г. Чита |
|
15 июля 2016 г. |
Дело N А19-5280/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Ячменёва Г.Г., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской федерации (Городской Филиал N 11) на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 мая 2016 года по делу N А19-5280/2016 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "РУСАЛ Тайшетский Алюминиевый завод" (ОГРН 1063815015494, ИНН 3815011264, место нахождения: 665040, Иркутская область, Тайшетский район, Промплощадка Тайшетского Алюминиевого завода) к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062, место нахождения: 664007, г. Иркутск, ул. Тимирязева, д. 35) о признании незаконными решений от 23.12.2015 N 68 (суд первой инстанции: Позднякова Н.Г.),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РУСАЛ Тайшетский Алюминиевый завод" (далее также - ООО "РУСАЛ Тайшет", общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее также - ГУ ИРО ФСС РФ, Фонд) в лице филиала N 11 о признании незаконными:
- решения от 23.12.2015 N 68 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- решения от 23.12.2015 N 68 о частичном выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части отказа в выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в размере 3510,16 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 мая 2015 года требования удовлетворены.
Удовлетворяя указанные требования общества, суд первой инстанции исходил из правомерности применения обществом коэффициента 1,3 при исчислении размера пособий по обязательному социальному страхованию, поскольку выравнивающий районный коэффициент в таком размере для территорий Иркутской области, в том числе для Тайшетского района, установлен с 01.01.1993 постановлением Главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области". Судом также учтено, что общество, производя исчисление заработной платы своим работникам с применением районного коэффициента в размере 1,3, и, соответственно, уплачивая страховые взносы в Фонд обязательного социального страхования, сформировало соответствующий источник для выплаты сумм пособий с учетом того же районного коэффициента.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, Фонд обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, поставив вопрос об его отмене и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, средства Фонда социального страхования Российской Федерации, из которых выплачиваются пособия по обязательному социальному страхованию, являются федеральной собственностью, поэтому расходование этих средств может осуществляться только на основании нормативных актов Российской Федерации, а не ее субъектов. Поскольку для пособий, выплачиваемых за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, на Федеральном уровне для районов Иркутской области установлен районный коэффициент 1,2, фонд правомерно принял к зачету только расходы по пособиям, исчисленным исходя из указанного коэффициента.
Фонд считает, что страхователь вправе выплачивать своим работникам пособия по обязательному социальному страхованию с применением районного коэффициента 1,3, при этом затраты на выплату выравнивающего районного коэффициента, то есть дополнительные 10 процентов, должны быть осуществлены за счет его собственных средств.
Отзыв на апелляционную жалобу обществом не представлен.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 18.06.2016.
Лица, участвующие в деле своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ГУ ИРО ФСС РФ проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя ООО "РУСАЛ Тайшет".
Проверка проведена на основе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (далее - расчет) за период с 01.07.2014 по 31.08.2015 и следующих документов:
-на выплату пособия по временной нетрудоспособности Лапиной А.Г. - 2 листка нетрудоспособности N 152646659760, N 152644027626, расчеты к ним;
- на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком Корнейчук Т.А. за период с 01.07.2014 по 12.03.2015 - 1 приказа, 1 заявления о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, 1 свидетельства о рождении ребенка, за которым осуществляется уход и 1 свидетельства о рождении предыдущего ребенка для установления очередности; 1 справки с места работы другого родителя о неполучении пособия и не использовании отпуска по уходу за ребенком, расчет пособия из среднего заработка (40%).
В ходе проведения проверки Фондом установлено неправомерное применение обществом районного коэффициента 1,3 при начислении работнику Корнейчук Т.А. пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Сумма пособия в размере 3510,16 (в том числе, за период с июля 2014 по декабрь 2014 - 3091,92 руб., за период с января по 12.03.2015 - 418,24 руб.), выплаченная за счет средств ФСС, не принята к зачету.
Результаты проверки отражены в акте камеральной проверки от 01.12.2015 N 68.
Решением от 23.12.2015 N 68 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Фондом не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в сумме 3510,16 руб.
Обществу доначислены страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 89,67 руб. и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 105,13 руб., произведен расчет пеней на сумму не принятых к зачету расходов; страхователю предложено отразить в бухгалтерском учете и отчетности и в расчетной ведомости по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за отчетный период 2014 сумму в размере 3091,92 руб. не принятых к зачету расходов; произвести корректировку сумм не принятых к зачету расходов в размере 418,24 руб. в расчетных ведомостях по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за отчетный период 12 месяцев 2015, отразить в бухгалтерском учете и отчетности не принятые к зачету расходы, предоставить уточненный отчет за период 1 квартал 2015 года на бумажных носителях, а также произвести расчет пеней на сумму не принятых к зачету расходов (пункты 2-3 решения).
Решением от 23.12.2015 N 68 о частичном выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения обществу выделены средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 27006,82 руб.; отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 3510,16 руб.
Решением вышестоящего органа от 26.02.2016 жалоба страхователя на указанные решения филиала N 11 ГУ ИРО ФСС РФ оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением от 23.12.2015 N 68 о непринятии к зачету расходов в сумме 3510,16 руб. и с решением от 23.12.2015 N 68 о частичном выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части отказа в выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в размере 3510,16 руб., ООО "РУСАЛ Тайшет" обжаловало их в судебном порядке.
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об удовлетворении требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
В силу пункта 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что фондом не доказано наличие оснований для принятия оспариваемого решения, при этом обществом подтверждено нарушение оспариваемым решением его прав и законных интересов, как страхователя, на получение зачета при уплате платежей по обязательному социальному страхованию, в части произведенных им расходов, связанных с выплатами пособий по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам.
Суд первой инстанции правильно исходил из правомерности применения обществом коэффициента 1,3 при исчислении размера пособий по обязательному социальному страхованию, исходя из следующего.
В силу статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" предусмотрено, что в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 11.1 названного Закона ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Статьей 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрено, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособий гражданам, имеющим детей, и пособия на погребение определяются с учетом этих районных коэффициентов.
В соответствии со статьями 1, 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" (действовавшего до 27.06.2011) исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Главой администрации Иркутской области во исполнение вышеназванного нормативного акта принято постановление от 28.01.1993 N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", согласно которому с 01.01.1993 на территории районов и городов юга Иркутской области (за исключением г. Ангарска, г. Черемхово и Черемховского района, г. Тулуна и Тулунского района и работников ВСЖД, по которым приняты решения облисполкома и постановления главы администрации, г. Усть-Илимска, Усть-Илимского и Нижнеилимского района, где установлен коэффициент 1,6, г. Братска, Братского района, где установлен коэффициент 1,4) установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,3.
Законность указанного нормативного акта была предметом проверки в судебном порядке. Решением Иркутского областного суда от 07.12.2007, оставленным без изменения Определением Верховного Суда РФ от 19.03.2008 N 66-Г08-1, оспариваемые положения постановления от 28.01.1993 N 9 признаны непротиворечащими федеральному закону.
ООО "РУСАЛ Тайшет" расположено в Тайшетском районе, являющемся административно-территориальной единицей Иркутской области.
При таком правовом регулировании суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что общество, руководствуясь действующим законодательством, в том числе нормативным правовым актом Иркутской области, при определении размера пособий по обязательному социальному страхованию правомерно применяло районный коэффициент 1,3, с учетом которого начисляется заработная плата работникам данного общества.
Данный вывод суда подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 17.12.2013 по делу N А19-15690/2013, которым удовлетворены требования ОАО "Корпорация "Иркут" о признании незаконным решения Городского филиала N 5 ГУ ИРО ФСС РФ от 13.09.2013 N 38 ос/с/р, вынесенного по результатам плановой выездной проверки страхователя за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
Верховным Судом Российской Федерации по делу N А19-15690/2013 вынесено определение N 302-КГ14-4138 от 21.11.2014, которым отказано Фонду социального страхования в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, выводы судов признаны обоснованными.
Суд апелляционной инстанции считает довод апелляционной жалобы фонда об источниках осуществления затрат на выплату районных коэффициентов и необходимости расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации, из которых выплачиваются пособия по обязательному социальному страхованию, только на основании нормативных актов Российской Федерации, нормативно необоснованным.
Доводы фонда о том, что работодатель в случае применения им районного коэффициента 1,3 должен за счет собственных средств производить выплату страхового обеспечения в сумме, составляющей разницу между коэффициентом 1,2 и коэффициентом 1,3, являлись предметом оценки суда первой инстанции и правильно им отклонены.
Довод фонда о том, что выплаты пособий по обязательному социальному страхованию осуществляются за счет средств Фонда социального страхования России, являющихся федеральной собственностью, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку, исходя из Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, и постановления Главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", источник возмещения расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе при расчете пособий с использованием коэффициента 1,3, формируется на счетах Фонда социального страхования, в том числе, за счет отчислений работодателя из заработной платы работника.
Следовательно, общество, производя исчисление заработной платы своим работникам с применением районного коэффициента в размере 1,3, что фондом не оспаривается, соответственно, уплачивая страховые взносы в Фонд социального страхования России, сформировало соответствующий источник для выплаты сумм пособий с учетом того же районного коэффициента.
При установленных по делу обстоятельствах и действующем правовом регулировании у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения требований заявителя. Приведенным в апелляционной жалобе доводам фонда судом первой инстанции дана надлежащая оценка, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания выводов суда первой инстанции необоснованными.
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Судом первой инстанции на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно распределены расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб. за рассмотрение заявления об оспаривании решений Фонда социального страхования и взысканы с него как с проигравшей стороны по делу в пользу Общества.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 мая 2016 года по делу N А19-5280/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Иркутской области.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-5280/2016
Истец: ООО "РУСАЛ Тайшетский алюминевый завод"
Ответчик: ГУ - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N11
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5453/16
17.08.2016 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4974/16
15.07.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3333/16
25.05.2016 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-5280/16