Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 октября 2016 г. N Ф03-4838/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Владивосток |
|
18 июля 2016 г. |
Дело N А24-4803/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июля 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Краевого государственного бюджетного учреждения "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края",
апелляционное производство N 05АП-4199/2016
на решение от 18.04.2016
судьи А.М. Сакуна
по делу N А24-4803/2015 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Краевого государственного бюджетного учреждения "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" (ИНН 4101138771, ОГРН 1104101003456, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 26.07.2010)
о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (ИНН 4101036307, ОГРН 1024101041470, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.12.2002) от 18.11.2015 N 21-06/285-15Ж,
третьи лица: Министерство финансов Камчатского края, общество с ограниченной ответственности "Стройтехгрупп", открытое акционерное общество "Единая электронная торговая площадка", общество с ограниченной ответственностью "Юсас-Строй", общество с ограниченной ответственностью "КапиталСтройИнвест",
при участии:
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное казенное учреждение "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" (в соответствии с принятым судом первой инстанции уточнением) (далее - заявитель, учреждение, КГКУ "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - управление, антимонопольный орган, УФАС по Камчатскому краю) от 18.11.2015 N 21-06/285-15Ж.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, были привлечены: Министерство финансов Камчатского края, общество с ограниченной ответственности "Стройтехгрупп" (далее - ООО "Стройтехгрупп"), открытое акционерное общество "Единая электронная торговая площадка" (далее - ОАО "Единая электронная торговая площадка"), общество с ограниченной ответственностью "Юсас-Строй" (ООО "Юсас-Строй"), общество с ограниченной ответственностью "КапиталСтройИнвест" (далее - ООО "КапиталСтройИнвест").
Решением от 18.04.2016 суд отказал учреждению в удовлетворении заявленных требований, признав оспариваемое им решение антимонопольного органа законным и обоснованным.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 18.04.2016, учреждение просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что согласно Постановлению Правительства Камчатского края от 16.07.2014 N 303-П уполномоченным органом по осуществлению закупок на сумму более 50 миллионов рублей является Министерство финансов Камчатского края, следовательно, оспариваемым решением управления к ответственности привлечено ненадлежащее лицо.
Антимонопольный орган в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразил, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
Третьи лица, участвующие в деле, письменные отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не представили.
ОАО "Единая электронная торговая площадка" представило в материалы дела ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. Рассмотрев данное ходатайство, коллегия определила его удовлетворить.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства стороны, третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
07 октября 2015 года КГКУ "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" был издан приказ N 38-з о размещении закупки на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта "Группа жилой застройки в границах ул. Свердлова, ул. Хуторская в г. Елизове Камчатского края" (1, этап строительства), с начальной (максимальной) ценой 193 624 810 руб. путем проведения электронного аукциона в связи с передачей учреждению полномочий на выполнение функций государственного заказчика.
21 октября 2015 года на сайте электронной площадки АО "ЕЭТП" и на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru заказчиком - КГКУ "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" опубликованы извещение N 0138200001215000031 и документация о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта "Группа жилой застройки в границах ул. Свердлова, ул. Хуторская в г. Елизове Камчатского края".
Начало подачи заявок - 12.10.2015. Дата и время окончания подачи заявок - 02.11.2015 в 10 час. 00 мин.
26 октября 2015 года на сайте электронной площадки АО "ЕЭТП" и на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru заказчиком - КГКУ "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" опубликовано изменение извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0138200001215000031 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта "Группа жилой застройки в границах ул. Свердлова, ул. Хуторская в г. Елизове Камчатского края.
Начало подачи заявок - 21.10.2015. Дата и время окончания подачи заявок - 11.11.2015 в 10 час. 00 мин
11 ноября 2015 года ООО "Стройтехгрупп" была подана жалоба на положения документации об указанной закупке.
На участие в аукционе до 11.11.2015 поступило 2 заявки, в том числе от ООО "Юсас-Строй" и от ООО "КапиталСтройИнвест" (далее - ООО "КапиталСтройИнвест").
В соответствии с протоколом от 12 ноября 2015 года заседания по рассмотрению первых частей заявок на участие в электронном аукционе (протокол N 0138200001215000031-1) оба участника, подавшие заявки, были допущены к участию в открытом аукционе в электронной форме.
По результатам рассмотрения вторых частей заявок 16.11.2015 (протокол N 0138200001215000031-3 поведения итогов электронного аукциона от 17.11.2015) ООО "Юсас-Строй" признано победителем открытого аукциона N 0138200001215000031 в электронной форме.
По результатам рассмотрения жалобы УФАСпо Камчатскому краю 18.11.2015 принято решение по делу N 21-06/285-15Ж о нарушении законодательства в сфере закупок, в соответствии с которым жалоба ООО "Стройтехгрупп" признана частично обоснованной в части не включения в состав единых требований к участникам закупки требования о том, что участник закупки не является оффшорной компанией (пункт 1), признано в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе (пункт 2). Предписание было решено не выдавать в связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результат определения подрядчика по закупке (пункт 3).
Не согласившись с вынесенным решением по делу N 21-06/285-15Ж, учреждение обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Порядок проведения торгов на право заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с 01.01.2014 регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -Федеральный закон N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Часть 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает требования к содержанию документации об электронном аукционе.
Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Статьей 31 Федерального закона N 44-ФЗ установлены требования к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
В силу пункта 10 части 1 указанной статьи одним из таких требований является требование о том, что участник закупки не должен являться оффшорной компанией.
Информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 5 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, в извещении и в аукционной документации в силу указанных императивных норм Федерального закона N 44-ФЗ заказчик обязан установить единые требования к участникам закупки, в том числе, и требование о том, что участники закупки не должны являться оффшорными компаниями.
Как следует из материалов дела, такое требование к участникам закупки в аукционной документации, утвержденной заказчиком - КГБУ "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края", на проведение открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта "Группа жилой застройки в границах ул. Свердлова, ул. Хуторская в г. Елизове Камчатского края отсутствует.
Руководствуясь вышеизложенным, коллегия признает правильным вывод управления, суда первой инстанции о том, что заказчиком при проведении указанного открытого аукциона было допущено нарушение положений пункта 10 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
Довод общества о том, что согласно Постановлению Правительства Камчатского края от 16.07.2014 N 303-П уполномоченным органом по осуществлению закупок на сумму более 50 миллионов рублей является Министерство финансов Камчатского края, следовательно, оспариваемым решением управления к ответственности привлечено ненадлежащее лицо, коллегия отклоняет.
Действительно, Постановлением Правительства Камчатского края от 16.07.2014 N 303-П "О Порядке взаимодействия заказчиков Камчатского края с уполномоченным органом на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (в пункте 1) установлено, что Министерство финансов Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением обоснования закупок, определения условий контракта, в том числе определения начальной (максимальной) цены контракта, и подписания контракта, путем проведения открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок, запроса предложений для нужд контрольного органа в сфере закупок Камчатского края, а также путем проведения открытого аукциона в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта, превышающей 50 миллионов рублей, для иных исполнительных органов государственной власти Камчатского края, краевых государственных казенных учреждений, а также бюджетных учреждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем, согласно пункту 2 указанного Постановления заказчиками Камчатского края, с которыми уполномоченный орган на определение поставщиков на основании настоящего Постановления осуществляет взаимодействие, выступают исполнительные органы государственной власти Камчатского края, краевые государственные казенные учреждения, а также бюджетные учреждения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Указанным Постановлением установлен Порядок взаимодействия заказчиков Камчатского края с уполномоченным органом на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Разделом 2 указанного Порядка установлены права и обязанности заказчиков Камчатского края.
В частности, согласно указанному разделу при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчики Камчатского края обязаны:
- подготовить описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе;
- разработать документацию о закупке, в том числе проект контракта;
- согласовать объект закупки с начальной (максимальной) ценой контракта, превышающей 50 миллионов рублей, с Первым вице-губернатором Камчатского края, вице-губернатором Камчатского края или заместителем Председателя Правительства Камчатского края в соответствии с распределением основных обязанностей между губернатором Камчатского края, Первым вице-губернатором Камчатского края, вице-губернатором Камчатского края и заместителями Председателя Правительства Камчатского края.
Краевые государственные казенные и бюджетные учреждения обязаны согласовать документацию о закупке с исполнительными органами государственной власти Камчатского края, в ведении которых они находятся;
- направить в уполномоченный орган на определение поставщиков в электронном виде документацию о закупке с согласованиями, указанными в пункте 4 части 2.1 настоящего Порядка, для определения в ней дат и сроков в соответствии с Законом о контрактной системе, не позднее чем за 10 рабочих дней до дня окончания срока начала осуществления закупки (размещения заказа), установленного заказчиком Камчатского края в плане-графике;
- утвердить документацию о закупке у руководителя заказчика Камчатского края либо лица, его замещающего, в день ее поступления от уполномоченного органа на определение поставщиков,
- направить утвержденную документацию о закупке для размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) или до ввода ее в эксплуатацию на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) в уполномоченный орган на определение поставщиков в форме электронного документа и на бумажном носителе не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем утверждения указанной документации,
- по запросу участников закупки предоставлять разъяснения положений документации о закупке, связанных с описанием объекта закупки и проектом контракта, направлять такие разъяснения в уполномоченный орган на определение поставщиков для размещения в ЕИС или до ввода ее в эксплуатацию на официальном сайте в порядке, установленном Законом о контрактной системе,
- заключить контракт с победителем закупки, а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки, заявка которого на участие в такой закупке в соответствии с Законом о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о такой закупке,
- разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в ЕИС или до ввода ее в эксплуатацию на официальном сайте.
Как следует из приказа КГКУ "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" N 38-з от 07.10.2015 о размещении спорной закупки, данная закупки была размещена учреждением на основании Приказа Министерства строительства Камчатского края от 10.11.2014 N 102 "Об утверждении государственного задания краевому государственному бюджетному учреждению "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", Соглашения N 1 от 11.11.2015 "О передаче полномочий Министерства строительства Камчатского края КГБУ "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" на выполнение функций государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства Камчатского края".
Из вышеизложенного следует, что, несмотря на то, что уполномоченным на определение поставщиков органом (в том числе путем проведения открытого аукциона в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта, превышающей 50 миллионов рублей) в сфере закупок Камчатского края является Министерство финансов Камчатского края, заказчиком в рассматриваемом случае является КГКУ "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края", которое в силу раздела 2 Порядка взаимодействия заказчиков Камчатского края с уполномоченным органом на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является лицом, ответственным, в том числе, за разработку документации о закупке, за ее соответствие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
Таким образом, оспариваемое решение управление правомерно вынесено в отношении КГКУ "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края".
Руководствуясь вышеизложенным, коллегия приходит к выводу о том, что решение УФАС по Камчатскому краю от 18.11.2015 N 21-06/285-15Ж соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно отказал учреждению в удовлетворении требований о признании указанного решения антимонопольного органа недействительным.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Апелляционная жалоба не содержит сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 18.04.2016 по делу N А24-4803/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-4803/2015
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 октября 2016 г. N Ф03-4838/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: краевое государственное бюджетное учреждение "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
Третье лицо: Министерство финансов Камчатского края, ООО ""КапиталСтройИнвест", ООО "Единая электронная тоговая площадка", ООО "Стройтехгрупп", ООО "Юсас-Строй", АО "Единая электронная торговая площадка", Козлов Сергей Михайлович - представитель КГБУ "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю