г. Тула |
|
20 июля 2016 г. |
Дело N А54-6644/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.07.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.07.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Григорьевой М.А. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондаренко О.А., при участии в судебном заседании представителя заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046206020365) - Авачевой Е.Н. (доверенность от 11.01.2016 N 2.2.1-20/7), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Рязанская передвижная механизированная колонна" (г. Рязань, ОГРН 1156234013506), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рязанская ПМК" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 14.04.2016 по делу N А54-6644/2015, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Рязанская передвижная механизированная колонна" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 30.07.2015 N 11047 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 14.04.2016 заявленные требования удовлетворены в части в суммы штрафа в размере 16 409 руб.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Заявитель полагает, что установленная решением суда стоимость земельного участка подлежит учету при расчете земельного налога начиная с 01.01.2013.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила оставить обжалуемое решение без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Общество уведомило о возможности рассмотрения дела в отсутствии его представителя.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене в обжалуемой части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 04.03.2015 открытое акционерное общество "Рязанская передвижная механизированная колонна" (с 25.08.2015 прекратило свою деятельность в процессе реорганизации путем преобразования в общество с ограниченной ответственностью "Рязанская передвижная механизированная колонна") представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию N 4 по земельному налогу за 2013 год, в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:34, в соответствии с которой сумма исчисленного к уплате налога составила 122 257 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год. В ходе проверки установлен факт занижения Обществом налоговой базы по земельному налогу за 2013 год.
Результаты проверки зафиксированы в акте камеральной налоговой проверки от 08.06.2015 N 19805.
Налогоплательщик воспользовался правом, предусмотренным пунктом 6 статьи 10 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), 14.07.2015 представил возражения по указанному акту проверки.
30.07.2015 Инспекцией принято решение N 11047 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с данным решением общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 18 409 руб. Также обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 92 045 руб. и пени в сумме 13 668,68 руб.
Не согласившись с указанным решением, общество подало в Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области (далее - Управление) апелляционную жалобу.
Решением Управления 21.10.2015 N 2.15-12/1258 жалоба оставлена без удовлетворения.
Общество, считая решение от Инспекции нарушающим его права и законные интересы, обратился в суд с заявлением о признании его недействительным.
Рассматривая требования по существу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ (в редакции, действующей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка (пункт 2 указанного Закона).
В соответствии со статьей 396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:0034, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации административно-производственных зданий, общей площадью 5 053 кв. м, расположенного по адресу: г. Рязань, пр. Шабулина, д. 4а.
Постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов Рязанской области (приложение N 2 к постановлению).
Данное постановление опубликовано в газете "Рязанские ведомости" за 23.12.2009 (специальные выпуски N 1, N 2 и N 3).
Согласно сведениям федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:0034 (по состоянию на 01.01.2013) 14 286 801,67 руб., что соответствует сведениям, содержащимся в постановлении Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324.
В 2013 году для целей исчисления налоговой базы по земельному налогу, применялась кадастровая стоимость земельных участков, установленная постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324.
Таким образом, исчисление земельного налога за 2013 год должно производиться налогоплательщиком, с применением указанной кадастровой стоимости.
Налогоплательщик полагает возможным при исчислении земельного налога за 2013 год применить кадастровую стоимость земельного участка, установленную решением Арбитражного суда по Рязанской области от 16.10.2014 по делу N А54-419/2014.
Из материалов дела, а также информационной системы "Мой арбитр" следует, что открытое акционерное общество "Рязанская передвижная механизированная колонна" 31.01.2014 обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области, к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:0034, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации административно - производственных зданий, площадью 5 053 кв. м, расположенного по адресу: г. Рязань, пр. Шабулина, д. 4 а, равной его рыночной стоимости в размере 8 150 489 руб. и возложении на кадастровую палату обязанности внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения.
Постановлением министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 14.10.2013 N 10-П "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области по состоянию на 01.01.2013. В соответствии с данным постановлением кадастровая стоимость, принадлежащего истцу земельного участка определена в размере 14 089 431,49 руб.
Ссылаясь на то, что рыночная стоимость земельного участка значительно ниже определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости его кадастровой стоимости, Общество обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с указанным выше исковым заявлением.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 16.10.2014 по делу N А54-419/2014, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 заявленные исковые требования удовлетворены. постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20.04.2015 решение Арбитражного суда Рязанской области от 16.10.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу NА54-419/2014 оставлены без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем, с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, возможность внесения установленной судом рыночной стоимости в качестве кадастровой в государственный кадастр недвижимости с иного, более раннего момента, не предусмотрена.
Согласно абзацу 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.01.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу статьи 16 Федерального закона от 24.01.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с изменением сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время.
Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 следует, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
Обязанность суда устанавливать рыночную стоимость земельного участка на дату утверждения государственной кадастровой стоимости или на дату составления отчета содержится в разъяснениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон N 135 ФЗ прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости.
Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона N 135-ФЗ, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития России от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков.
Также в указанном постановлении отмечено, что, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Учитывая изложенное, применение кадастровой стоимости спорного земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Рязанской области от 16.10.2014 по делу N А54-419/2014 возбужденному на основании заявления, поданного в суд 31.01.2014, для исчисления земельного налога за 2013 год является необоснованным.
Выводы налогового органа о том, что налогоплательщиком допущено занижение налоговой базы в результате неправомерного применения кадастровой стоимости земельного участка, являются правомерными.
Таким образом, налоговым органом правомерно доначислены к уплате земельный налог за 2013 год в сумме 92 045 руб. и пени в сумме 13 668,68 руб.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности и обоснованности решения инспекции о доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 92 045 руб., пени в сумме 13 668,68 руб. и правомерно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Кодекса, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
В силу статьи 110 Кодекса расходы по уплате государственной пошлины з подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 руб. подлежат отнесению на общество.
В порядке статьи 104 Кодекса обществу надлежит возвратить из федерального бюджета 1 500 руб. излишне уплаченной платежным поручением от 11.05.2016 N 11959 государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 14.04.2016 по делу N А54-6644/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Рязанская ПМК" из федерального бюджета 1 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
М.А. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-6644/2015
Истец: ООО "Рязанская ПМК"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N1 по Рязанской области
Третье лицо: ООО "Рязанская ПМК" в лице представителя Асеевой Юлии Михайловны