", утвержденным Приказом директора НЧКУ "ЦКиИ НТМК" от 31.12.2009 г. N 345 (в части материальной помощи, выплачиваемой в связи с необходимостью ухода за детьми в возрасте от 1,5 до 3 лет, а также многодетным семьям), были выплачены указанные в решениях ФСС РФ от 04.09.2015 г. N 173 и N 173 н/с суммы материальной помощи, превышающей 4000 руб. за календарный год, работникам НЧКУ "ЦКиИ НТМК" Карамышевой Л.А., Захарян Л.Ф., Шадриной А.Б., Мартемьяновой Е.С., Камышевой Е.Е. на следующие цели: необходимость дорогостоящего лечения; необходимость ухода за детьми в возрасте от 1,5 до 3 лет; необходимость материальной поддержки многодетных семей.
Таким образом, выплаты материальной помощи вышеуказанным работникам имели социальный характер и были осуществлены в целях их финансовой поддержки в сложных жизненных обстоятельствах, не были связаны с трудовыми показателями работников и не зависели от их трудовых результатов.
Данные выплаты не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера и не зависят от результатов труда работников общества.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12.
Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Также оспариваемыми решениями ФСС РФ от 04.09.2015 г. N 173 и N 173 н/с Учреждению доначислены страховые взносы в размерах 16696,99 руб. (N 173) и 12090,91 руб. (N 173н/с), а также пени (N 173н/с) и штрафы в соответствующих размерах, на суммы оплаты Учреждением в 2014 г. санаторно-курортных путевок работникам НЧКУ "ЦКиИ НТМК" в размере 575758 руб.
В 2014 г. Учреждение оплатило санаторно-курортные путевки для работников НЧКУ "ЦКиИ НТМК" в сумме 575 758 руб.
Целью оплаты санаторно-курортных путевок для работников Учреждения является укрепление здоровья таких работников по медицинским показаниям. Следовательно, оплата путевок не связана с выполнением работниками трудовых обязанностей, не является вознаграждением за труд, стимулирующей или компенсационной выплатой.
Указанные выплаты осуществлены на основании Положения о порядке предоставления путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения работникам НЧКУ "ЦКиИ НТМК", утв. приказом директора НЧКУ "ЦКиИ НТМК" от 31.12.2009 N 341.
Устанавливая правовую природу и характер выплат, на которые Управлением начислены страховые взносы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оплата санаторно-курортных путевок не подлежит обложению страховыми взносами.
Данные выводы соответствуют правовым позициям, изложенным в постановлении Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 N 6341/11, от 14.05.2013 N 17744/12.
В связи с вышеизложенным доначисление ФСС РФ страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также соответствующих пеней и штрафа, на суммы оплаты Учреждением в 2014 г. санаторно-курортных путевок работникам НЧКУ "ЦКиИ НТМК" произведено неправомерно.
Кроме того, оспариваемыми решениями ФСС РФ от 04.09.2015 г. N 173 и N 173н/с Учреждению доначислены страховые взносы в размерах 870 руб. (N 173) и 630 руб. (N 173н/с), а также пени (N 173н/с) и штрафы в соответствующих размерах, на суммы премий в 2012 г. за участие работника НЧКУ "ЦКиИ НТМК" в публичном конкурсе в размере 20 000 руб. и за награждение работника НЧКУ "ЦКиИ НТМК" нагрудным знаком в размере 10 000 руб.
Из материалов дела следует, что в июле 2012 года на основании Постановления Президиума Свердловского областного комитета ГМПР от 29.06.2012 г. N 3-1 Ор, а также приказа директора НЧКУ "ЦКиИ НТМК" от 10.07.2012 г. N 168 заместителю директора по культурно-досуговой деятельности НЧКУ "ЦКиИ НТМК" Москвиной О.В. была выплачена перечисленная Свердловской областной организацией Горно-металлургического профсоюза России (далее - ГМПР) на расчетный счет НЧКУ "ЦКиИ НТМК" премия в размере 20000 руб. за победу в публичном конкурсе на лучшее стихотворное произведение, организатором которого являлся ГМПР.
В сентябре 2012 года на основании Постановления Президиума Свердловского областного комитета ГМПР от 27.08.2012 г. N 5, а также приказа и.о. директора НЧКУ "ЦКиИ НТМК" от 03.09.2012 г. N 225 директору Учреждения Давыдовой В.Ф. была выплачена перечисленная ГМПР на расчетный счет НЧКУ "ЦКиИ НТМК" премия в размере 10000 руб., сопутствующая награждению нагрудным знаком "За развитие социального партнерства", организатором награждения являлся ГМПР.
Фактическим источником выплат являлся ГМПР, из средств которого на расчетный счет Учреждения и были переведены спорные суммы, роль НЧКУ "ЦКиИ НТМК" состояла лишь в формальном доведении соответствующих денежных средств до своих работников.
Как правильно указал суд первой инстанции, премия за победу в публичном конкурсе и в связи с награждением нагрудным знаком не является вознаграждением работника за исполнение ей своих трудовых обязанностей, не гарантированы ни трудовым, ни коллективным договорами, были получены физическим лицом за победу в конкурсе, организованном Свердловской областной организацией Горно-металлургического профсоюза России.
Данные выплаты изначально были осуществлены не по инициативе Учреждения как работодателя, а на основании решений Президиума Свердловского областного комитета ГМПР.
Выплата премии осуществлена не по решению самого заявителя, при этом наличие трудовых отношений между работником и заявителем, является условием допуска к участию в конкурсе.
Статья 9 Закона N 212-ФЗ устанавливает перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Названная правовая норма исключает из объекта обложения суммы, фактически полученные работниками по трудовым договорам и в связи с осуществлением трудовой функции, но в силу определенных причин не подлежащие включению в базу, облагаемую страховыми взносами.
Кроме того, в Письме Минфина России от 12.12.2012 N 03-03-06/4/114 также указано на отсутствие связи между выплатами лицам, победившим в конкурсах профессионального мастерства, с выполнением данными работниками своих трудовых функций.
Установив совокупность вышеназванных обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в данном конкретном случае премии за победу работника НЧКУ "ЦКиИ НТМК" в публичном конкурсе в размере 20000 руб. и за награждение работника НЧКУ "ЦКиИ НТМК" нагрудным знаком в размере 10 000 руб. надлежит квалифицировать не как доход, не подлежащей обложению страховыми взносами, а как денежные средства, полученные вне рамок трудовых отношений, то есть средства, не подпадающие под признаки, установленные ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ.
Таким образом, ФСС РФ неправомерно доначислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на суммы премий, выплаченных работникам Учреждения за победу в публичном конкурсе / в связи с награждением нагрудным знаком, организованными ГМПР.
На основании вышеизложенного, суд правомерно удовлетворил заявленные требования, признав недействительным оспариваемое решение в указанной части.
Оспариваемыми решениями ФСС РФ от 04.09.2015 г. N 173 и N 173н/с Учреждению доначислены страховые взносы в размерах 61 522 руб. (N 173) и 44 550,41 руб. (N 173н/с), а также пени (N 173н/с) и штрафы в соответствующих размерах, на суммы выплат в размере 2 121 448 руб. по гражданско-правовым договорам, поскольку, по мнению Фонда, указанные договоры фактически являются трудовыми договорами.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для организаций признаются, помимо прочего, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является оказание услуг.
Согласно п.2 ч.3 ст.9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в базу для начисления страховых взносов в части страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС РФ, не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.
В соответствии с п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Руководствуясь вышеуказанными нормами, Учреждение не начисляло страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на суммы выплат по действовавшим в 2012 г.-2014 г. гражданско-правовым договорам возмездного оказания услуг, заключенным Учреждением с физическими лицами : Балбашевой О.Ю., Ким Т.Я., Давыдовой В.Ф., Криницыной Н.Н., Семеновой Е.М., Сафроновой Л.В., Шахаловой А.А., Коровкиной Х.Р., Ширяевой Н.П., Семеновой Е.М., Алексеевым О.А., Бабайловой А.Е., Ставровой Н.В., Трубачевым В.А., Синявиной М.Г., А.В., Финодеевой А.В.
Вышеуказанные лица привлекались Учреждением к соответствующим работам/услугам не на постоянной основе, а эпизодически, по мере необходимости.
Заявитель указывает, что экономическая целесообразность увеличения штата Учреждения в данном случае отсутствовала, так как вышеуказанные лица привлекались к проведению соответствующих работ (оказанию услуг) на эпизодической, временной основе. Периодичность привлечения Учреждением вышеуказанных лиц к оказанию услуг подтверждается Справкой о периодах оказания услуг физлицами в 2012-2014 гг., где, в частности, отражены промежутки времени, в течение которых соответствующие услуги на протяжении 2012 г.-2014 г. не оказывались.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о непрерывности взаимоотношений сданными лицами, отклоняется.
В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.
Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Перечисленные выше спорные договоры по своему смыслу и содержанию являются гражданско-правовыми договорами оказания услуг, поскольку содержат характерные для данного вида договоров признаки, а именно:
- правовое регулирование вышеуказанных договоров осуществляется в соответствии с ГК РФ;
- регулярность заключения договоров с одними и теми же лицами не свидетельствует о наличии трудовых отношений между сторонами.
ГК РФ запрет на регулярное заключение гражданско-правовых договоров с одними и теми же лицами в течение длительного периода времени не установлен.
Заключение гражданско-правовых договоров с одними и теми же лицами на протяжении 2012-2014 гг. обусловлено надлежащим исполнением ими обязательств, качественным оказанием услуг по ранее заключенным с ними гражданско-правовым договорам;
- предметом данных договоров согласно п.1 ст.779 ГК РФ являются оказанные услуги исполнителей (составленный отчет; проведенный инструктаж по охране труда; размещенная в СМИ информация; подготовленный творческий проект; организованное мероприятие; вымытая посуда, очищенные овощи; поставленный концертный номер и т.п.), то есть исполнителям оплачивался результат оказанных услуг, а именно совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности, а не процесс труда;
- запрет на привлечение к исполнению обязательств третьих лиц в спорных договорах не содержится;
- исполнители согласно данным договорам самостоятельно выбирают способы оказания услуг, что согласуется с п.3 ст.703 ГК РФ, ст.783 ГК РФ;
- вышеуказанными договорами установлены конкретные сроки завершения отдельных этапов оказания услуг, кроме того, исполнители согласно данным договорам вправе оказать услуги досрочно;
- договорами предусмотрено право заказчика, а также исполнителя на односторонний отказ от исполнения договора, что согласуется со ст.782 ГК РФ;
- сдача-приемка оказанных услуг оформляется соответствующим актом;
- исполнители в соответствии с данными договорами не подчиняются правилам внутреннего трудового распорядка Учреждения (режим работы, время отдыха, подчинение распоряжениям руководства и т.д.). Их обязанности определены в самом договоре оказания услуг, а не в должностных инструкциях. Руководство Учреждения вправе лишь проверять ход и качество оказываемых услуг, не вмешиваясь в деятельность исполнителей. Жестких временных рамок для оказания услуг исполнителями Учреждением не устанавливалось, они вправе были оказывать услуги в любое удобное для них время;
- привлечение исполнителей к оказанию услуг не сопровождалось подачей личных заявлений о приеме на работу, соответствующие приказы об этом не издавались, сведения об услугах, осуществляемых по данным договорам, не вносились в трудовые книжки. Кадровые документы на исполнителей не оформлялись;
- в вышеуказанных договорах определена твердая стоимость всех поручаемых исполнителям услуг либо их поэтапного выполнения, а не заработная плата, как было бы в случае заключения с ними трудовых договоров. Выплаты по данным договорам производились в фиксированных суммах без учета тарифных ставок и должностных окладов, компенсационных и стимулирующих выплат;
- гарантии социальной защищенности данными договорами не предусмотрены. Условия об уплате Учреждением страховых взносов в ФСС РФ на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в спорных договорах отсутствуют;
- в соответствии с вышеуказанными договорами Учреждение не обязано обеспечивать исполнителям какие-либо условия работы, рабочие места не создавались, специальная оценка условий труда не проводилась;
- согласно данным договорам исполнители несут гражданско-правовую ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств в соответствии с ГК РФ, а не материальную и дисциплинарную ответственность, как было бы в случае заключения с ними трудовых договоров;
- разногласия, связанные с исполнением спорных договоров, разрешаются в порядке, предусмотренном ГК РФ.
Довод ФСС РФ о присвоении каждому лицу, оказывающему услуги по гражданско-правовому договору, табельных номеров, ведении лицевых счетов, выдаче расчетных листков отклоняется, поскольку действующим законодательством РФ не предусмотрены ограничения в части определения порядка внутренней идентификации организациями физических лиц, с которыми заключаются гражданско-правовые договоры подряда или оказания услуг. Кроме того, учет по табельным номерам лиц, оказывающих услуги по гражданско-правовым договорам, не свидетельствует о включении их в штат Учреждения.
Довод о подчинении лиц, оказывающих преподавательские услуги в танцевальных / фольклорных студиях, правилам внутреннего трудового распорядка Учреждения, отклоняется, поскольку в графиках работы студий и индивидуальных графиках конкретное время оказания услуг вышеуказанными лицами не содержится, есть лишь ссылки на даты и дни недели, что позволяет сделать вывод о том, что данные лица имеют возможность самостоятельно определять время своей работы в конкретные календарные дни, установленные графиком.
Кроме того, в гражданско-правовых договорах с такими лицами не содержится условий о соблюдении ими режима труда и отдыха, установленного для работников НЧКУ "ЦКиИ НТМК". Соответственно, составление графиков работы студий и индивидуальных графиков также не свидетельствует о наличии трудовых правоотношений.
Для признания гражданско-правовых договоров трудовыми необходима совокупность всех основных признаков трудовых правоотношений, а не их единичные элементы.
Из содержания спорных договоров не следует наличие трудовых взаимоотношений между Учреждением и вышеуказанными физическими лицами.
Следовательно, выплаты, осуществленные в рамках этих договоров, не подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
На основании вышеизложенного, суд правомерно удовлетворил заявленные требования, признав недействительными решения Фонда N 173 от 04.09.2015 и N 173н/с от 04.09.2015.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 266, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 апреля 2016 года по делу N А60-59597/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-59597/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28 октября 2016 г. N Ф09-9569/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ КУЛЬТУРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА НТМК"
Ответчик: ГУ - СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Филиал N10, ГУ СРО ФСС РФ