г. Москва |
|
12 июля 2016 г. |
Дело N А41-12274/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевская теплосеть" - Азарова М.В. (представителя по доверенности от 01.07.2016), Астафьева Г.А. (представителя по доверенности от 14.06.2016), Гудиевой Х.М. (представителя по доверенности от 04.07.2016),
от комитета по ценам и тарифам Московской области - Ромашина М.М. (представителя по доверенности от 30.12.2015), Ханмурзина Э.Б. (представителя по доверенности от 30.12.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевская теплосеть" на решение Арбитражного суда Московской области от 12.05.2016 по делу N А41-12274/16, принятое судьей Криворучко Е.С.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевская теплосеть" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к комитету по ценам и тарифам Московской области (далее - комитет), в котором просило:
- признать действия (бездействие) комитета, заключающиеся в уклонении от установления тарифа на тепловую энергию не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим законные интересы административного истца
- обязать комитет установить для общества тарифы на тепловую энергию 2016-2018 гг. согласно направленному предложению.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.05.2016 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств по делу, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представители общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель комитета в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
По результатам рассмотрения комитетом обращений временного управляющего общества от 10.11.2015 N 2114, от 20.11.2015 N 2175, от 10.12.2015 N 2333 об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии комитет направил ответы от 27.11.2015 N 29 исх-5587/10 и от 15.12.2015 N 29исх-5842/29, в которых указал на отсутствие оснований для установления тарифов в сфере теплоснабжения для общества в связи со следующим:
- по договору ответственного хранения от 14.09.2015 N 39/15/645 права владения и пользования объектами теплоснабжения городского округа Орехово-Зуево, находящимися в муниципальной собственности, переданы государственному унитарному предприятию Московской области "Коммунальные системы Московской области" (ГУП МО "КСМО");
- постановлением администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области от 05.10.2015 N 881 "Об определении теплоснабжающей организации городского округа Орехово-Зуево" было приостановлено действие постановления администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области от 15.08.2014 N 1019 "Об определении единой теплоснабжающей организацией городского округа Орехово-Зуево" и теплоснабжающей организацией на территории городского округа Орехово-Зуево определено ГУП МО "КСМО".
Считая, что тем самым комитет уклонялся от установления тарифа в установленные действующим законодательством сроки, общество 04.03.2016 обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Отказывая обществу в удовлетворении требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в ст. 8 Закона о теплоснабжении, за соответствующим исключением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 ""О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Постановление N 1075), утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы) и Правила регулирования.
В соответствии с пунктом 3 Правил регулирования регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Согласно пункту 6 Правил регулирования цены (тарифы) устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования.
Пунктом 13 Правил регулирования предусмотрено, что регулируемая организация представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.
Согласно пункту 14 Правил регулирования в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных данными Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
Из пункта 15 Правил регулирования следует, что предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов. В заявлении об установлении цен (тарифов) указывается соответствующая данному пункту информация.
Перечень документов и материалов, являющийся обязательным для приложения к заявлению об установлении цен (тарифов) определен в пункте 16 Правил регулирования и является исчерпывающим для открытия дела об установлении цен (тарифов) (пункт 17 Правил регулирования).
Из пункта 30 Правил регулирования усматривается, что решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с Законом о теплоснабжении, Постановлением N 1075, Приказом ФСТ от 07.03.2013 N 163 утвержден Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Регламент).
Из пункта 1 Регламента следует, что данный документ определяет процедуру рассмотрения вопросов, связанных с установлением (пересмотром) регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и (или) их предельных уровней на тепловую энергию (мощность), и вопросов, связанных с отменой регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (введением регулирования тарифов в сфере теплоснабжения после его отмены), а также процедуру принятия органами регулирования решений по указанным вопросам.
Согласно пункту 4 Регламента в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных пунктом 16 Правил, а также в случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте 16 Правил, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций по собственной инициативе, на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
Порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров устанавливается Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила организации теплоснабжения).
В силу пунктов 3 и 5 Правил организации теплоснабжения статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.
Для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения, городского округа лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в уполномоченный орган в течение 1 месяца с даты опубликования (размещения) в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также с даты опубликования (размещения) сообщения, указанного в пункте 17 настоящих Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны ее деятельности. К заявке прилагается бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед подачей заявки, с отметкой налогового органа о ее принятии.
Из материалов дела следует, что постановлением от 15.08.2014 N 1019 "Об определении единой теплоснабжающей организации городского округа Орехово-Зуево" обществу присвоен статус единой теплоснабжающей организации.
Из содержания постановления администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области от 21.10.2014 N 1333 "Об утверждении муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности городского округа Орехового-Зуево на 2015-2019 годы" следует, что обществу принадлежат 23 котельных, что обеспечивает 90,7% нужд по теплоснабжению городского округа Орехово-Зуево.
Согласно пункту 13 Правил организации теплоснабжения организация может утратить статус единой теплоснабжающей организации в следующих случаях:
- систематическое (3 и более раза в течение 12 месяцев) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных условиями договоров, указанных в пункте 12 настоящих Правил. Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств должен быть подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов;
- принятие в установленном порядке решения о реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения, когда к организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, присоединяются другие реорганизованные организации, а также реорганизации в форме преобразования) или ликвидации организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации;
- принятие арбитражным судом решения о признании организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, банкротом;
- прекращение права собственности или владения имуществом, указанным в абзаце втором пункта 7 настоящих Правил, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
- несоответствие организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения;
- подача организацией заявления о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации.
Лица, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 13 настоящих Правил, незамедлительно информируют об этом уполномоченные органы для принятия ими решения об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации. К указанной информации должны быть приложены вступившие в законную силу решения федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов (пункт 13 Правил организации теплоснабжения).
Постановлением администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области от 05.10.2015 N 881 "Об определении теплоснабжающей организации городского округа Орехово-Зуево" действие постановления от 21.10.2014 N 1333 приостановлено до особого распоряжения (пункт 2), теплоснабжающей организацией на территории городского округа Орехово-Зуево определено государственное унитарное предприятие Московской области "Коммунальные системы Московской области" (пункт 1).
Кроме того, судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
Определением Арбитражного суда Московской области от 01.10.2015 по делу N А41-52146/15 в отношении общества введена процедура банкротства - наблюдение.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.01.2016 по делу N А41-80791/15 постановление администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области от 05.10.2015 N 881 "Об определении теплоснабжающей организации городского округа Орехово-Зуево" признано незаконным и отменено.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2016 по делу N А41-80791/15 производство по апелляционной жалобе администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22.01.2016 по делу N А41-80791/15 приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Московской области по делу N А41-87215/15.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.03.2016 по делу N А41-87215/15 расторгнут договор безвозмездного временного пользования муниципальным имущественным комплексом коммунального назначения от 01.02.2007, заключенного с обществом, на общество возложена обязанность возвратить комитету по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево в течении 3-х дней с момента вступления решения в законную силу имущественный комплекс коммунального назначения, представляющий собой специализированное движимое и недвижимое имущество: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование по перечню согласно Приложению N 1 к Договору по акту приема-передачи.
Исходя из положений Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" тарифы в сфере теплоснабжения устанавливаются для организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности.
Вместе с тем доказательств того, что общество осуществляло в рассматриваемый период времени регулируемый вид деятельности по производству и поставке тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения потребителей на территории городского округа Орехово-Зуево Московской области, обществом не представлено.
Таким образом, общество не подтвердило факт осуществления им регулируемой деятельности (не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие право пользования имуществом на очередной период регулирования, или договоры об осуществлении регулируемых видов деятельности на очередной период регулирования).
Ссылки общества на решение Арбитражного суда Московской области от 06.06.2016 по делу N А41-18013/16 и на указанные судебные акты по другим делам отклоняются, поскольку такие судебные акты, принимая во внимание даты их принятия, действия и иные обстоятельства, не могли быть приняты судом первой инстанции как опровергающее доводы комитета исходя из следующего.
По правилам главы 24 АПК РФ законность оспариваемых действий, бездействия органа, осуществляющего властно-распорядительные полномочия, проверяются: 1) на дату их совершения (период их совершения); 2) исходя из обстоятельств, существующих на эти даты (период); 3) документов, представленных такому органу, и необходимых для принятия того или иного решения.
Комитет, направляя обществу ответы, из которых общество усмотрело оспариваемые по настоящему делу действия (бездействия), руководствовался той информацией, которая была ему известна в период рассмотрения обращений общества.
Соответственно, комитет правомерно принял во внимание договор ответственного хранения от 14.09.2015 N 39/15/645, по условиям которого права владения и пользования объектами теплоснабжения городского округа Орехово-Зуево, находящимися в муниципальной собственности, переданы государственному унитарному предприятию Московской области "Коммунальные системы Московской области" (ГУП МО "КСМО"), а также постановление администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области от 05.10.2018 N 881 "Об определении теплоснабжающей организации городского округа Орехово-Зуево", которым было приостановлено действие постановления администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области от 15.08.2014 N 1019 "Об определении единой теплоснабжающей организацией городского округа Орехово-Зуево" и теплоснабжающей организацией на территории городского округа Орехово-Зуево определено ГУП МО "КСМО".
По доводам общества и обстоятельствам, на которые оно ссылается, оспариваемые действия (бездействие) комитет совершил (допустил) в ноябре-декабре 2015 года в связи с обращениями общества в этот период.
Решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-80791/15, которым было отменено постановление администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области от 05.10.2015 N 881 "Об определении теплоснабжающей организации городского округа Орехово-Зуево", принято позднее - 22.01.2016.
Соответственно, это обстоятельство комитет не мог учитывать в ноябре-декабре 2015 года, в связи с чем правомерно принял во внимание не признанное незаконным в этот период постановление администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области от 05.10.2015 N 881, а также договор ответственного хранения от 14.09.2015 N 39/15/645 при ответах на обращения общества.
В свою очередь, с учетом этих документов общество не представило надлежащих доказательств законного владения имуществом, необходимым для оказания услуг по передаче тепловой энергии, для осуществления которых общество просило комитет утвердить тариф.
Исходя из указанного комитет также не мог учесть и решение Арбитражного суда Московской области от 06.06.2016 по делу N А41-18013/16. Более того, комитет не участвовал в этом деле.
Апелляционный суд также учитывает, что в соответствии с частью 7 статьи 201 АПК РФ решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
Между тем по общему правилу признание акта недействительным само по себе (без указания на обязанность совершить действия) не требует какого-либо исполнения.
Не случайно в пункте 17.24 инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утвержденной постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 100, указано, что по делам о признании, в которых ответчик не присуждается к совершению каких-либо действий, исполнительные листы не выдаются, если иное не установлено законом. В этом случае по ходатайству взыскателя судом выдаются экземпляры судебных актов, содержащие отметку о вступлении судебного акта в законную силу, заверенные гербовой печатью и подписью судьи и оформленные в соответствии с требованиями пункта 10.3 Инструкции.
Положениями главы 24 АПК РФ, регламентирующими рассмотрение арбитражным судом требования об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, охватывается как рассмотрение требования об оспаривании действий, так и требований, касающихся устранения допущенных нарушений, в случае признания действий незаконными (постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.03.2016 по делу N А41-17527/2015, постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.06.2015 N Ф05-4447/2015 по делу N А41-31610/13).
Поэтому положения части 7 статьи 201 АПК РФ касаются именно действий, которые арбитражный суд обязывает совершить в порядке способа защиты прав и законных интересов, нарушенных оспариваемым актом, а не признания оспариваемого акт недействительным, незаконным.
Решение Арбитражного суда Московской области от 22.01.2016 по делу N А41-80791/15 об отмене постановления администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области от 05.10.2015 N 881 "Об определении теплоснабжающей организации городского округа Орехово-Зуево" не вступило в законную силу, обжаловано в апелляционном порядке.
Таким образом, в настоящий период имеется спор, связанный с владением указанным имуществом, законностью такого владения, притом, что в период с ноября по декабрь 2015 года у комитета не было сведений, которыми подтверждалось законное владение обществом таким имуществом, позволяющим требовать от комитета установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии.
Комитет дал обществу соответствующие объяснения по обращениям общества с указанный период.
При таких обстоятельствах нельзя согласиться с утверждением общества о том, что комитет именно уклонялся (как заявило общество в своих требованиях по настоящему делу) от установления обществу такого тарифа.
Указанное не препятствует обществу повторно обратиться к комитету для установления тарифа, ссылаясь на те или иные обстоятельства, в том числе на разрешение арбитражными судами в пользу общества споров, связанных с вопросами владения обществом упомянутым имуществом, необходимым для осуществления регулируемой деятельности.
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.05.2016 по делу N А41-12274/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-12274/2016
Истец: ООО "Орехово-Зуевская Теплосеть"
Ответчик: Комитет по ценам и тарифам Московской области
Третье лицо: Комитет по ценам и тарифам Московской области