г. Ессентуки |
|
19 июля 2016 г. |
Дело N А20-540/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край,
в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Дышекова Альберта Таукановича на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2016 по делу N А20-540/2016 (судья Кочкарова Н.Ж.)
по заявлению Дышекова Альберта Таукановича (г. Чегем)
к Отделению - Национальному банку Кабардино-Балкарской Республики Южного управления Центрального банка Российской Федерации (г. Нальчик)
об отмене постановления от 10.12.2015 по делу об административном правонарушении N 83-15-Д/0005/3120,
при участии Дышекова А.Т. и его представителя Гутова З.А., действующего по доверенности от 09.03.2016, а также представителя Отделения - Национального банка Кабардино-Балкарской Республики Южного управления Центрального банка Российской Федерации Емузова Л.Х. по доверенности от 23.05.2016 N ДВР16-Т83/5,
УСТАНОВИЛ:
Дышеков Альберт Тауканович (далее - Дышеков А.Т.) обратился в Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением об отмене постановления Отделения - Национального банка Кабардино-Балкарской Республики Южного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Управление) от 10.12.2015 N 83-15-Д/0005/3120, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением Нальчикского городского суда от 11.01.2016 заявление Дышекова А.Т., передано на рассмотрение по подведомственности в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Определением суда от 21.03.2016 заявление Дышекова А.Т. принято к производству Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 18.05.2016 в удовлетворении заявленных требований Дышекова А.Т. отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях (бездействиях) состава вменяемого правонарушения, соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности.
В апелляционной жалобе Дышеков А.Т. просит отменить решение суда. Считает, что он не является специальным должностным лицом ответственным за осуществление внутреннего контроля и реализацию правил внутреннего контроля Банка.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление указывает на законность принятого постановления о привлечении Дышекова А.Т. к административной ответственности, отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобе, просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании Дышеков А.Т. и его представитель поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель Управления возразил по существу доводов Предпринимателя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, период с 01.01.2014 по 15.09.2015 уполномоченными должностными лицами Управления проведена выездная проверка соблюдения ПАО КБ "Еврокоммерц" по СКФО (далее - Банк) законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В проверяемом периоде с 01.01.2014 года по 15.09.2015 года заместителем директора филиала Банка являлся Дышеков А. Т. на основании приказа от 03.11.2010 N 148-к. и с 27.07.2015 на основании приказа от 27.07.2015 N 4-246.
В ходе проведенной проверки Управлением установлено следующее: 1. В нарушение п.п. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N115-ФЗ) не проведена идентификация клиентов до приема на обслуживание (стр. 13-14. 179 Акта); 2. В нарушение п.п. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ не приняты доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарного владельца клиента - ООО "Дио" (стр. 41,179 Акта); 3. В нарушение п. 2.1 и п. 2.3 Положения Банка России от 19.08.2004 N 262-П (далее - Положение N262-П) информация в анкетах идентификации клиентов не соответствовала информации содержащейся в досье клиента; 4. В нарушение п. 2.1, 2,3, 2.8 Положения N 262-П в анкете идентификации выгодоприобретателя ООО "Азимут-СК" по операции клиента ООО "Новострой", связанной с оплатой за третье лицо по п/п N9 от 29.06.2015 отсутствуют необходимые сведения; 5. В нарушение п. 2.8 Положения N 262-П не проведена идентификация выгодоприобретателей клиентов по КФХ Аутлова С.А., ООО "Алекс-Итал"; 6. В нарушение п. 2.9 Положения N 262-П и Приложения 5 ПВК в целях ПОД/ФТ уровень риска у 8 клиентов оценен как низкий при наличии операций, относящихся к повышенной степени риска (ИП Залиханов Магомед Ахияевич, ИП Мусилова Хадижат Мусиловна, ИП Плиева Залина Зауровна, ИП Тохова Рузана Хаутиевна, ООО "Дио", ООО "Триада", ООО "Вершина", ООО "Алекс-Итал") (стр. 65,66, 180 Акта). ИП Залиханов Магомед Ахияевич, ИП Мусилова Хадижат Мусиловна, ИП Плиева Залина Зауровна, ИП Тохова Рузана Хаутиевна, ООО "Дио", ООО "Триада", ООО "Вершина", ООО "Алекс-Итал" осуществляли операции по снятию наличных денежных средств со счета, не связанные с выплатой заработной платы и выплатами социального характера, которые на основании п.п. 2.9.1 Положения N 262-П относятся к операциям повышенного уровня риска, но в анкетах идентификации клиентам присвоен низкий уровень риска; 7.В нарушение п. 1.12, п. 1.13 Приложения 2 к Положению N262-П в анкетах (досье) клиентов 13 юридических лиц и 4 индивидуальных предпринимателей ООО "Мир тепла-05" от 15.02.2013, 13.02.2015, ООО "Мегалайн" от 29.07.2014, 20.02.2015, ООО "Сол" от 17.01.2014, 30.07.2015, ООО "Сто и К" от 25.09.2014, 01.06.2015, ООО "Вершина" от 21.12.2012, от 13.05.2014, ООО "Дио" от 11.11.2013, от 11.11.2014), ООО "Луч" от 06.09.2012, 06.05.2014, ООО "Лидер" от 23.04.2012, 23.04.2015, ООО "Алекс-Итал" от 19.10.2011, 15.05.2015, ООО "Триада" от 07.11.2013, 17.05.2015, ООО "Винил" от 08.02.2013, 17.05.2014, ООО "СТК" от 17.12.2013, 31.07.2015, ООО "Строй-Альянс" от 16.09.2014, 31.07.2015, ИП Залиханова М.А. от 17.09.2010, 13.05.2015, ИП Мусиловой Х.М. от 04.06.2013, 19.05.2015, ИП Плиевой 3.3. от 06.12.2013, 19.05.2015, ИП Тоховой Р.Х. от 31.03.2013, 19.05.2015, отсутствуют сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений данных клиентов с филиалом, сведения о целях финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении (стр. 46, 179 Акта).
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 16.09.2015 N А3КИ25-14-7/14ДСП.
По мнению Управления в действиях (бездействиях) Дышекова А.Т. имело место, ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей повлекших нарушение законодательства в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля, выразившееся в нарушении требований Закона N 115-ФЗ, Положения Банка России N 262-П.
02.12.2015 должностным лицом Управления в отношении Дышекова А.Т. составлен протокол N 83-Д/0005/1020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Постановлением от 10.12.2015 Дышеков А.Т. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, Дышеков А.Т. обратился в суд заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая Дышекову А.Т. в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с нормами статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
Статьей 4 Федерального закона N 115-ФЗ установлены меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, к которым относится в том числе, организация и осуществление внутреннего контроля.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (пункт 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ).
Банк относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
Банком утверждены Правила внутреннего контроля (редакции от 16.03.2015, от 22.04.2015, от 22.05.2015, от 01.06.2015, 08.07.2015, от 09.07.2015) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (далее ПВК по ПОД/ФТ).
В соответствии с пунктом 2.1.4. ПВК по ПОД/ФТ заместитель директора филиала Банка несет персональную ответственность за организацию в Филиале работы по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
Как следует из материалов дела Дышеков А.Т. с 03.11.2010 по Приказу N 148-к от 03.11.2010 переведен на должность заместителя директора филиала Банка по Кабардино-Балкарской Республике, а с 27.07.2015 исполнял обязанности директора филиала Банка в соответствии с приказом от 27.07.2015 N2-246 "О совмещении должностей".
В пункте 1.5 должностной инструкции заместителя директора филиала Банка от 01.10.2013 указано, что в своей деятельности заместитель директора филиала руководствуется Законом N 115-ФЗ. В должностной инструкции имеется подпись Дышекова А.Т. об ознакомлении с документом и получении его копии.
Также в п. 4.3 его должностной инструкции предусмотрено, что заместитель директора филиала обязан осуществлять общее руководство подразделениями, входящими в зону ответственности, обеспечивать устойчивую, эффективную работу подразделений в соответствии с Уставом Банка, внутриведомственными нормативными документами и инструкциями в рамках действующего законодательства.
Судом первой инстанции принят довод Управления, о том, что при наличии в Банке утвержденных ПВК по ПОД/ФТ, должностной инструкции и распорядительных актов (приказов), вменяющих Дышекову А.Т. осуществление организационных и контрольных функций, направленных на безусловное выполнение Банком законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, Дышеков А.Т. не обеспечил достаточный контроль за действиями сотрудников Банка, что повлекло совершение выявленных в ходе проведенной проверки нарушений.
Несоблюдение Дышековым А.Т. требований законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма указанных процедур, послужило основанием для привлечения Дышекова А.Т. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Довод Дышекова А.Т. о том, что в соответствии с нормами статьи 3 Закона N 115-ФЗ за вмененные ему нарушения, к административной ответственности могут быть привлечены только сотрудники, в должностные обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях ПОД/ФТ отклонен судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с приведенными выше положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Дышеков А.Т., не исполнивший надлежащим образом свои служебные обязанности, подлежит административной ответственности.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Дышеков А.Т., выполняя функции, указанные в Законе N 115-ФЗ, имел возможность обеспечить соблюдение требований вышеперечисленных нормативно-правовых актов, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушений, не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административно-управленческие функции.
Дышековым А.Т. не представлены доказательства невозможности принятия всех исчерпывающих мер для соблюдения нарушенных им правил.
Довод Дышекова А.Т. о том, что в штате Банке два заместителя директора и в должностных инструкциях и в Правилах не прописаны ответственность каждого заместителя, что указывает на невозможность привлечения Дышекова А.Т. к административной ответственности, также отклонен судом первой инстанции.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ. Дышеков А.Т. в ходе проведения проверки, составления протокола и вынесения постановления по делу об административном правонарушении не представил доказательств принятия всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства по ПОД/ФТ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности Дышекова А.Т. не установлено. Сроки привлечения к административной ответственности не истекли.
Постановление Управления об объявлении предупреждения Дышекову А.Т. по делу об административном правонарушении N 83-15-Д/0005/3120 от 10.12.2015 законно и обоснованно, оснований для его отмены не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривался, поскольку в соответствии с ч. 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2016 по делу N А20-540/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-540/2016
Истец: Дышеков А. Т., Дышеков Альберт Тауканович
Ответчик: Отделение-Национальный банк по Кабардино-Балкарской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации, Отделение-Национальный банк по КБР Южного главного управления Центрального банка РФ